Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Владивосток. Оплот России на Дальнем Востоке
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image003.jpg
© Андрей Савин http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/DJI00315_1-2-2.jpg

Город и порт Владивосток («владеть Востоком») расположен на полуострове Муравьева-Амурского и островах в заливе Петра Великого Японского моря. Владивостокский городской округ включает островные посёлки Русский, Попова, Рейнеке, поселок Трудовое и село Береговое. Неофициальное китайское название города в переводе означает «залив трепанга», я японское название — «Соляная бухта».

Во Владивостоке  заканчивается Транссибирская магистраль. В городе расположена главная база Тихоокеанского флота, Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточное отделение Российской Академии наук. Здесь находятся генеральные консульства Вьетнама, Индии, КНР, КНДР, Республики Корея, США, Японии, Филиппин и свыше десяти почётных консульств. В  2010 году Владивостоку присвоено почётное звание «Город воинской славы».
image005.jpg
В 1860 году основан Владивостокский военный пост, ставший городом с 1880 года, административным центром Приморской области (1888) и Приморского края (1938).

По мере освоения Российской империй  Дальнего Востока роль опорных баз выполняли Охотск,  Аян, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре и, наконец, Владивосток, куда в 1871 году  из Николаевска-на-Амуре, были переведены главная морская база Сибирской военной флотилии и ставка военного губернатора.

На 90-е годы 19 века пришелся демографический и экономический бум, связанный с завершением строительства  Уссурийской ветки Транссибирской железнодорожной магистрали и Китайско-Восточной железной дороги. В 1887 году  во Владивостоке проживало 29 тыс. жителей, а через десятилетие численность населения утроилась.

В военном противостоянии с Японской империей России была необходима незамерзающая  военно-морская база и в декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. После крупных взяток китайским коррумпированным чиновникам  была подписана Русско-китайская конвенция (1898). Порт вместе с прилегающим Квантунским полуостровом передавался  России в аренду на 25 лет.

Намерения по созданию новой военно-морской базы и Русско-Японская война 1904 – 1905 годов отрицательно сказались на развитии  Владивостока. Но после потери Порт-Артура  Владивосток вновь стал главной военно-морской базой на Дальнем Востоке. Режим порто-франко с 1907 года способствовал бурному росту города, численность население которого превысила 100 тыс. человек. Владивостока развивался  как интернациональный город, где русские составляли меньше половины населения и сформировались крупные китайские, корейские и японские диаспоры.  Во время Первой мировой войны Владивосток становится важным перевалочным пунктом для получения военно-технических, промышленных и гражданских грузов.

Владивостокская военно-морская крепость, несмотря на незавершённость, стала самой мощной из существующих морских крепостей Российской империи. Во время Первой мировой войны запасы оружия и продовольствия  позволяли цитадели выдержать двухлетнюю осаду  неприятельских сухопутных и морских сил без помощи извне.

После Октябрьской революции  на Дальнем Востоке из-за малочисленности рабочего класса были сильны контрреволюционные настроения.

В декабре 1917 года прошла конференция бывших союзников России по Антанте, на которой было принято решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи.  29 июня 1918 года чехословацкий корпус  свергает советскую власть во Владивостоке, куда позже входят войска США, Японии, Италии и Канады. В 1919 году Приморье охвачено партизанской войной.

Парад американский, японских, канадских и итальянских войск во Владивостоке 1918 год
image007.jpg
http://russiantourism.ru/uploads/Message504/3964/0_b14f7_10929e6f_XXXL.jpg
В 1920 году большинство иностранных войск, кроме японских,  покинуло Владивосток. Однако японская активность в Приморье вызвала подозрение у США, что привело к международной изоляции Японии на Вашингтонской конференции. Японские войска были выведены из Владивостока в октябре 1922 года. Народно-революционная армия Дальневосточной республики под командованием Иеронима Уборевича заняли Владивосток, вытеснив из него соединения Белой армии. В ноябре Дальневосточная республика была ликвидирована,  и Приморье вошло в состав РСФСР.

В 1923—1925 годы советское правительство принимает план «восстановительной трёхлетки», в ходе которой возобновляется деятельность торгового порта, который становится самым доходным в стране.

