Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Чем отличается пастырь, проповедник, духовник, миссионер от агитатора и социального работника?
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image016.jpg

В 2010 году в России вышел в прокат художественный фильм режиссера Владимира Хотиенко «Поп», снятый по одноимённому роману Александра Сегеня и посвященный истории священника Псковской православной миссии.  Прототипами главного героя фильма стали протоиерей, мученик за веру, князь (Рюрикович) Константин Яковлевич Шаховской (1905 —1972) и протопресвитер  Алексей Васильевич Ионов (1907 —1977).

Идейным вдохновителем фильма явился ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а заказчиком картины выступил Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» при поддержке ОАО «Газпром» и Министерства культуры Российской Федерации.

Отзывы на фильм разные. Критики отмечают, что реальная история Псковской православной миссии сложна и неоднозначна, а «в фильме слишком много кино и слишком мало жизни». И, тем не менее, рекомендуют посмотреть из-за мастерской игры Сергея Маковецкого, сыгравшего роль священнослужителя.
У профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова художественный фильм  «Поп» вызвал ощущение полуправды[1]. Приведем конспективно его оценку отраженных в фильме событий.

Владимир Хотиненко, по мнению профессора-протоиерея, безусловно, талантливый режиссёр. Очень выразительные сцены возрождения храма, «пасхальный Крестный ход, окруженный, с одной стороны кольцом лающих собак, а с другой – на другом берегу реки комиссара, накачивающего ненавистью к этому священнику и ко всему происходящему. Видим два кольца зла вокруг церкви – нацистское зло и коммунистическое зло».

«Но главный герой фильма выступает не столько как священник, сколько как агитатор и социальный работник, возящий продукты пленным. Да, это делали представители Псковской миссии, но они ведь еще пленным литургию служили, исповедовали их, наставляли как-то в тяжелейших условиях. Ими же не занимался никто, сталинский режим предал их. Но мы не видим главного героя как пастыря, как миссионера, мы видим его постоянно озабоченного одним: осуществлять свое служение под властью немцев, и тех же самых немцев стараться обличать, в попытке остаться патриотом своей страны, хотя какой страны – сказать довольно сложно. Тут есть такая двусмысленность – у каждого христианина есть, прежде всего, небесное отечество, которое может быть гонимым в том или ином его земном отечестве».

«Участники Псковской миссии были страшно оболганы. Часть из них ушла вместе с немцами на запад, чуть больше половины осталось здесь, и большинство из них были репрессированы».
«Очень многие члены Псковской миссии были русскими эмигрантами, которые мечтали приехать в Россию. Они с пасхальными песнопениями переезжали границу Псковской области. Они не обсуждали, как «колбасников» перехитрить, они радовались возможности приехать в родную землю и начать пасторскую деятельность, как это во многом было характерно для эмигрантов первой волны. Этого ощущения фильм не вызывает. Такое возникает подчас ощущение, что у автора работает такая политическая самоцензура: не отступить от идеологических стереотипов».

«В фильме есть блистательные эпизоды, прекрасные актерские работы. Но в целом фильм очень противоречивый и неровный. Очень хорошо, что такой выдающийся режиссер обратился к запретной  в советском прошлом теме, но очень грустно, что полной свободы, как художественного творчества, так и стремления передать историческую достоверность не произошло».

«В целом, фильм уязвим как исторической, так и с духовной точки зрения, ибо историческая реальность представлена далеко не достоверно, а с духовной – мы не видим в главном герое, прежде всего, пастыря, проповедника, духовника, миссионера, просветителя, а видим его только в качестве агитатора и социального работника».

«Православные священники Псковской миссии, созданной по инициативе митрополита Сергия Воскресенского, работавшие на оккупированных территориях Северо-Запада, получили такую огромную свободу для деятельности, какую православное духовенство не имело ни до войны, ни после войны, никогда в советский период. Это, в частности, проявилось в том, что духовенство Псковской миссии имело возможность преподавать закон Божий в школах. Как раз отец Алексей Ионов создал целую систему преподавания Закона Божьего в школах, например, в Островском районе Псковщины».

«Они выступали в газетах, на радио, организовывали детские сады, разного рода социальные организации, в частности — детские и молодежные. Такой широкой свободы и права просветительской и социальной работы русское православное духовенство никогда не имело в СССР. К завершению деятельности миссии было уже 400 приходов на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей.

И это, конечно, пробуждало многих членов Псковской миссии рассматривать свою деятельность в период войны, как деятельность по второму крещению Руси! И главное, чем они занимались, это конечно деятельность пасторская, просветительская, миссионерская, а не какая-то общественно - политическая. К сожалению, вот эти моменты представлены в фильме недостаточно.

Тем более, что меня очень настораживает стремление формировать новую национальную идеологию только на опыте победы во Второй мировой войне. Я глубоко убежден, что любая национальная идеология будет только тогда по-настоящему творческой и плодотворной, если она будет обращена не к темам войны, то есть разрушения, а к темам созидания русской государственности, русской культуры, русской церкви, в том числе».

В советском кинематографе образу священника не везло. Слишком мало фильмов, где звучит церковная тема, поэтому фильм «Поп» на данный момент является одним из наиболее содержательных и интересных.

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции


[1] Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым о фильме «Поп». —http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html



?

Log in

No account? Create an account