Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин» о советской милиции 30-х годов. Фильм  снимался без декораций.  Через полвека после времени действия героев фильма режиссер нашел реалистическую натуру в Астрахани.

Канал 1 мая (бывший Варвациевский канал)  отделял в прошлом Белый город от расположенных южнее слобод, где традиционно селились татары и другие мусульмане. Сегодня здесь восстановлены мусульманские мечети, построена новая армянская церковь.  В советское время этот район, получивший название Криуши, пользовался дурной славой. Время здесь не только остановилось, но пошло вспять.

Особенно на меня в молодости неизгладимое впечатление производила Бакинская улица. Можно было сесть на кольцевой трамвай и совершить путешествие в  прошлое. Пешком это было сделать труднее, можно было застрять в болотистой грязи. И не мудрено, в старину здесь  был обширный овраг.

Советский режиссер Алексей Герман решил снять фильм по повести своего отца-писателя  Юрия Германа «Лапшин». Съемочная группа проделала титаническую работу в поисках места для съемок. Прошло уже полвека после событий, описанных в повести, в стране бушевал развитой социализм, и только благодаря Астрахани удалось найти  застывшее время.

Как я уже писал ранее, после Великой Отечественной войны многие годы советская власть выделяла средства для восстановления разрушенных  городов, а так же на новые стройки коммунизма и было не до Астрахани. Правда, к 400-летию города в 1958 году  у кремлёвской стены создали ансамбль новой центральной площади имени Ленина с памятником вождю всемирного пролетариата.

Алексей Герман «нашёл» Астрахань в архивах, где обнаружил вырезку из газеты со снимками деревянной арки у речного вокзала и гипсовых пионеров у фонтана. Решение было принято,  и большая часть фильма снималась в волжском городе, где в изобилии нашлись улицы  с покосившимися и вросшими в землю домами  и трамвайными путями, проложенными по болотистым улицам с камышами.

Кадр из фильма. Деревянная  арка у речного вокзала и куда-то спешащий (убегающий)  от  не виртуальной реальности Ленин (?). Редкая скульптура без  поднятой руки с указующим пальцем  в сторону светлого будущего.
image003.jpg

Натуральный реализм режиссер достигнул в ущерб социалистического реализма. И фильм  лег на полку.  И как мне рассказывали, кого-то из важных деятелей коммунистической  партии фильм искренне возмутил своей беспросветностью бытия. Ему пробовали объяснить, что это современная Астрахань. На что деятель ответил, что тем более, это нельзя показывать. И он был по-своему прав, социалистический реализм  должен отражать действительность, которая должна быть, как например, в  фильме «Кубанские казаки».

Уже после выхода фильма на экраны страны Германа упрекали, что он оболгал в 30-е годы, хотя он снимал настоящие бараки из эпохи развитого социализма.

Первый вариант фильма с названием «Начальник опергруппы»  был закончен в 1982 году, окончательный в 1984 году. Начальник уголовного розыска провинциального города Иван Лапшин без лишних слов добросовестно и жестко  делает свое дело. Но его нельзя упрекнуть в равнодушии к людям. У Лапшина были друзья и женщина, которую он любил.  Фильм был приключенческий и о любовном треугольнике, но главное  для режиссера была задача передать атмосферу тридцатых годов, а точнее зимы и весны 1935/36 годов. В основу сценария было положено реальное уголовное  дело.

Лапшин блистательно сыграл Андрей Болтнев, в фильме снимались Алексей Жарков, Андрей Миронов и Нина Русланова.

Высоких милицейских чинов фильм так же возмутил. На это Алексей Герман парировал:  «Пусть лучше заботятся, чтобы у них сейчас всё было по закону, а за правду того, что у меня показано про 30-е годы, я ручаюсь. Я же не говорю, что так, как было, хорошо, я говорю, что так было».

По сценарию фильм требовалась снимать в пасмурную погоду и обязательно со снегом. И в южной Астрахани, несмотря на предупреждения, повезло киносъемочной экспедиции с нужной погодой.

Лапшин (Андрей Болтнев) и журналист Ханин (Андрей Миронов)
image005.jpg
Алексей Герман гордился тем, что после выхода фильма на экран отцовского «Лапшина» переиздали большим тиражом (385 тысяч).

Другие посты из цикла «Ландшафты кино»:
«А зори здесь тихие». Лучший фильм китайского народа
Самый эротичный фильм о строителе коммунизма
Добро пожаловать. Пародия на советскую действительность и главного кукурузовода страны

Астрахань. Южный форпост и каспийская столица России
От Хаджи-Тархана к Астрахани. Великие стратеги Иван Грозный и Петр Великий
Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин
Братская могила под царским постаментом
Судьба астраханского Сталина
Астрахань лицом к светлому капиталистическому будущему
От «Модерна» к «Октябрю». Кинотеатр-дендропарк
Астраханская «Аркадия»
Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге
Пионерский лагерь. «Взвейтесь кострами, синие ночи!»


?

Log in

No account? Create an account