Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев

http://s016.radikal.ru/i337/1309/20/634677a919e6.jpg
Островная часть посёлка Маго во время наводнения 2013 года

Типичным примером варварского «волнового освоения» Приамурья является судьба села Маго (поселка городского типа с 1949 по 2011 годы). Маго расположено на левом берегу Амура в 30 км к западу от Николаевска-на-Амуре.  Население сократилось за полвека с 1960 года  с 5,4 до 1,4 тыс.  жителей.

Собственно Маго расположен на узкой кромке  левого берега Пальвинской  протоки Амура.

Поселение основано в начале 19 века нивхами, которые занимались пушным промыслом и рыболовством.

По данным Центрального государственного архива СССР (фонд 1315)  после основания русскими Николаевска-на-Амуре, пришлось искать удобно место для зимовки судов. Стоянка была оборудована в протоке Пальво, где возник русский посёлок с населением около 200 человек (1890). В дальнейшем в связи со строительством морского порта в Николаевске, необходимость в  стоянке отпала.

В конце 19 века на одном из пойменных островов напротив Маго строятся торговые склады благовещенского купца Алексеева, и создается  перевалочная база Амурского пароходства  для снабжения золотых приисков в районе озер Орель и Чля. Местоположение базы на периодически почти полностью затапливаемом острове было вызвано возможность организовать  более эффективную защиту  от разграбления.

Летом 1920 года в Маго было эвакуировано китайское и часть русского населения Николаевска-на-Амуре. Город был сожжен партизанским отрядом Якова Тряпицына.  Эвакуация была организована китайский консулом на китайских канонерках. Согласно договорённости с партизанами  Маго было объявлено «международным поселением».

После завершения «золотой лихорадки» уже при советской власти  с 1924 года до начала 30-х годов  на месте перевалочной базы организуется производство по экспорту  леса (стране нужна валюта).

В 1940 году, согласно воплощению в жизнь Директив 18 съезда ВКП(б)   на острове создаётся  морской порт по перевалке рыбы, а так же грузов для рыбной промышленности Нижнего Амура (стране опять нужна валюта).   На рубеже 50-х годов при рекордных ловах лососевых грузооборот порта составлял до 100 тыс. тонн в год, а Маго становится поселком городского типа.

Во время моих полевых работ на Нижнем Амуре в 1973 году  грузооборот порта был  незначительным. Лесотарный комбинат  выпускал рыбную бочкотару.  До 60% острова подвергалось ежегодному затоплению, а денег на строительства дамбы не было. Только после катастрофического наводнения 2013 года, то есть через сорок лет началось строительство дамбы.

В 1955 году в Маго организуется  морской рейд  лесной сплотки «сигар», которые морские  буксиры транспортировали в Японию (стране опять, но очень нужна валюта) и к Охотскому побережью.  На коренном берегу для работников был построен посёлок Рейдовый.

В связи с вырубкой леса вокруг Маго на склонах распадков в селитебной зоне  образовались глубокие овраги.

В 1968 году на основе соглашения между СССР и Японией о дальнейшем  увеличении экспорта  леса, его вырубка и экспорт получили очередное дыхание (стране по-прежнему нужна валюта).  Древесина загружалась в трюмы японских лесовозов, которые при неблагоприятной  навигационной обстановке в Амурском лимане, догружались в порту Лазарева. Из-за катастрофического распространения оврагов  поселок Рейдовый не мог расширяться, пришлось для рабочих рейда морской сплотки  закладывать еще одни посёлок в урочище «Овсяное поле».


Картосхема Маго 1973 года


За столетнюю  историю Маго неоднократно менял производственную специализацию ради предпринимателей и государства, при этом проблемы живущих здесь людей  игнорировались.

Маго состоял из 7 поселков (частей), расположенных на удаление друг от друга, связь между ними осуществлялась пешеходной (!) тропой.  Только в 1972 году была построена автомобильная дорога Рейдовый – Ситцевый, а в 1975 году завершилось строительство  круглогодичной дороги Маго – Николаевск-на-Амуре (45 км).

Институт Хабаровсккрайпроект еще в 1963 году (когда коммунизму уже был не за горами) разработал проект  планировки Маго, предусматривающий к 1975 году создания здесь города с населением 13 тыс. человек. Романтический прогноз не оправдался, население села Маго уже в 2013 году  составило менее 1,3 тыс. жителей. Капитализм оказался еще более хищным к местным природным ресурсам, чем социализм.

Японский лесовоз под погрузкой в порту Маго







В 1973 году строилась круглогодичная дорога Маго – Комсомольск-на-Амуре.


Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало)

Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка 
Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада»
Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт



  • 1
(Анонимно)
Где Вы взяли информацию о том , что дорога между Ситцевым и Рейдом открылась в 1972 году ? И что был уничтожен п. Ситцевый ? Он и сейчас живёт и здравствует !

Когда я посетил Маго в 1973 году, дорога между Ситцевым и Рейдовым была. Информацию о том, что поселок Ситцевый не существует, убрал. Спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account