Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image008.gif
http://www.palchevskiy.by/image/institut-v-parige.png

Преподаватели и студенты Парижского богословского института. 1931 год.

Большинству российских граждан, возможно никогда не слышали об этом институте.

Высшее церковное учебное заведение Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата Свято-Сергиевский  Православный Богословский институт в Париже был  одним из духовных центров русской белой эмиграции. Лишь после Второй мировой войны Институт некоторое время признавал над собой власть Московской патриархии. Отцами-основателями Института стали такие легендарные для Русской Православной Церкви личности, как протоирей Сергий Булгаков, епископ Вениамин Федченков, протоирей Георгий Флоровский, профессор Лев Зандер, протопресвитер Василий Зеньковский и многие другие.  Институт существовал  исключительно на благотворительную помощь и на пожертвования православных.
После революции и Гражданской войны за рубежом оказалось 3 млн. россиян. В 1923 году было основано Русское студенческое христианское движение (РСХД) при содействии и финансовой поддержке YMCA (Юношеской христианской  ассоциации). Российская YMCA была основана еще в 1900 году, её членами и меценатами  являлись Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Анна Павлова, Иван Бунин.

Движение  объединило преимущественно русскую православную молодежь, разрозненные русские христианские организации, во главе которых стояли представители эмигрировавшей русской интеллигенции (С.Л. Франк, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский и другие).  Русское студенческое христианское движение, стоящее вне политики,  допускало в свои ряды людей самых различных политических взглядов и убеждений от сторонников монархии до последователей социализма.

Учредительный съезд представителей большинства русских молодежных христианских организаций Европы прошёл в Чехословакии. В работе съезда активное участие приняли видные религиозные деятели русского зарубежья, в том числе философ  С.Н. Булгаков.

В 1925 году прошёл второй съезд во Франции, главным событием на котором стала дискуссия вокруг докладов философа Н. А. Бердяева и епископа  Вениамина (Федченкова), давших полярно противоположное видение христианского призвания в современном мире. По решению съезда осенью 1925 года в Париже был учрежден Свято-Сергиевский Богословский институт. С целью сплочения русской христианской молодежи Европы был также учрежден ежемесячный журнал «Вестник русского христианского движения».  Середина 20-х годов считается лучшей в жизни РСХД. В 1926 году Собор русских епископов в изгнании  объявил протестантские организации, участвующие в РСХД, масонскими и враждебными православию, и потребовал разорвать с ними связь. Но этого не произошло.

Важным интеллектуальным центром Русского Зарубежья  стало издательство «ИМКА-Пресс», напечатавшее многие произведения русских религиозных философов, а так же произведения Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Марины Цветаевой, Ивана Шмелева, Бориса Зайцева  и Александра Солженицына. Издательством впервые опубликованы книги, сыгравшие заметную роль в истории русской литературы. В 1925—1948 годах  штатным директором и редактором издательства был  знаменитый философ Николай Бердяев.

***
Свято-Сергиевский институт ассоциируется с важным направлением в богословской мысли и с такими выдающимися именами как Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Антон Карташев, Георгий Федотов, Борис Вышеславцев и Василий Зеньковский. В профессорско-преподавательскую корпорацию Богословского института в Париже входило такое созвездие русских философов, которое не наблюдалось и не наблюдается в Московском университете. Вот несколько имен:

Православный священник, протоиерей, религиозный философ Георгий Васильевич Флоровский (1893, Елисаветград, Россия — 1979, Принстон, США) был одним из основателей евразийского движения. В 1948 году уже из Европы эмигрирует в США, декан Свято-Владимирской духовной семинарии, президент Национального совета церквей США (с 1954 года), профессор  Гарвардского университета (1956 – 1964) и Принстонского университета (с 1964 года).  Один из многочисленных трудов, с которым можно  познакомиться в Сети, Флоровский Г. В. Смысл истории и смысл жизни, заканчивается словами  «…Уверует ли человечество, поставит ли оно свободу и творчество выше необходимости и понимания? и когда? — от этого зависят свет и тени будущего».

