Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Делос. Сингапур античного мира. Первая в Европе зона свободной торговли
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image015.jpg

В середине 2 в. до н. э. после подчинения Македонии одним из ведущих государств Средиземноморья стала Римская империя, поэтому именно к Риму  была обращена просьба Афин о возвращении им острова Аполлона, которую они мотивировали своими давними правами на Делос. Римский Сенат  удовлетворил эту просьбу, так как Афины поддержали римлян в третьей Македонской войне. В 166/165 г. до н. э. остров был передан Афинам и в 146 году до н.э. превращен в свободный порт Римской империи с правом беспошлинной торговли для иностранных купцов.  Этим  решением  Рим преследовал и геополитическую цель —  уменьшение торговых доходов и морской мощи  своего прежнего союзника Родоса.

Прежним жителям Делоса вместе со всем их движимым имуществом было позволено переселиться в Ахайю (на север Пелопоннеса), где они сразу же вошли в число граждан, а их земля была распределена между вновь прибывшими на остров афинскими гражданами[1].

Делос становится одной из первых в мире  и первой европейской документально известной зон свободной торговли. Страбон следующим образом описывает это событие: «Хотя Делос стал, таким образом, знаменит, однако с разрушением Коринфа его слава возросла еще больше. Ибо купцы, ведущие заморскую торговлю, направлялись на Делос, так как их привлекала туда свобода от налогов и повинностей, которой пользовалось святилище, и удобство гавани. В самом деле, остров удачно расположен для тех, кто плывет из Италии и Греции в Азию. Всенародное празднество — это что-то вроде торгового дела, и римляне посещали его более других народов, даже когда Коринф еще существовал. И афиняне, захватив остров, стали проявлять большую заботу и о купцах и о религиозных обрядах».

Начался период экономического расцвета Девоса, остров Аполлона становится столицей международной торговли в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. В период афинского господства и статуса свободного порта на Делосе стали селиться иностранные купцы. Богатые торговцы и судовладельцы стали стекаться в космополитический Делос из Греции и Италии, из Египта и Палестины, из Сирии и Малой Азии, других районов Средиземноморья. Хотя иноземцы  не имели права владеть землей на острове и не обладали политическими правами, их  экономическое значение было велико. Они объединялись в «братства», оказывающие существенное влияние на политику афинских властей. Центром такого братства был обычно храм, в котором почиталось местное божество.  Сохранились  сведения о «братствах», почитателей Посейдона из Берита (совр. Бейрут), Геракла из Тира. Были «братства» торговцев из Рима и Италии, Финикии  и из Александрии Египетской.

Зарубежные «братства» способствовали процветанию острова. Археологи  выявили на Делосе прекрасно оборудованный порт с товарными складами. Были построены новые храмы, агора и  богатые виллы. Общественные и жилые здания  украшались скульптурой,  росписями и мозаикой.

На  остров Аполлона потянулись зодчие, актеры, поэты и художники. На священном острове среди храмов вырастали роскошные виллы, украшенные мозаикой и росписью.
image017.jpg

Римский торговый корабль-зерновоз (50-е годы  н. э., длина - 27 м, ширина - 7,5 м, осадка 2 - 2,5 м). Вместимость не менее 250 - 300 тонн. На этих зерновозах впервые появилось надпалубное помещение, где располагались хозяин и пассажиры.
image019.jpg

В свободном порту торговали благовониями, специями, слоновой костью, поступавшими из финикийских портов и Александрии, а так же египетским зерном. Из Македонии в обмен на зерно шло дерево и смола. Однако самую высокую норму прибыли давала торговля рабами.

Делос превратился в крупнейший из известных когда-либо в античности центров работорговли, Страбон пишет об этом главном восточно-средиземноморском рынке работорговли: «В особенности побуждал к насилиям приносивший огромные выгоды вывоз рабов; ибо поимка рабов производилась легко, а рынок, большой и богатый, находился не особенно далеко, именно Делос, который был способен в один день принять и продать десятки тысяч рабов. Отсюда даже пошла поговорка: «Купец, приставай и выгружай корабль, все продано». Причина этого в том, что после разрушения Карфагена и Коринфа римляне разбогатели и нуждались в большом количестве рабов».  По античным источникам свободный порт Делос мог вместить 120 тысяч рабов. В 130 году до н. э. здесь произошли волнения рабов.