В 1930—1940-х годах Владивосток служил транзитным пунктом на пути доставки заключённых и грузов для Севвостлага государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районах Дальнего Севера (Дальстрой). В городе в районе Моргородка находился  Владивостокский пересыльный лагерь, через который прошли будущий актёр Георгий Жжёнов, писатели Варлам Шаламов и Евгения Гинзбург, академик Сергей Королёв и сотни тысяч других политзаключённых. Здесь умер поэт Осип Мандельштам. В районе станции Вторая Речка располагался Владивостокский исправительно-трудовой лагерь (Владлаг), вмещавший до 56 тысяч заключённых.

***
В 30-е годы после депортации корейцев из Приморья в Среднюю Азию возникли проблемы  со снабжением овощами Владивостока.  Я помню, как уже в начале 70-х годов я  объехал зимой несколько пустых городских рынков и на одном из них встретил единственного  продавца с подмороженным картофелем.

До депортации корейцев в Среднюю Азию  в Приморье были зажиточные корейские колхозы, снабжавшие овощами Владивосток. Среди них колхоз  в большом корейском селе Синёндон в Сучанской долине Приморского края. Село было образовано в 1868 году беженцами из Кореи, где свирепствовал голод.  Новый поток переселенцев после русско-японской войны состоял не только из крестьян, но и интеллигенции.  И Синёндон стал центром корейской культуры.  В 1937 году после депортации корейцев село было заброшено и сейчас на его месте растет дикая полынь. А депортированные из этого села в Узбекистан корейцы организовали в 1940 году колхоз имени Свердлова. 22 члена колхоза были удостоены за высокие урожаи звания Героя Социалистического Труда, десятки награждены орденами и медалями.

***
Во время Великой Отечественной войны Владивостоксий порт переработал импортных грузов (ленд-лиз) почти в 4 раза больше Мурманска. Постановлением Совета Министров СССР во Владивостоке с 1 января 1952 года был введён особый режим, город становится закрытым для иностранцев.

***
После смерти вождя советского  народа Иосифа Сталина во время  «хрущёвской оттепели» Владивосток получил особое внимание государственных властей, появилась идея создания дальневосточной Калифорнии и второго тихоокеанского Сан-Франциско в бухте Золотой Рог.  В 1954 году Владивосток посетили члены Президиуму ЦК КПСС Н.С. Хрущев и А.И. Микоян, которые доложили в Кремле о запущенности жилищного,  культурного строительства в городе. В связи с намерением превратить Владивосток в закрытый город-крепость, свыше десятилетия средства на развитие города почти не выделялись. В 1958 году было принято специальное постановление правительства РСФСР о мерах помощи городскому хозяйству Владивостока. В план развития города заложили геополитическую  идею создания второго тихоокеанского Сан-Франциско.  

С 1957 года началось широкомасштабное жилищное строительство, воссоздаётся Дальневосточный государственный университет, открывается медицинский институт, открываются  научно-исследовательские институты Дальневосточного филиала АН СССР.

В 1959 году Никита Хрущёв повторно посещает город. Совет Министров в 1960 году принимает решение об ускоренном развитии города, основывается крупная строительная организация  «Главвладивостокстрой». Принимается и реализуется новый генплан города.

Но и американская Калифорния не стояла на месте. За прошедшие полвека экономическая и технологическая мощь американской Калифорнии стала сопоставима с великими державами, и по ВВП штат  до мирового финансового кризиса занимал седьмое место в мире. Здесь вблизи Сан-Франциско была создана Силиконовая (Кремниевая) долина — крупнейший технополис высоких технологий на планете.
Центральная Лениниская улица. Справа – здание Приморского крайкома КПСС и Центральный универмаг. Середина 60-х годов.
Сталинский ампир был  одним из лидирующих направлений в советской архитектуре с середины 1940-х до середины 1950-х годов.
Новый жилой массив, построенный в 60-е годы. Проспект 100-летия Владивостока.
***
В 1974 году Владивосток с официальным визитом посетил американский президент Джеральд Форд, прибывший для встречи с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. На встрече были подписаны протокол к Договору об ограничении систем ПРО и Договор об ограничении подземных ядерных испытаний.

В 1991 году город Владивосток был открыт для посещения иностранными гражданами.

После распада СССР экономика города оказалась в кризисном состоянии, были закрыты оборонные предприятия, что вызвало безработицу. Владивосток стал криминальным дальневосточным центром, включая  нелегальное рыболовство, контрабанду древесины и японских машин.

