Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image018.jpg
Фотография Макса Альперта

Комбат поднял людей силой духа

Родина победила и выстояла в Великой Отечественной войне не благодаря комиссарам, а духовной силе советских граждан. Большинство русских солдат прошли войну с верой не в Сталина и партию, а Бога.  Как сказал маршал Дмитрий Язов, «войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей».


По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года более половины населения было верующим. Как пишет протодиакон Андрей Кураев что «с самого начала было ясно, что начавшаяся война — Отечественная. А раз так — пришло понимание того, что пора сворачивать войну гражданскую». Мудрость проявила и власть и церковь. Вождь советского народа в своем обращении к гражданам страны вместо партийного «товарищи», обратился к «братьям и сёстрам». Это стала символическим знаком конца революции. Митрополит Сергий уже в июне 41-го года назвал войну «священной»[1].

После распада Советского Союза  широкое распространение получили псевдоисторические  и псевдоправославные мифы, под влиянием которых некоторое время был и автор этих строк. Самым тиражированным был миф о митрополите Гор Ливанских Илие из Антиохийского патриархата.

Согласно легенде митрополиту Илие  в первые дни Великой Отечественной войны явилась Божия Мать и повелела горячо молиться о России, а главным условием победы объявила  открытие православных храмов. Митрополит поспешил  поделиться этой новостью с вождем советского народа Иосифом Сталиным. И во время встречи убедил вождя в смягчении  религиозной политики. Сталин, вспомнив свою духовную семинарию, так и сделал, а после войны митрополиту была присуждена Сталинская премия. Более подробно с этим псевдомифом  можно познакомиться в статье профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева[2].

На оккупированных территориях  проживало около 70 млн. советских граждан, в основном  старики, женщины и дети. Уже в начале войны в Московском Кремле  был известно о массовом открытии (восстановлении) порушенных большевиками православных храмов на оккупированных территориях.

В сентябре 1943 года после Сталинградской победы  вождь советского народа Иосиф Сталин провел встречу с отечественными и зарубежными патриархами и митрополитами.  Возможно в это время или позднее уже в 1945 году вождю, находившемуся на вершине мирового могущества (Рузвельт умер, Черчилль потерпел поражении на выборах), пришла в голову гениальная мысль об объединении всех  православных церквей мира под мудрым патронажем кремлёвской власти.

После войны Сербская, Румынская, Болгарская и Албанская Церкви оказались в социалистическом лагере. Патриархи и митрополиты на Ближнем Востоке нуждались в финансовой помощи и Москва не жалела средств на подарки. В июле 1948 году состоялся Всеправославное совещание в Москве, где как пишет протодиакон Андрей Кураев, находящиеся вдалеке от советских танков  иерархи Константинопольского патриархата (Стамбул, Греция) проявили неуступчивость. И в Кремле охладели к религиозным делам, тем более что вместо «мягкой силы»  через год появилась советская атомная бомба.

Информация по теме:
Очередной Всеправославный Собор из-за обострения российско-турецких  отношений намечено провести на греческом острове Крит в июне 2016 года вместо планируемого ранее Стамбула.

***
Во время Великой Отечественной войны на многих оккупированных территориях местные жители оказались между двух огней – немецкой администрацией и партизанами. Режим оккупации был относительно мягче на территориях, находившихся  в ведении военной администрации. Но где появлялись партизаны, начинались грабежи, и местное население оказывалось между двух огней, вовлекалось в жестокую партизанскую войну. Страшная правда заключалась в том, что люди пытались просто выжить, поэтому большинством населения партизаны воспринимались как великое несчастье, а полицаи из местного населения часто воспринимались как защитники от произвола «народных мстителей», и от произвола немецких солдат. Конечно, когда полицаев  немцы использовали в карательных операциях, они становились преступниками[3].

Сложился стереотип, согласно которого назначенный немцами староста села  и полицаи – изменники советской власти и враги, а партизаны – это почти святое. Но иногда выжить односельчанам  помогали старосты и полицаи.

В первый год войны немцы фактически сохранили колхозы, поэтому односельчане уговаривали своих председателей колхозов стать старостой. Полицаи часто защищали село от излишнего мародёрства партизан, по вине которых были сожжены и многие деревни. Партизаны после убийства очередного немца прятались в лесах, а в качестве возмездия немцы загоняли местных жителей в сараи и сжигали.

Народные мстители не были святыми по определению. У партизан отмечались проявления мародерства и насилия в отношении местных жителей.  В начале 90-х годов молодой белорусский публицист Светлана Алексиевич (ныне лауреат Нобелевской премии)  в интервью газете «Известия» за 29 февраля 1996 года «Нас так долго учили любить человека с ружьем» сказала «Партизанский отряд - это в принципе хорошая банда». Это вызвало протесты бывших белорусских партизан, и они обратились к российской власти.  Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ полностью разделила негодование бывших партизан - участников Великой Отечественной войны. Она признала неосновательным утверждение Алексиевич о гражданской войне в Белоруссии в 1941 - 1944 гг. В решении Судебной палаты было отмечено, что уголовно-правовой термин «бандитизм» нельзя распространять на  другое по своей социальной природе явление — вооруженное сопротивление  народа  захватчикам Родины.

***
В отличие от высокодуховных православных миссионеров в Коммунистической партии Советского Союза были партийные идеологические работники. Для них это была работа, а не служение. На уровне райкомов партии за эту работу отвечали женщины, преимущественно,  из учителей, далекие от идеологии. В результате идеологические «работницы» собирали сплетни — кто с кем и почему. Смаковали анонимки. По моему убеждению, советская власть пала, пренебрегая борьбой за души людей.

***
Взаимоотношение власти и религии актуальны во все времена.  Современная геополитическая мощь государства  определяется силой духа на фундаменте просвещенного влечения к правде и чести, закаленной истинной верой человека. Главное богатство государства заключается в созидательной энергии человека. С помощью нефти и газа еще можно накопить слитки золота, но невозможно зажечь энергию ума и веры. В фокусе массовых теле- и других коммуникаций должны быть не героический криминал и зачастую пошлый шоу-бизнес, а человек созидающий.

В демократической России патриотизм объявлен национальной идеей, основой которой стала память о Великой Отечественной войне. Я еще раз повторю мнение профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова: «меня очень настораживает стремление формировать новую национальную идеологию только на опыте победы во Второй мировой войне. Я глубоко убежден, что любая национальная идеология будет только тогда по-настоящему творческой и плодотворной, если она будет обращена не к темам войны, то есть разрушения, а к темам созидания русской государственности, русской культуры, русской церкви, в том числе»[4].

Проблема становления правового государства заключается не в поиске  «честной» политической элиты, а независимой. Если нет  формы, способной нейтрализовать неизбежные человеческие потуги, то тем больше  вероятность, что  эскадрон «честных» политиков, вошедших во власть,  превратится в банду мародеров. Российский государственный орел только тогда преодолеет косоглазие, когда сможет зажечь искру оптимизма – желание творческой  и деловой активности – неисчерпаемый ресурс созидательной энергии (силы духа) человека.


Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции




[3] Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым о фильме «Поп». —http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html
Михаил Шкаровский «Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь». — 
http://libros.am/book/read/id/271750/slug/krest-i-svastika-nacistskaya-germaniya-i-pravoslavnaya-cerkov
[4] Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым о фильме «Поп». —http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html



?

Log in

No account? Create an account