Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Путешествие по Средней Азии. Часть третья. Колыбель мировых цивилизаций
Ландшафты жизни
dergachev_va
Средняя Азия — колыбель мировых цивилизаций. Передо мной туристическая карта Узбекистана (издана в Москве в 1978 года), на обороте которой перечислены важнейшие достопримечательности по городам. На первом месте памятники вождю всемирного пролетариата из государства, которого не было в помине, когда Средняя Азия была в эпицентре мировых событий Евразии. И только после перечисленных памятников борцам за установление советской власти добавлены «памятники древнего зодчества» (так написано). Каково было об этом читать узбекам или таджикам, чтившим величие своего прошлого.

***
Средневековая Средняя Азия — не только поле жестоких битв, но и один из мировых полюс интенсивного информационного обмена и человеческой мысли на пересечении евразийских торговых путей. Полюс
Из Китая Великий Шелковый путь пролегал через Ланьчжоу и Дунган, где разветвлялся на два генеральных направления. Одна трасса шла по южным <берегам> пустыни Такла-Макан через Хотан, Яркенд, Кашгар в Бактрию и далее от Балха на север к Хиве и Ургенчу или на юг в Индию. Через Герат купцы получали выход в Персию к берегам Аравийского моря или через Нишапур в Константинополь, Антиохию и Каир. Другой маршрут Великого шелкового пути пролегал через Турфан на Самарканд и Бухару, далее к Византии через Нишапур или при неблагоприятной геополитической обстановке окольная дорога шла через низовья Волги и Дона или через Кавказ к Трапезунду, откуда купцы плыли в Константинополь. В конце VI века евразийский торговый путь между Византией и Китаем пролегал через Великий Тюркский каганат, Хорезм или Государство Сасанидов. В результате такой конфигурации, на Великом пути сложились срединные коммуникационные полюса, где сходились не только материальные торговые потоки, но и осуществлялся интенсивный информационный и культурный обмен. Местом встречи торговых караванов Востока и Запада была столица персидской провинции Хорасан Нишапур. Слава и блеск этой родины знаменитого поэта Омара Хайяма связаны с евразийской транзитной торговлей. Большим спросом в других странах пользовались и местные персидские ткани. Нишапур притягивал не только купцов, сюда отправлялись из дальних стран ради науки и поэзии. Между Нишапуром и Бухарой в низовьях Мургаба процветал город-оазис Мерв, превращенный монголами в пустыню. В Герате и Балхе сходились торговые пути из Византии, Китая, Индии и Хорезма.
***
Вероятно, в древности существовал, загадочный речной торговый путь из Индии в Каспий. Когда-то Узбой был водной артерией, пересекающий Туранскую низменность от Сарыкамышской котловины до Каспийского моря. Об этой умершей реке пишут на протяжении двух тысячелетий. Геродот упоминает о речном торговом пути из Индии к Каспию, который мог проходить по Амударье, впадающей в древности в Каспий.
***
Средневековая Средняя Азия дала миру имена блистательных личностей. В этом не было ничего удивительного, учитывая, какое внимание уделяли образованию местные правители, среди которых были и ученые.
Знаменитый призыв вождя всемирного пролетариата «Учиться, учиться и еще раз учиться» есть плагиат на слова пророка Мухаммеда: «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
***
image007
Бухара была столицей государства Саманидов и в 10 веке стала сосредоточием высокой культуры — известных всему евразийскому миру ученых, философов, математиков, медиков, писателей, поэтов (Рудаки и др.) Династия Саманидов правила в Средней Азии и Персии в 819 – 999 годы.


К востоку от Бухары в селение Афшана в 980 году родился Абу Али Хусейн ибн Абаллах ибн Сина (Авиценна, 980 - 1037) — всемирно известный персидский ученый, философ и врач. В год нашей поездки по Узбекистану по решению ЮНЕСКО отмечался 1000-летний юбилей со дня рождения Авиценны. Среди великих трудов человеческой мысли особое место занимает созданный не ранее 1023 года «Канон», пользующийся на протяжении нескольких веков заслуженной славой и авторитетом на Востоке и в Европе, особенно для медицинской науки и практики средневековья. В этом труде Ибн Сина сформулировал в виде семи правил искусства охраны здоровья:
 «поддержание гармоничности телосложения,
 выбор пищи и режим питания,
 очищение тела от всего излишнего;
 сохранение равновесия между органами тела;
 чистота всего, что втягивается ноздрями;
 чистота одежды и всего, с чем тело соприкасается;
 уравновешенность телесной и душевной жизни, к которым в известной мере относятся сон и бодрствование».

