Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Псково-Печерский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://wiki.pskovedu.ru/images/f/fb/.jpg

Псково-Печерский монастырь. Слева – большая звонница, справа — купола Успенско-Покровского  храма.  Покровская церковь была возведена в 1759 годах над Успенским храмом.

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно (продолжение)

Из Пскова едем в Псково-Печерский монастырь, затерявшийся в стороне от шумных дорог на границе с Эстонией. От былого могущества православной  церкви в 1968 году в СССР сохранилось 11 действующих монастырей, из них 4 женских. Псково-Печерский монастырь занимает  особое место в православном мире. Название «Печоры» древнеславянского происхождения, означает пещеры.

Монастырь был основан во времена Ивана Грозного. Предание гласит, что недалеко от этих мест остановились на ночлег русские стрельцы, которые услышали человеческое пение, покорившее их своей красотой, но поиски нечего не дали. Вокруг были глухие безлюдные леса. И только позднее был обнаружен глубокий овраг, на склоне которого в пещерах жили монахи-отшельники.  Но задолго до этого весть о поющем лесе разнесла народная молва, и место было объявлено святым. К всеобщему удивлению трупы в пещере не разлагались, что объяснялось чудом всевышнего.
Вскоре была построена единственная в своем роде крепость-монастырь не на обычном месте (возвышенности), а на склонах глубокого оврага. Могущество монастыря быстро росло, его часто посещали русские цари, щедро одаривая  служителей культа.

Петр Первый недолюбливал монахов, и в один из приездов во время Северной войны погнал служителей  культа на строительство земляных укреплений. Монахи сокрушались: «Кто же будет молиться  за победу  войска русского?» Петр ответил: «Я как наместник Бога на земле, буду молиться». И, засучив рукава, царь целый день звонил в колокол.

Во время моего посещения в 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 с высшим советским образованием (инженеры-механики, педагоги, фронтовики). Несколько десятков послушников – кандидатов в монахи, кандидатский стаж длится от 2 до 14 лет, в зависимости от усердия перед господом богом. Перед религиозными  праздниками священнослужители получали 1,5 литра «божеской» водки.

Монастырь платил большую пошлину  государству за землю, хотя за овраги по закону не платят. Монастырские здания являются собственностью государства. В связи с арендной формой существования монастыря, внесены изменения в  его устав. На территории монастыря разрешается присутствие женщин. Монахи оправдывались, что «земля  – то не наша». Монахов обслуживало около 25 наемных работников, в хозяйстве имелись дизельная электростанция, два автомобиля ЗИМ и т.д.  Наместнику монастыря архимандриту Алипию (Воронову) было  53 года, он участник Великой Отечественной войны, говорили, что офицер, летчик (в действительности гвардии рядовой). Закончил Высшую  художественную  академию им. Грекова и Московскую духовную академию. Наместник подчинен псковскому архиепископу.

В летний период в монастыре проходили практику иностранцы-семинаристы, обучающиеся в Троицко-Сергиевской лавре. Главные доходы монастыря – приношение и дотации из-за границы.

image003.jpg

image005.jpg

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь является одним из самых крупных и известных в России и, находясь на грозных ветрах истории, никогда не закрывался. Название монастыря связано с находящимися в нем так называемыми «Богом зданными (созданными)  пещерами» (по-древнерусски - печорами).

По преданию, пещеры стали известны местным жителям в конце 14 века. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Как свидетельствует монастырская летопись в 1470 году в пещере поселился преподобный Иоанн, ранее служивший в православной церкви  в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Он устроил  пещерную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Холм, в котором находятся пещеры, стали называть Святой горой. Вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель, а пещеры стали так же кладбищем для иноков.

Находясь на границе между Россией и Ливонским орденом, обитель не раз подвергалась разорению со стороны крестоносцев.

Расцвет обители связан с игуменом, преподобномучеником Корнилием (1501 – 1570). Он поставил в монастыре трапезную надвратную церковь, расширил Успенскую церковь, прокопал далее пещеры. Монастырь стал крупным летописным центром, появились иконописная  и гончарная мастерские, начали лить колокола. Созданная библиотека занялась сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. При игумене обитель превратилась в мощную  крепость.

Москва учитывала стратегическое положение монастыря. Каменные стены Псково-Печерской крепости с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войн, для защиты от ливонской крепости Нейгаузен, расположенной всего в 20 км от монастыря (развалины сохранились). Крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск польского короля Стефана Батория и  венгерского отряда в 1581 году, других польских отрядов,  шведских войск (с перерывами в 1611—1614 годах), войск шведского короля Карла XII (1703).  Крепостные стены монастыря служили обороне более 150 лет до конца Северной войны и  заключения Ништадтского мира (1721).