Главной экономической задачей свободного порта на Делосе  было обеспечение постоянного притока рабов для развития крупных рабовладельческих латифундий в Италии и Сицилии.  Работорговля служила главным источником процветания античной демократии.

И чем богаче становились  граждане Римской империи, тем больше требовалось рабов (по-современному гастарбайтеров). Обычным делом было, если римлянин возвращался из длительного похода или  «туристической» поездки на греческих островах, прикупив в качестве сувенира для жены или любовницы  парочку или дюжину  рабов.
image021.jpg
http://kenest.com/archive/2011_12/IMG_2616_delos.jpg

Наибольший расцвет торговой активности Делоса приходится на последнюю четверть 2 века до н. э., чему в немалой степени содействовало разрушение Карфагена и Коринфа (146 г. до н. э.), аннексия Пергама (133 г. до н. э.) и образование римской провинции Азия (129 г. до н. э.).

Высшей законодательной властью на  зависимом от Рима и Афин Делосе была метрополия, обладавшая верховным правом на землю.  Управление Делосом осуществлял «Совет и народ афинян, живущих на острове». Однако это народное собрание не играло роли в обсуждении столь важных для Делоса вопросов, как признание новых богов или постройка новых храмов.

После 130 г. до н. э. Делос формально остался в руках Афин, но магистраты, присылаемые из метрополии, должны были теперь управлять не только афинянами, но и живущими на острове римлянами, греками из других полисов  и восточными купцами.  Делосская космополитическая община совместно возводила некоторые монументы и посвящала статуи официальным лицам.

Союзы («братства»)  иноземных купцов, расположенные на острове, были под властью афинского правителя, в руках которого находились общий надзор, контроль над управлением святилищем,  защита интересов метрополии и контроль торговой деятельности.  С превращением острова в свободный порт появилась новая, связанная с международной торговлей должность,  на которую назначались знатные граждане.

По мере расширения деятельности свободного порта и транзитной торговле все большую роль в жизни острова стали играть магистраты, регулирующие жизнь многоязычной торговой общины.  Им уступили свое место в полисной иерархии храмовые магистраты.

На Делосе развивался  эллинизм, противоположный заложенному Александром Македонским и его «преемниками» на Востоке, где произошло включение греков и македонян в существующую восточную почву. На Делосе предстает перемещение на греческую почву уроженцев Востока и римлян[1].

Делос посещали  восточные купцы и в период независимости. Так, например, в античных источниках зафиксировано  в 276 и 269 гг. до н. э. прибытие купцов Тира и Финикии.  Однако только после создания свободного порта Делос становится для купцов Сирии и  Финикии транзитным рынком сбыта экзотических продуктов восточных стран (благовоний, пряностей, ароматических веществ). Эти товары стали постоянными на местном рынке после 166 года до н. э. В Сирию эти товары доставлялись  из Аравии, и по Великом шёлковому пути из  Бактрии, Китая и Индии.

Активное включение Делоса в систему международной транзитной торговли изменило этнический состав населения острова. Делос становится местом постоянного пребывания торговцев  из многих районов Средиземноморья. Для этого времени характерны смешанные браки. Больше всего на острове было  италийцев,  далее следовали афиняне, уроженцы Востока (Сирии, Египта, Кипра),  Малой Азии, Эвксинского Понта.  Меньше всего упоминаний о жителях островов Эгейского моря, материковой Греции, Македонии, Аравии и Месопотамии.

Александрийцы, сирийцы, финикийцы и уроженцы Малой Азии образовывали фундамент конгломерации или иноземной «колонии» Делоса. Если в 40-х  годах 2 века до н. э. столетия 65 % населения острова составляли афиняне, то к концу века стали преобладать сирийцы (40—50 %).  Афиняне всегда смотрели на остров Аполлона как на свою колонию, а истинной родиной  считали Аттику, где и хотели быть преданы земле.

Остров Аполлона как Вавилон говорил на многих языках.  С  созданием колоний иностранных купцов  численность населения  Делоса растет быстрыми темпами и на рубеже 2-1 веков до н. э. оценивается в античных источниках  в 20 — 30 тыс. человек. Наблюдается стремительная урбанизация.  Возникают новые жилые кварталы с  продуманной планировкой с широкими и прямыми улицами, строго ориентированными по частям света. Археологи раскопали античные виллы: Дом с фронтоном, Дом тритона, Дом Гермеса, Дом с печатями, Дом Филострата,  Дома дельфинов, Дома комедиантов, Дома трезубца, Дома Клеопатры, Дома Диониса и др.

