Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Крепость Воронич, где «славной старины не все следы истреблены...»
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://smolbattle.ru/data/attachments/124/124839-e266d7c0bf88c560d979667736179504.jpg

Городище Воронич с одноименной деревней расположено в 3 км к северо-западу  от посёлка Пушкинские Горы по соседству с усадьбой Тригорское на берегу реки Сороть.  В одноименной деревне проживает несколько десятков человек.  В 1936 году накануне 100-летия смерти Александра  Сергеевича  Пушкина  территория городища Воронич была включена в состав Пушкинского Заповедника.

Первое упоминание о Ворониче встречается в псковской летописи и датируется 1349 годом. Крепость была основана на холме при впадении речки Воронец в Сороть. Этот псковский пригород 14-16 веков стоял в первой линии приграничных укреплений, защищавших Псков и Великое Московское княжество с запада и юго-запада наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Дубков, Остров, Велье, Опочка и др.). Пригород, расположенный на тракте из Москвы и Пскова на Литву и Польшу вблизи переправы (средневекового моста)  через Сороть имел важное торговое значение, здесь ежегодно проводились ярмарки. Старая дорога из Москвы на Псков шла через Воронич.

Крепость располагалась на высоком холме и была обнесена деревянной стеной со сторожевыми башнями по углам. В ней располагались склады с оружием и боеприпасами, а также продовольствием. Внутри были «осадные клети», служившие убежищем для местных жителей, когда на город надвигалась опасность.
На территории крепости находилось два храма. Уцелела часть древнего фундамента Егорьевской церкви, сгоревшей в 1913 году. В 2007 году на месте  старого фундамента  воссоздали храм Святого Георгия. Также сохранились ограда из камня и древние каменные кресты (15 – 16 вв.), отреставрированные в 1984 году. При входе на погост можно увидеть сложенные древние каменные ядра от орудий, найденные во время раскопок.

В 16 веке до разорения польским королем Баторием Воронич был самым крупным пригородом Пскова с население более двух тысяч жителей. В 1587 году здесь было 65 лавочных мест, 39 дворов белых, 371 черный двор, 228 осадных клетей, 18 житниц, винные и пивные производства. Пригороду Вороничу подчинялся обширный  уезд.

Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Значительный доход местным крестьянам приносило выращивание и обработка льна. Были развиты гончарное и кузнечное ремесла. Большую часть населения Воронича, помимо ремесленников, военных, торговцев и землепашцев, составляло духовенство.

Воронич по свидетельству документов из архива местной епархии был крупным духовным центром Псковской земли, в нем и окрестностях находилось  несколько десятков церквей и монастырей. Главный храм – церковь Святого Георгия – располагался в центре крепости. На Ямской улице Горнего (Великого) посада (сейчас территория деревни Воронич) находились храмы Ивана Милостивого и Воскресения Христова, а также женский монастырь Успения Богородицы. На окраине посада, на «Буй-горе» стояла приходская церковь Ивана Предтечи. В ходе археологических раскопок в 1995 году обнаружены фрагменты поселения на правом берегу Сороти с храмами Космы и Дамиана (на их месте установлен и освещен крест), а так же Спасского монастыря «с Чичаковой горы». В церковных документах  упоминаются также Никольский, Ильинский, Покровский и Михайловский монастыри. От последнего впоследствии получила название усадьба Ганнибалов и Пушкиных.

В течение 14 – 16 вв. приграничные псковские земли подвергались постоянным нападениям ливонских рыцарей, литовских и польских феодалов и служили ареной кровопролитной борьбы русских людей с иноземными захватчиками. В 1406 и 1426 годах крепость осаждал литовский князь Витовт. В 1521 году Великий князь Московский Василий III Иванович сделал Воронич сборным пунктом псковских, новгородских и московских дружин для похода против Литвы. 29 ноября 1546 года в Ворониче побывали его сыновья — молодой царь Иван Васильевич (Грозный) с братом Георгием. По повелению Ивана Грозного в 1569 году  для укрепления пограничья Московского государства  на высоких Синичьих горах был основан Святогорский монастырь.

