Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Проданный Амур-батюшка
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев

http://img-fotki.yandex.ru/get/4813/82398288.f/0_49faf_b14e15b8_XL

Бывший флагман амурского пассажирского флота у последнего причала в Южной Корее

Название поста заимствовано из  газеты «МК-Хабаровск», где в номере за 22 июня 2012 года опубликован статья «Проданный Амур».

Амур-батюшка или по-китайски Хэйхэ («Черная река») протекает по территории России и Китая. Российское судоходство  началось на Амуре с 1854 года.

В настоящее время значительная часть реки от Покровки (Забайкальский край) до Хабаровска на протяжении 2 тыс. км закрыта для частного и маломерного судоходства  российских граждан на радость китайским рыбакам.

До распада СССР по Амуру ходили круизный  четырехпалубный теплоход с оригинальным названием «30 лет ГДР» (где ГДР и где Дальний Восток!)  и  средние речные грузопассажирские теплоходы (проект 860):  «Ерофей Хабаров», «Семён Дежнёв», «Миклухо-Маклай», «Г. И. Невельской», «В. Поярков», «Пржевальский» и «Георгий Седов» (1958 – 1963 годов постройки).  Суда состояли на балансе Амурского пароходства, в состав которого входили порты:  Благовещенск, Поярково, Амурск, Николаевск-на-Амуре и Свободный.

В 80-е годы была осуществлена реконструкция и модернизация большинства  крупных пассажирских судов в Харбине (КНР) по цене $3,5 млн. за каждый.

Пассажирские суда «Г.И. Невельской» и «Георгий Седов» построены на Сретенском судостроительном и судоремонтом заводе. Пассажировместимость до модернизации —  304 человека и примерно 43 члена экипажа.


Пассажирские суда в начале 90-х годов после реконструкции на Харбинской верфи  в КНР.


Пассажирский речной четырёхпалубный теплоход «30 лет ГДР»  был флагманом Амурского речного пароходства. Теплоход на рейде речного вокзала Комсомольска-на-Амуре


Судно построено в 1980 году на верфи в Германской Демократической Республике.  Первую навигацию теплоход совершал круизы из Ростова-на-Дону по Дону и Волге (один раз даже до Москвы). В 1981 году с Черного моря перегоняли плавучий док  для Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. В нем комфортабельный теплоход отправили на Дальний Восток, где он стал совершать пассажирские рейсы, в том числе с туристами по маршруту  из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре.

В 1990 году руководству  Амурского пароходства пришла гениальная мысль переименовать теплоход со странным для Дальнего Востока названием во «Владимир Арсеньев» в честь путешественника, географа и писателя, исследователя Дальнего Востока. Но наступили времена дикого капитализма,  и из-за резкого сокращения туристов с 1992 года судно использовалось как плавучая гостиница в бухте Золотой Рог Владивостока. А в 1995 году теплоход был продан в Южную Корею, реконструирован под плавучий «Ferris Flotel». В 2003 году во время тайфуна судно опрокинулось и в 2004 году отправлено на металлолом.

К 2011 году все крупные пассажирские суда Амурского пароходства были успешно проданы (разворованы?) на металлолом по цене неразделанного металлолома ($140 тыс. за судно или в 25 раз меньше чем обошлась  реконструкция) или приспособлены в качестве рыболовных плавбаз на Нижнем Амуре. Амур-батюшка, входящий в десятку крупнейших рек мира, остался без большого пассажирского флота.

В настоящее время речные круизы не осуществляются из-за отсутствия судов. Функционирует «туристическая» линия для челноков  Хабаровск — Фуюань (Китай), где работают скоростные теплоходы «Полесье», обслуживающие за навигацию 70 тыс. человек.

Транзитный скоростной маршрут «Хабаровск — Николаевск-на-Амуре» обсуживают три скоростных судна на подводных крыльях «Метеор», каждое пассажировместимостью 123 человека. Время в пути на этой самой протяжённой в мире скоростной линии (931 км)  для этого типа судов составляет 18 часов. Требуется нордическое здоровье, чтобы выдержать это путешествие летом без кондиционеров и большой порцией шума от работающих двигателей.  Запомнится и путешествие от Комсомольска до Николаевска (600 км за 10 часов).

После успешной утраты большого пассажирского флота начались мечты о его возрождении на Амуре. Среди прожектов проекты круизных маршрутов Хабаровск – Благовещенск и от Хабаровска не только до Николаевска-на-Амуре, а и далее до Шантарских островов.  При этом энтузиасты справедливо отмечают, что в других речных бассейнах (на Волге, Лене и Енисее) удалось сохранить доходный круизный  туризм за счет модернизации  пассажирских судов постройки 50-60-х годов. Но на Амуре старые суда испарились в цунами безграничной демократии, а окупаемость строительства новых лайнеров может занять столетие.

Если Остап Бендер мечтал, что «Запад нам поможет», сегодня надежды на коммунистический Китай. Несомненно, Поднебесная может в рекордно короткие сроки возвести мосты на Амуре и восстановить уничтоженное русскими пассажирское судоходство.  Но за все в жизни нужно платить.

Пойдут по Амуру круизные суда,  и китайские гиды будут рассказывать своим соотечественникам не только о нерушимой советской дружбе «Русский с китайцем — братья навек!», которая, кстати, просуществовала не многим более десятилетия.  Гиды так же расскажут, что на Нижнем Амуре стояли китайские (маньчжурские) храмы на мысе Тыр, а в Благовещенске в результате жестокой резни было убито  и потоплено в Амуре свыше 5 тыс. китайцев.

Мне повезло, в августе  1973 года во время полевых работ в составе  Дальневосточной экспедиции Московского университета я отправился из  Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, если мне не изменяет память,  на  теплоходе «Георгий Седов». С борта были сделаны снимки (слайды) приамурских пейзажей, которые размещены в следующем посте. На теплоходе работал ресторан, в котором можно было заказать приличный портвейн.

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало)

Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка 
Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада»
Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт


?

Log in

No account? Create an account