В период существования свободного порта  произошла трансформация религиозной жизни священного острова Аполлона. Если в 3 веке до н. э. основной религией обитателей острова была греческая, то уже с начала 2 века в нее стали проникать элементы различных восточных культов. Остров Аполлона во втором – начала первого века до н. э. стал наглядным примером «мирного сосуществования» разнообразных религий и культов многоязычного населения.

После 166 года до н. э. продолжается почитание греческих богов Аполлона и Артемиды. Египетским богам (Серапису, Исиде и Анубису) поклоняются местные александрийцы, афиняне, римляне, купцы из Малой Азии, Финикии и др.  Из римских богов популярностью пользуется  Рома.

Во 2 веке до н.э. Делос продемонстрировал успешную трансформацию греческого полиса  в эллинистический портовый открытый город. Фактически на священном острове была создана одна из первых мировых моделей успешной глобализации по-римски  и первая европейская зона свободной торговли.

Переселение на остров афинской знати и особенно создание свободного порта способствовало привлечению на остров чужеземцев не только ради посещения культового центра. Массовый приток афинян, италийцев и уроженцев Востока, среди которых доминировали купцы и ремесленники,  привело к созданию на острове самоуправляющих  деловых (торговых) общин или «братств». Как свидетельствую античные источники к концу 2 века до н.э. уроженцы Востока составляли более половины жителей островного полиса. Они привнесли на преимущественно греческую почву восточные обычаи, образ жизни и религиозные верования.  Возник процветающий  эллинистический город со свободным портом и богатыми купцами со всех концов античного мира.

***
Огромное богатство Делоса, связанное в первую очередь, со святилищем Аполлона, обернулось несчастьем. В мирные времена основными поставщиками рабов были пираты. Они, в конце концов, и погубили Делос. Пиратам пришла гениальная мысль не рыскать по многочисленным островам в поисках добычи, а ограбить Делос, что и был сделано с большим размахом.

В 88 году до н. э. понтийский царь Митридат VI, воевавший против Рима, разрушил цветущий Делос. Все население, насчитывавшее около 20 тыс. человек, было убито или продано в рабство. Об этом свидетельствует античный географ Павсаний, который донес до нас «стон богов» по погибшим.

Делос уже не смог больше оправиться от такого удара, а более поздние попытки римлян восстановить остров закончились неудачей из-за пиратских набегов. После второго нападения пиратов в 69 году до н.э. делосские сокровища были окончательно разграблены, после чего остров уже не смог оправиться. От сокровищ, как из рога изобилия, сыпавшихся на святилище Аполлона в результате многовекового расхищения практически ничего не сохранилось. Делос был постепенно заброшен.
В дальнейшем изменилась и геополитическая обстановка в Восточном Средиземноморье. В 30 г. до н. э. Египет перешёл  под власть Рима и главный центр торговли с Востоком переместился в Александрию.

В 6 веке с приходом христианства жители окончательно покинули остров. Делос, как языческое святилище,  стал неприемлемым местом проживания для первых христиан. Впоследствии Делос последовательно завоёвывается византийцами (727), славянами (769), сарацинами (821), венецианцами, госпитальерами Святого Иоанна Иерусалимского, оттоманскими турками. Священный остров Аполлона превратился в каменоломню.

Информация для размышления.  В Римской империи был не только создан свободный порт на греческом Делосе, но и согласно античным  источникам —  первая европейская зона свободной торговли.  При этом Римский Сенат не требовал от зарубежных торговых «братств», выбирать между торговлей с Западом или Востоком. Финикия и Сирия торговали и с бедуинами Аравии и с Поднебесной. Во 2-ом веке до н.э. впервые произошла глобализация  и образовалось единое пространство древнего мира  от Рима до Поднебесной,  коммуникационным хребтом которого был  Великий Шелковый путь.

Более чем через два тысячелетия «просвещённые» европейцы ставят перед новыми членами зоны свободной торговли (Украина, Молдова) политические условия или/или. Если вступаете в ЗСТ, то не должны  участвовать в  Евразийском экономическом союзе.   Несмотря на научно-технический прогресс, произошло или отупения в головах чиновников из Брюсселя или Объединённая Европа сегодня истинная марионетка Соединённых Штатов.
[1] Лопухова О. Б. Делос во II веке до нашей эры. Глава из коллективной монографии «Эллинизм: экономика, политика, культура». — М.: Наука, 1990.




?

Log in

No account? Create an account