Крепость Воронич верно служила Пскову более трех веков и пала лишь во время Ливонской войны, полностью разрушена в 1581 году войском  польского короля Стефана Батория. С этого времени место называлось городищем. В Ворониче сохранилось  два храма – Великомученика Георгия на городище и Воскресения Христова на Великом посаде. Со временем возобновилась торговля на ярмарках.

Вскоре очередные военные грозы вновь опустошили край. В Смутное время в 1610 году Воронич разорили польские войска, а в 1634 году крепость окончательно потеряла стратегическое значение. После заключения 30 января 1667 года Андрусовского перемирия с Речью Посполитой  Воронич потерял свое оборонительное значение, а после установления в 1686 года «Вечного мира» набеги иноземцев на псковские пригороды прекратились. Псковская земля перестала быть беспокойным порубежьем и город-крепость Воронич прекратил свое существование.

Во время Северной войны, в 1706 - 1708 годы Петр I проезжал через Воронич из Петербурга в русские войска и обратно. В Отечественную войну 1812 года через Воронич проходили петербургские отряды народного ополчения, которых из Царского Села провожали лицеисты.
В 1708 (или 1719) году пригород Воронич был приписан к уездному городу Опочке Псковской провинции. Местные  земли с крестьянами отошли к царской вотчине. Самодержцы дарили имения своим приближенным вельможам.  Так, большая часть Михайловской губы перешла во владение Ганнибалов, Егорьевской – во владение Вындомских.

В 19 веке  от крепости Воронич осталась лишь часть земляного вала на горе. Во время ссылки Александр Пушкин часто посещал городище Воронич, о чем свидетельствует первоначальное заглавии к трагедии «Борис Годунов»: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве, писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7338, на городище Воронич». 7 апреля 1825 года Пушкин  вместе со своей подругой Анной Вульф отслужил панихиду в Егорьевской церкви  по английскому поэту лорду Байрону, умершему в Греции.

На посаде крепости в деревне Воронич сохранились остатки фундамента древнего Воскресенского  храма (Воскресения Христова). Деревянная, на каменном фундаменте Церковь Воскресения Христова была построена  в 1789 году. В 1869 году на средства помещика генерала Шелгунова в церкви был устроен новый иконостас. В приходе были две часовни, одна каменная и одна деревянная. Церковь содержалась прихожанами, самыми известными из них были члены семьи Пушкиных-Ганнибалов, значительные вклады делали друзья и соседи родителей  Александра . Пушкина Шелгуновы, владельцы усадьбы Дериглазово. Во время ссылки церковь иногда посещал и  молился  Александр Пушкин. В метрической книге церкви есть запись о кончине и погребении деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала, 12 октября 1806 года. На старом кладбище в Ворониче находится могила Вениамина Петровича Ганнибала, дяди Александра Пушкина, и покоится прах священника Иллариона Раевского, служившего в храме и знавшего самого поэта и всю семью Пушкиных.

В 1900 году в  церковный приход входили пригород Воронич, села  Дериглазово, Петровское и многочисленные деревни, всего начитывалось 2784 прихожан. По состоянию на 1 июня 1931 года церковь была действующей. Потом церковь была закрыта, но к началу войны находилась еще в хорошем состоянии.
В 20-е годы двадцатого столетия  местный священник Василий Гаврилович Черепнин (1871-1939) был лишен избирательных прав, а часть его большого дома использовалась Ленинградским Пушкинским обществом. Когда в стране началась паспортизация населения, документ отец Василий не получил. В 1933 году по ходатайству советских писателей Константина Федина, Ольги Форш и других,  поддержавших местных жителей, священнику были возвращены  гражданские права, и он получил возможность работать пчеловодом в сельхозартели имени Пушкина.  Затем работал садовником и счетным работником в Пушкинском заповеднике. В 1935 году дом со всеми хозяйственными постройками и фруктовым садом был продан Пушкинскому обществу с правом проживания бывших хозяев в одной из комнат. В 1937 году  бывший священник  с семьей покинул родные места и поселилися в погосте Самино на Вологодчине, где скончался в 1939 году[1].

