Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Витебск. Некоронованная столица культуры и русского авангарда в эпоху революционного романизма
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg

Марк Шагал «Синий дом» (1917). Вдали изображен исторический центр Витебска (родины художника). Картина часто у зрителей вызывает в памяти такие строчки Сергея Есенина:
«Низкий дом мой давно уж ссутулился
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Помереть знать судил мне бог».

В самое голодное  и холодное для Петрограда время после  Октябрьской революции и во  время Гражданской войны  часть столичной интеллигенции  временно перебралась в Невель и, особенно в губернский Витебск, который с населением 82,5 тыс. жителей (1920) оставался преимущественно  еврейским городом. И, несмотря на смутные годы,  здесь  произошел расцвет культуры, особенно живописи —  русского авангарда (одного из направлений модернизма). В Витебске открыли Народную консерваторию, создали Театр революционной сатиры.

В Витебске с 1918 по 1920 годы будущий знаменитый русский философ и литературовед Михаил Бахтин (1895 – 1975) преподавал в местном пединституте и консерватории, выступал с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе.  В эти годы здесь жил музыковед, театральный и музыкальный критик Иван Соллертинский.

Будущий всемирно известный художник, уроженец Витебска  Марк Шагал создал в городе школу искусства, объединившую  художников разных стилей – Ю. Пэна, К. Малевича, Г. Фалька, М. Добужинского и многих других. Они проводили выставки, участвовали в диспутах, изготавливали политические плакаты.  Во главе с Казимиром  Малевичем было создано объединение художников «Утвердители нового искусства».

Марк (Моисей) Шагал (1887, Витебск  – 1985, Прованс, Франция) стал одним из самых известных в мире представителей художественного авангарда. Будущий художник  был седьмым ребенком в семье приказчика. Его отец коптил на складе селедку, которую мама продавала в собственной лавке. Получил традиционно еврейское образование на дому, затем учился в Витебском четырехклассном училище, в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна. В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу приняли без экзаменов на третий курс. В 1911 году Шагал на полученную стипендию  отправился в Париж, где продолжил учиться и познакомился с местными  художниками и поэтами-авангардистами. Летом  1914 года художник приехал к родителям в Витебск, где на следующий год женился на дочери ювелира Берте (Белле) Розенфельд, которая училась на историко-литературно-философском факультете Московского университета,  обучалась актерскому мастерству в студии Станиславского. Из-за войны молодожены не могли вернуться в Париж и выехали в Петроград.

Юдель Пэн «Дом с козочкой», 20-е годы
image003.jpg

В 1917 году после Октябрьской революции Марк Шагал вернулся с женой и дочерью в Витебск.

Нарком просвещения Луначарский выдал ему мандат: «Товарищ художник Марк Шагал назначается Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Всем революционным властям предлагается оказывать тов. Шагалу полное содействие». В начале 1919 года комиссар открывает Витебское художественное училище, куда по его приглашению приезжает из Москвы художник Эль Лисицкий, в свою очередь пригласивший  на преподавательскую работу  Казимира Малевича.   Началась творческая борьба между Шагалом и Малевичем за разные методики преподавания.

В 1920 года Марк Шагал, устав от противостояния с Казимиром Малевичем и от административно-организационной нагрузки, покинул Витебск и с семей переехал в подмосковную Малаховку, где работал учителем рисования в детской трудовой колонии. В стране свирепствовал голод, и Белла распродала все драгоценности.  В 1922 году Шагалы через Каунас и Берлин уезжают во Франции, откуда в мае 1941 году бегут на пароходе от немцев в Америку.

А в Витебске Училище (детище Шагала) стало называться «Витебские государственные свободные художественные мастерские», а в начале 1922 года получило статус Художественно-практического института.  Учебный процесс осуществлялся на основе выработанной Казимиром Малевичем системы. К 1922 году эпоха революционного романтизма  закончилась и вокруг художественного института стала сгущаться атмосфера непонимания и недоброжелательности, а материальное положение педагогов стало критическим. Многие их них, включая Малевича,  вернулись в Москву или  Петроград, где налаживалась послевоенная жизнь.

В мае 1922 года прошёл первый и единственный выпуск в художественном институте по специальности  художник-конструктивист.
Творческие люди часто летают в облаках, даже в условиях суровой приземленной действительности. Художник изобразил себя с любимой супругой красавицей Беллой, летящими над родным городом Витебском. Белла была настоящим ангелом хранителем для мастера. Часто художники для вдохновения летают в небесах с другими женщинами и не всегда удачно.  Рядом с Беллой художник ощущал необыкновенный покой и тылы, обеспечивающие его творческий полет.
Рекомендую: Художественный фильм «Шагал – Малевич»

Марк и Белла Шагал перед отъездом из Советского Союза во Францию
image005.jpg
http://www.m-chagall.ru/images/img/do-pereezda-v-Parizh.jpg

А  мы продолжим путешествие в Советский Союз и обратно. С Витебском связана малоизвестная за пределами  Беларуси военная история «дороги жизни».  Но чтобы рассказать о «Витебских воротах», необходимо временно свернуть с нашего маршрута в историю Великой Ответственной войны.  Подробно: Трагедия Красной Армии. Провал стратегического плана закончить войну в 1942 году


Ландшафты живописи
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем
Борис Кустодиев. Самый жизнерадостный «богатырь русской живописи»,
прикованный недугом
Что общего между царем Николаем II, вождем всемирного пролетариата и
академиком Петром Капицей?

Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам
Лондонская национальная галерея. Гимн английской лошади
Дрезден. Дворец Цвингер. «Спящая Венера» и «Шоколадница»
Густав Климт. Певец голой правды
Пабло Пикассо. Дух Андалузии
Клод Моне. Впечатление
Сальвадор Дали и его Гала



?

Log in

No account? Create an account