В 1970-х численность населения города перевалила за 500 тыс., а в 1992-м достигла исторического максимума в 648 тыс. человек и сократилась в последующем на 70 тысяч. В настоящее время сложилась положительная тенденция к постепенному росту населения. На 1 января 2015 года по численности населения (607 тыс. человек)  город находился на 25 месте среди городов Российской Федерации. В границах Владивостокской агломерации численность населения превышает 800 тысяч человек.

В начале 21 столетия  наметилось улучшение социальной и экономической обстановки. Владивосток сохранил статус важного транспортного, промышленного и торгово-финансового центра. Большое значение для развития города имел проведённый в сентябре 2012 года на Русском острове саммит АТЭС, в котором приняли участие  лидеры более 20 государств Азиатско-Тихоокеанского региона. К саммиту были сданы в эксплуатацию  мост через бухту Золотой Рог и мост на Русский остров, а также Дальневосточный федеральный университет.

***
Владивостоксий торговый и пассажирский порт является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и портами Азиатско-Тихоокеанского региона. Если кратчайшее расстояние до Москвы по железной дороге — 9288 километров, то до  Сеула — 750 км, Токио — 1060 км, Сянгана — 2820 км, Бангкока — 4400 км и  Сингапура — 5400 км.  В 2015 году суммарный грузооборот Владивостокского порта составил 15 млн. т. (4 место на российском Дальнем Востоке), что во много раз меньше, чем в крупных зарубежных портах АТР.
Информация для размышления: грузооборот китайского Шанхая – около 700 млн. т, корейского Пусана – 300 млн. т и Гонконга – 270 млн. т.

В 2016 году планируется открытие паромной линии Владивосток-Пусан-Шанхай-Нагасаки-Владивосток.

Теплоход «Фёдор Шаляпин» (вместимость 900 пассажиров) у причала морского  вокзала. Лайнер построен в 1954 году в Шотландии, с 1973 по 1980 гг.  принадлежал Дальневосточному морскому пароходству. В 1980 теплоход передан Черноморскому морскому пароходству, а в 1999 году разделан на металлолом в Индии.
Идея портовой свободной экономической зоны в Приморье обсуждается с конца 80-годов.  В октябре 2015 года Владивосток получил статус свободного порта. И как справедливо отмечают оппоненты,  новый проект не решит проблемы развития Приморья[1]. Если Россия желает занять достойное место в Тихоокеанском регионе, необходим крупный порт и новые города на  Дальнем Востоке.  Возможности Владивостока, Находки и Восточного ограничены, утрачен отечественный торговый флот. Неолиберальная модель экономики четверть века опиралась на создание условий для бизнеса и предоставления преференций для «псевдосингапуров».  Декларировались необоснованные многочисленные СЭЗ в надежде на крупные зарубежные  инвестиции и торговые потоки, вместо создания  мощной транспортной инфраструктуры и транспортно-логистических центров.

Свободные экономические зоны по-российски реально означают новый виток коррупции, организацию условий для транснациональных корпораций, их беспрепятственное проникновение на русский Дальний Восток, что окончательно превратит регион в колониальный сырьевой придаток.

В последнее время в качестве перспективного проекта называют проект «Большой порт Зарубино» с грузооборотом до 100 млн. т и строительство нового приморского города на юге Приморского края в Хасанском районе. Запертый на полуострове Владивосток может быть соединен с районом низководным мостом через Амурский залив на полуостров Песчаный.

***
Большую роль для Владивостока играет авиационный транспорт. В июне 1938 года состоялся беспрецедентный беспосадочный перелет из Москвы в Приморье. Если сегодня прямой воздушный перелет по маршруту Москва — Владивосток занимает не больше 8 часов, то в далеких 1930-х годах на него уходило не меньше пяти-шести дней. Именно поэтому беспосадочный перелет летчиков Коккинаки и Бряндинского из Москвы в Спасск-Дальний, совершенный за 24 часа 36 минут, стал рекордным не только для отечественной, но и для мировой авиации. Он принес летчикам заслуженное признание и звания Героев Советского Союза, а стране — новый стратегически важный воздушный маршрут.

В 1958 году открывается постоянное пассажирское авиасообщение  Владивостока с Москвой. В 1985 год состоялся  первый беспересадочный полет Москва – Владивосток  на самолете Ил-62 без промежуточной посадки в Хабаровске. Время в пути  сократилось до 8 часов 10 минут.
***
Владивосток является самым автомобилизированным российским городом. Здесь зарегистрировано 422,6 тыс. автотранспортных средств (2015).  Город занимает пятое место по величине автопарка, среди городов России,  уступая только Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирску и Екатеринбургу. Здесь расположен самый крупный авторынок России «Зелёный угол». Планируется  строительство Владивостокской кольцевой автомобильной дороги.