От главных монастырских  ворот с Никольским надвратным храмом вглубь двора к Успенской церкви ведет «кровавая дорога», получившая название после посещения монастыря Иваном Грозным, которому монахи  приготовили торжественную встречу. Как только показался царь, зазвонили колокола, и лошадь царя испугалась и понесла.  Разгневанный Иван влетел на монастырский двор и первым делом отрубил  голову наместнику отцу Корнилию, идущему к нему с хлебом-солью. Но, вероятно, вспомнив про убитого в гневе царевича Ивана, царь опешил, затем поднял на руки  окровавленное тело  игумена и понёс его в Успенский храм. Наставник был объявлен святым (это версия рассказана мне печорским монахом в 1968 году, есть и другая). Согласно летописной версии, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, наставник был собственноручно убит заподозрившим измену в пользу опального князя Курбского царем Иваном Грозным.

В 1822 году монастырь посетил император Александр I и имел келейную беседу с преподобным Лазарем Прозорливым.

По Тартускому мирному договору 1920 года Псково-Печерский монастырь  был отнесен к Эстонии, и только в 1940 году вместе с республикой присоединён к СССР.  Это спасло  обитель от разорения и осквернения.

В Великую Отечественную войну храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус. Во время немецкой оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С октября 1941 года  до конца 1944 года наставником монастыря был игумен Павел (Горшков). Братия монастыря участвовали в Псковской православной миссии, возрождавшей духовную жизнь на оккупированных территориях. Священнослужители внешне оказывали лояльность оккупационным властям для возможности совершать богослужения.

В мае  1943 года монастырь посетил и выступил перед насельниками предавший советскую Родину генерал-лейтенант А.А. Власов, командующий Русской освободительной армией.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата. В совещании, состоявшемся  28 августа 1943 года в Сретенском храме, приняли участие: митрополит Виленский и Литовский, Сергий (Воскресенский),  экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский, епископ Ковенский, схиепископ Макарий (Васильев) и другие.

Монахи Псково-Печерского монастыря, участники Псковской миссии и  представители немецкой военной администрации. В первом ряду в центре — экзарх-митрополит Сергий (Воскресенский). 1943 год.
image006.jpg
https://www.miloserdie.ru/article/pskovskaya-missiya-vtoroe-kreshhenie-rusi/

После освобождения Псковщины наставник монастыря игумен Павел (Горшков) был арестован и осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году,  реабилитировали посмертно в 1997 году.

В конце 1945 года Печорский район с монастырём передан из Эстонской ССР в  Псковскую область РСФСР. Летом 1946 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). С 1949 по 1954 гг. наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
В 1957 году в монастырь переселились семь Валаамских старцев, в 1939 году перевезенные с острова Валаам в Финляндию.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником монастыря назначается игумен Алипий (Воронов), исключительно много сделавший для восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря, также был произведен ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек.

В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены очередные реставрационные работы.

***
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского Алексия II подал в отставку. Он был обвинён за установку в монастырских пещерах гроба с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года в Санкт-Петербурге. Пышные и скандальные похороны с участием всех криминальных авторитетов Санкт-Петербурга в «Богом зданных пещерах» рядом с нетленными останками православных подвижников возмутили верующих.  Незадолго до этих трагических событий братья Гавриленковы выкупили это место для матери…

***
В 1967-2006 годах в монастыре подвизался один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910 - 2006). Отец Иоанн обладал даром предвидения. Еще двенадцатилетним мальчиком  решил стать монахом. Окончил среднюю школу, бухгалтерские курсы, заочно учился в  Московской духовной академии, писал кандидатскую диссертацию, но в 1950 году незадолго до защиты был арестован. Содержался на Лубянке, в Лефортовской, Бутырской тюрьме в камере вместе с уголовниками. Осужден за антисоветскую агитацию на семь лет. Отбывал срок в Каргопольлаге в Архангельской области, работал на лесоповале, затем бухгалтером. Отец Иоанн освобождён досрочно в 1955 году. Советская власть боялась активного священника, и ему пришлось сменить несколько приходов.

2 августа  2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Псково-Печорский монастырь, где встречался  с отцом Иоанном.
Владимир Путин в келье старца архимандрита Иоанна Крестьянкина. Беседа продолжалась около часа


Как отмечают священнослужители, поучения старца Иоанна побуждают верующих глубоко уважать всякого человека. Вот несколько его высказываний.

«Не убивайте личности вашего ближнего ни разу: ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла... И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое» (из книги «О малом доброделании»).

«Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы — это Божие благословение людям».
«Мы еще должны явить миру красоту православного духа через храмы, через фрески, через иконы, через святые мощи. Потому что порой людей внешних сначала поражает красота богослужения, красота храма, красота внутреннего его наполнения. Человек, может быть, еще не знает ни песнопений, ни Евангелия, ни церковнославянского языка, ни богослужебных текстов, но он уже душой чувствует, что это иное пространство, иное время, иная обстановка. Как о наших храмах говорят – это небо на земле».