Религиозный философ, богослов Василий Васильевич Зеньковский (1881, Проскуров, Подольская губерния, Россия – 1962, Париж, Франция) был министром вероисповедования в правительстве гетмана Скоропадского. Автор блестящего и современного труда «Русские мыслители и Европа (Париж, 1926, первое издание в России, 1997), в котором писал «Задача внутреннего  синтеза делает ... невозможным, фальшивым какое-то отгоражение себя от Запада или Востока. Все яды отравили нас, все добрые течения вошли в нас,  - пришла пора действенной сосредоточенности на себе без горделивого мессианского сознания, без утешения себя критикой других. Нам нужно обрести  единство для самих себя..., чтобы совсем не расколоться  духовно, чтобы  обрести утерянное  историческое здоровье».  Философ называл Николая Гоголя «пророком православной культуры».

Религиозный философ, богослов, православный священник Сергей Николаевич Булгаков (1871, Ливны, Орловская губерния, Россия  — 1944, Париж, Франция). Самый знаменитый философский труд «Свет невечерний» (первое издание в России, 1994). Сергей Булгаков в парижском некрологе на смерть своего друга философа Павла Флоренского, погибшего в сталинских лагерях,  писал: «Можно сказать, что жизнь  ему как бы  предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал ... родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца  разделить  судьбу  со своим народом. Отец Павел органически  не мог и не хотел  стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва  от родины,  и сам он и судьба его есть  слава и величие России, хотя  вместе с тем и величайшее её преступление».

Религиозный философ Борис Петрович Вышеславцев (1877, Москва — 1954, Женева,  Швейцария). Один из самых известных трудов  мыслителя «Этика преображенного эроса» (Париж, 1931, первое издание в России, 1994). Современники отмечали, что «по тонкости его мыслей, по богатству её оттенков, Вышеславцева можно назвать Рахманиновым русской философии».

Историк, религиозный философ, публицист Георгий Петрович Федотов (1886, Саратов, Россия — 1951, Бэкон, США). Один из его многочисленных трудов «Судьба и  грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры)» впервые издан в России в 1992 году.

После падения «железного  занавеса» в парижском Богословском институте стали учиться студенты из Восточной Европы.

***
Среди членов Псковской  православной миссии было много относительно молодых священников,  родившихся  в России и оказавшихся  вместе с родителями в белой эмиграции. Они получили блестящее религиозное образование в парижском Богословском  институте, где имели возможность  учиться  у лучших русских религиозных философов. Да, они были антисоветчиками,  но в трагическое для Родины время совершил подвиг. Морально и молитвами поддерживая население, оказавшееся на оккупированной территории.  Каждый из читателей сам может дать оценку их деятельности. Поэтому рекомендую воспоминания одного из священников-миссионеров: Алексий Ионов Записки миссионера.

Свято-Сергиевскому Православному Богословскому институту  в 2015 году исполнилось девяносто лет. Столь продолжительное существование высшей богословской школы, возникшей в Русском эмиратском зарубежье, — явление исключительное. Институт выпустил целую плеяду известных  религиозных мыслителей.

Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в год 90-летнего юбилея оказался на грани закрытия и прекратил работу. Коллектив одного из самых известных православных богословских институтов Европы выступил с резкой критикой деятельности ректора, архиепископа Православных Русских Церквей Константинопольского патриархата в Западной Европе Иова. Уникальное высшее учебное заведение, один из духовных центров русской православной мысли, оказалось на грани добровольного самороспуска, закрытия из-за религиозного конфликта и других бед (ветхое состояние зданий, финансовое положение на грани банкротства). В 2015 году руководство Института приняло решение о прекращении преподавательской деятельности в новом учебном году.
image009.jpg
http://www.pravmir.ru/svyato-sergievskiy-pravoslavnyiy-bogoslovskiy-institut-v-parizhe-nahoditsya-na-grani-zakryitiya/

Церковные оппоненты Богословского института считают, что он создан масонским движением YMCA и нанес за годы своего существования огромный вред Православию.

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции


?

Log in

No account? Create an account