Столь большое количество автомобилей создает постоянные пробки и ухудшает экологическую обстановку.

Большой проблемой является высокое загрязнение окружающих город акваторий Амурского и Уссурийского заливов, пролива Босфор Восточный и, особенно, бухты Золотой Рог.

***
Владивосток привлекателен для туристов и включён в проект развития дальневосточного туризма «Восточное кольцо». В рамках проекта открылась Приморская сцена Мариинского театра, планируется  открытие филиалов Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и Музея Востока. На побережье Амурского залива расположена Владивостокская курортная зона, включающая 11 санаториев. Туристов во Владивосток привлекает игорная зона «Приморье». В 2014 году город посетили 600 тыс. туристов, половина из которых иностранцы из Китая, Кореи, Японии и других стран.  Основу составляет деловой туризм (70% въездного потока).

***
В этом здании в начале 70-х годов располагался  Президиум Дальневосточного  Научного центра АН СССР. На первом этаже слева научные лаборатории временно использовались в качестве общежития  для прибывающих научных работников.  В основном доминировали молодые специалисты из МГУ и других московских вузов. Поэтому особенно острой была жилищная проблема.
image017.jpg
Делегаты районной комсомольской конференции (1972),представляющие  институты Дальневосточного научного центра АН СССР, в основном секретари  комсомольских организаций.  В первом ряду третья справа — Надежда Христофорова, комсорг ЦК ВЛКСМ по работе с научной молодежью ДВНЦ АН СССР.  Во втором ряду третий слева — Владимир Прудкий, в конце 80-х годов работал в Приморском крайкоме КПСС.  В треть ряду второй справа — Владимир Дергачев.
image019.jpg

На острове Попова под Владивостоком. Японское море, но чувствуется могучее дыхание Тихого океана.
image021.jpg

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Чита. Столица Забайкалья
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 
Почему Япония не начала войну против СССР?
Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы

Забайкалье. Китайская лесная шкатулка
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма
Дальневосточная буржуазно-демократическая республика
Японский проект украинского антирусского государства на Дальнем Востоке 
Благовещенск. Историческая столица русского Приамурья
Российский Дальний Восток. Форпосты гидроэнергетики
Долгая дорога с Дальнего Востока. Путин едет на «Калине»
Хабаровск. Дальневосточная столица
Вождь всемирного пролетариата не на своем месте
Воздушные ворота Дальнего Востока на замке
Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный преимущественно зеками
Мертвые гиганты дальневосточной индустрии
Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма
Проданный Амур-батюшка 
Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада»
Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего. Приморье
Путь на Дальний Восток (воспоминания)
Владивосток. Оплот России на Дальнем Востоке 
Владивосток. ТИГ(воспоминания)
Находка. Главные восточные морские ворота России
«Географы» Генерального штаба Российской империи
Владимир Арсеньев. Уссурийский буфер. Запорожская Сечь для китайцев
Корейцы на русском Дальнем Востоке
Дальневосточная экспедиция. Иман. Дальнереченск. Форпост на Уссури
Китайский остров Даманский
Цитадель Хутоу. «Нож у горла советского Приморья». Последнее сражение Второй мировой войны. Китайская версия
Россия. Китай. Северная Корея. На стыке трёх границ
Хасан. Вооружённый конфликт. В эту ночь решили самураи…
«Большой золотой треугольник». Китай. Россия. Северная Корея. Антироссийский проект
Приморье. Кавалерово. Дальнегорск. Руины российского капитализма
Приморье. Мыс Бринера. «Два брата». Дальневосточный Чернобыль
Морской круиз в Уссурийскую тайгу
Уссурийская горно-таёжная станция. Коварный не только для женщин китайский лимонник
Во времена антиалкогольной компании. Сбывшаяся мечта советских командировочных
Будет ли русский Дальний Восток Желтороссией (Белохиной)?
Откуда исходит главная угроза российскому Дальнему Востоку?



[1] Юрий Крупнов Свободный порт Владивосток: «В результате традиционного «чисто российского подхода» ничего не произойдёт, хотя разговоров будет много – года на два» — http://to-ros.info/?p=26529


?

Log in

No account? Create an account