Еще один педагогический пассаж о воспитании ребенка, содержащий необходимость соотношения физического (телесного) и психического: «Необходимо обратить должное внимание на уравновешенность ребенка, что достигается предохранением ребенка от сильного гнева, сильного испуга, печали и бессонницы. Нужно постоянно быть готовым к тому, чтобы подать ему то, что он захочет и пожелает, и отстранить от него то, что он не любит. При этом достигается двоякая польза. Одна для души ребенка, ибо он с самого детства растет добронравным... Другая для тела, ибо злой нрав обусловливается различного рода дурной натурой, как равно, если злой нрав войдет в обычай, то он повлечет за собой соответствующую дурную натуру».
Существует множество переводов «Канона» на латинский язык, один из самых тщательных был издан во Львов в 1658 году.
***
Улугбек (великий бек, 1394 – 1449) известен не только как правитель тюркской державы, но и как выдающийся астроном и астролог. Он был внуком Тамерлана (Тимура, 1336 – 1405) — основателя империи Тимуридов, объединившей пространство Центральной Азии от Каспия до Индийского океана, от Малой Азии до Китая, со столицей в Самарканде.
***
А что в блистательную среднеазиатскую эпоху происходило в Европе? В 1204 году западноевропейские варвары (крестоносцы) победили культурную средневековую Византийскую империю, подвергнув страшному разгрому Константинополь. Византия, со временем восстановившись, просуществовала еще два с половиной века, в том числе благодаря Тамерлану. В жестокой схватке с Железным полководцем под Ангорой (Анкарой) в 1402 году проиграли турки-османы, продлив, таким образом, жизнь Византии.
В борьбе с Золотой Ордой Тамерлан дошел со своим войском до русского Ельца (1395) и повернул назад, хотя путь на Москву был открыт. Существует церковная предание, что москвичи в это время встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесённую в Москву для защиты от врага. Богородица явилась во сне Тамерлану, и он принял правильное решение.
После смерти Тамерлана в империи начались междоусобицы, которые, в конце концов, в результате очередного конфликта привели к убийству Улугбека. После провозглашения независимости Национальный университет Узбекистана носит имя Улугбека.
***
В Самарканде, а затем в Бухаре по приглашению местного правителя в 1068 – 1080 гг. жил и творил выдающийся персидский поэт и ученый Омар Хайям (1048 – 1131) из Нишапура. Он учился в медресе в Нишапуре, где блистательно окончил курс по мусульманскому праву и медицине. Продолжил обучение в признанном на Востоке центром культуры, науки и образования — Самарканде. Здесь в одном из медресе за свою ученость вскоре стал наставником. Вот два его знаменитых четверостишья:
«Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глотать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть».

***
«Как там в мире ином?» — я спросил старика,
Утешаясь вином в уголке погребка.
«Пей! — ответил. — Дорога туда далека.
Из ушедших никто не вернулся пока».

Резиденция бухарских правителей вплоть до 1920 года — цитадель Арк — самый древний архитектурно-археологический памятник Бухары (первое упоминание в 10 веке, основание крепости по данным археологических раскопок датируется 4 – 3 веком до н.э.).
image008
Самарканд или город барсов с 2,5 тысячелетней историей. На главной площади Регистан расположен знаменитый архитектурный ансамбль 15 – 17 веков с медресе Тилля-Кари («Покрытое золотом», 1646 – 1660) в центре, и расположенными зеркально друг к другу медресе Улугбека (1415 – 1420) и медресе Шердор («Медресе со львами», 1619 – 1636). Эти шедевры средневековой архитектуры в 2001 году объявлены ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества. В мире сохранились и другие средневековые архитектурные ансамбли. Но только в Регистане ты ощущаешь, что это гимн не только зодчим, но в первую очередь высокому образованию.
Медресе Улугбека является старейшим в архитектурно ансамбле Регистана. Его возвел правитель империи Тимуридов и ученый-астроном Улугбек.
Стены медресе Шердор покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображен герб Самарканда — Барсы с солнцем, а в центре арки помещено изображение свастики (вечности).Самарканд. Регистан.

Делегаты Географического съезда СССР на фоне медресе Улугбека (слева) и медресе Тилля-Кари.
image009

Путешествие по Средней Азии в поисках утраченной «дружбы народов» Киргизия
Узбекистан. Таджикистан
Колыбель мировых цивилизаций
Задолго до имитации болонского процесса
Возвращение к прозе советской эпохи

Путешествия на советский Кавказ в поисках утраченной «дружбы народов»

Пицунда. В ущелье Бзыбского хребта
Зимний месяц в Махинджаури (февраль 1969 года)
Кавказ. Приэльбрусье. Прерванный поход
Рассекреченная тайна армянского «Интуриста»
Польский вояж в закавказские республики
«Могущество державы Каспием прирастать будет»
Главный кремлевский политический театр
Азербайджан. Вдоль каспийского побережья
Привет трубадуру общечеловеческих ценностей из горного аула
Воспоминания о кавказской геополитике
Бронзовый символ советского Баку




?

Log in

No account? Create an account