На вопрос, что делать в тяжелых жизненных ситуациях, когда нет духовника или он не рядом, старец  отвечал: «советуйтесь с тремя: с вашим умом, с вашей душой и с вашей совестью. И вот когда они все будут согласны, тогда так и поступите, как они Вам подскажут. Конечно, перед этим благословясь у Господа»» (http://www.pravoslavie.ru/51388.html).

Покидая монастырь, Владимир Путин сделал в книге почетных посетителей обители следующую запись: «Возрождение России, рост ее могущества немыслимы без усиления нравственных основ общества. Роль и значение Русской Православной Церкви огромны. Храни Вас Господь. В.В. Путин. 2.08.2000».

***
Ансамбль монастыря. В монастыре находятся: Богом зданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных. На территории монастыря расположены Большая звонница,  Дом настоятеля, Братский корпус, Ризница  и Святые источники.

На снимке слева на право — Сретенская церковь (1870), сооружена в псевдорусском стиле на месте трапезной Благовещенской церкви (1540). Далее звонница, Успенско-Покровский храм и справа — дом наместника.
image009.jpg
http://www.raduga-tyr.ru/img/polom/pskovo.jpg

В Монастырской ризнице или Большой казне хранятся церковные сокровища: золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки монастырю от русских царей и императоров. Они были вывезены немецкими захватчиками во времена  Великой Отечественной войны. Благодаря действиям наместника Алипия (Воронова) при помощи правительства Федеративной Республики Германии сокровища были возвращены в монастырь в 1973 году (504 предмета, 62 пропали).

В монастыре имеется два Святых источника. В 1911 году над Живоносном источником построили шестигранную  часовню (на снимке за елками).

Из надвратной церкви вглубь склона уходят  подземные  ходы. «Богом зданные пещеры» делятся на ближние и дальние.  В ближних пещерах находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.  Дальние пещеры протяженностью 200 метров состоят из семи подземных галерей с пещерной церковью Воскресения Христова. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Это монастырское кладбище первоначально служило только для погребения иноков, затем  здесь  стали хоронить благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, паломников и защитников монастыря. На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен наставник монастыря, архимандрит Алипий (Воронов). Среди мирян в пещерах погребены предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Хоронят в гробах, помещаемых в нишах пещер, не засыпая землей. При этом отсутствует запах тления тел усопших. В нишах, в зависимости от ранга, один гроб или братское захоронение. Общее число захоронений составляет около 10 тыс. человек.

В монастыре провели последние годы жизни несколько митрополитов, все они погребены в монастырских пещерах. В 1967 году здесь был похоронен митрополит Нью-Йоркский.
image011.jpg
http://e-rentier.ru.tatianahram.ru/img/big/2012/news/1318179437_monastery_17.jpg

Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника  отцом Ионой и освещена в 1473 году. Храм имеет только передний фасад, ее противо­положная сторона уходит в гору. В 19 веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.
image013.jpg
http://to-world-travel.ru/img/2015/042505/1748152

Церковь Николы Вратаря (1564) освящена во имя Николая Чудотворца.
Надвратная церковь служила главным входом (святыми воротами) в монастырь.
image015.jpg
http://img-f.photosight.ru/b91/5937427_xlarge.jpg


image017.jpgМихайловский собор (1815 – 1827), сооружённый в стиле классицизма,  является самым большим храмом монастыря.  Собор воздвигнут в честь  избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после свершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери вокруг Пскова. В ночь на следящий день в октябре 1812 года русская армия под командованием генерал-фельдмаршала, графа П.Х. Витгенштейна, освободила Полоцк и избавила Псков от опасности.
Здесь и далее черно-белые фотографии Владимира Дергачева, 1968 год


Башня верхних решёток расположена над оврагом и протекающим по дну ручьем Каменец.
В нижней части башни выложена небольшая каменная арка с железной решеткой, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости, а осаждающие не могут проникнуть в крепость.
расположена по другую сторону крепостной стены на  дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены.
image019.jpg

Большая звонница (1523) — одно из значительных архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора). Псково-Печерский монастырь располагает крупным собранием церковных колоколов в Северо-Западной России.
image021.jpg

Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы
image023.jpg

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Псково-Печерский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой.
Тот, кто брюхом силен, не победит сильных духом

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»

Мариенбург. Марта Скавронская. Походно-полевая жена. Любовница. Царица

Бермудский треугольник российской провинции 

  • 1
(Анонимно)
Мы с мужем были здесь на Рождество. Зрелище незабываемое!

Спасибо за внимание к моему журналу.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account