Во время войны Церковь Воскресения Христова была вновь открыта с согласия немецкой оккупационной администрации,  и в ней служил священник Псковской Православной миссии Владимир Толстоухов. Погибла церковь в конце войны. В 1983 году силами добровольных помощников Пушкинского заповедника из города Ивано-Франковска (Украина) безвозмездно заново возведен фундамент церкви, а в 1995 году рядом поставлена часовня.

Деревянная, на каменном фундаменте Церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия построена прихожанами в 1760 году. Предполагается, что церковь восстановлена на фундаменте церкви, сожженной поляками в XVI веке. В 1891 году возобновлен иконостас. В приходе находилось четыре земские школы.

С этой церковью самым тесным образом были связаны друзья А.С. Пушкина, здесь их крестили, венчали и отпевали. В 1833 году венчалась Александра Ивановна Осипова, приёмная дочь П.А. Осиповой, с псковским полицмейстером майором Петром Николаевичем Беклешовым. В 1813 году в метрической книге сделана запись о смерти 28 января Александра Максимовича Вындомского, отца соседки и доброй знакомой Пушкиных Прасковьи Александровны Осиповой, а в 1859 году, 7 апреля, сделана запись о её кончине.

В 1914 году в приход входили пригород Воронич, села Воскресенское, Вече, Лысая Гора, Тригорское и многочисленные деревни, всего насчитывалось 3286 прихожан. Утверждали, что Георгиевская церковь сгорела от удара молнии в 1911 году. Но документы свидетельствуют, что последняя служба в ней  состоялась 25 декабря 1925 года. Во время войны храм был разрушен.

По инициативе Пушкинского музея-заповедника и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и архиепископа Псковского и Великолукского, ныне митрополита, Евсевия церковь восстановлена в 2005 – 2007 годы.  Строительство шло по старинным технологиям на средства благотворительного фонда «Общество друзей Пушкиногорья» на фундаменте прежней церкви. Три иконы середины 19 века (Господь Вседержитель, Святой Иоанн Предтеча и образ Божией Матери) подарены храму корреспондентом «Литературной газеты» Наталией Боргин, выкупившей их в Австрии  для Георгиевской церкви. Необходимую реставрацию провел Савва Васильевич Ямщиков. Храмовую икону Чудо Святого Георгия о змие и еще 28 икон, спасенных от контрабандистов,  храму передали из управления Федеральной службы безопасности России по Псковской области.  В храме есть еще одна современная икона, бисерного шитья, Преподобного Серафима Саровского.

На городище Воронич у восстановленной церкви Святого Георгия находится родовое кладбище владельцев Тригорского. Здесь погребены А. М. Вындомский,  члены семейства Осиповых-Вульв  — Прасковья Александровна Осипова, её муж и сын Алексей Вульф. Рядом с церковью похоронены бывший директор Пушкинского заповедника Семен Гейченко с супругой и российский реставратор, историк искусства и публицист Савва Ямщиков.

В 2013 году в Пушкинском заповеднике был организована выставка «Город, который был. Воронич».

Городище Воронич. Воссозданный храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия
image003.jpg
http://luki-eparhia.ru/a/upload/photogallery/IMG_1187_1.jpg

Ров между городищем Вороничи и усадьбой Тригорское
image005.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/14/portupey.0/0_a22d_8e791b8f_XL.jpg

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской

Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Столица средневековой  вечевой республики
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой
Немецкая оккупация. Псковская православная миссия
Российский демографический полюс депопуляции

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Кто убил Пушкина и сжёг дворянские усадьбы?
Михайловское. Приют «спокойствия, трудов и вдохновенья»
Тригорское. «Приют свободного поэта, непобежденного судьбой!»
Крепость Воронич, где «славной старины не все следы истреблены...»
Псковская вотчина для царских вельмож, фаворитов и любовников
Тайна русского ландшафта, насыщенного исторической памятью
Пушкинские музы вдохновенья и «жена 1825 года»
Святогорский монастырь. Немецкие оккупанты, защитники православия 




?

Log in

No account? Create an account