Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Адам Смит. Какова она, дорога в бессмертие?
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg


Адам Смит (1723-1790), шотландский философ и экономист, основатель  классической политической экономии и отец экономической «библии капитализма».

«Идеи экономистов и политических мыслителей более могущественны, чем обычно думают. В действительности мир почти этим только и управляется».  Джон Мейнард Кейнс

Адам Смит родился в июне, а может быть в апреле 1723 года в приморском портовом городке Керколди, прозванным народом «The Long Town». Порт расположен на северном берегу залива Ферт-оф-Форт почти напротив Эдинбурга,  сегодня в  объезд по мосту через залив до шотландской столицы — 45 км или 46 минут в пути рейсовым автобусом. В  Керколди проживало примерно 2 тыс. жителей,  сегодня 50 тыс. жителей.

Отец Адам Смит-старший получил университетское образование в Абердине и Эдинбурге,  служил  комиссаром (главным котроллером) местной портовой таможни, но внезапно умер от простуды в сорок лет через два месяца после рождения сына. Годовой оклад отца, составлял  300 фунтов, после его смерти семье приходилось трудно.  Мать была женщиной энергичной, до конца своей жизни являлась ангелом хранителем для сына и оба сохранили взаимную привязанность.

С детства дома Адама окружали книги. Первоначальное образование мальчик получил в местной провинциальной  школе, пользовавшейся хорошей репутацией. Уже там обнаружились у него наклонность к чтению и необыкновенная память.

Четырнадцати лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал основы нравственной философии, логику, древнегреческий и латинский языки, математику и астрономию. В 18 веке  Университет Глазго был самым передовым в Соединённом Королевстве, так как раньше, например,  знаменитых  университетов Кембриджа и Оксфорда освободился от церковных догм. Смит учился у прославленного профессора философа Фрэнсиса Хатчесона, считавшегося одним из отцов-основателей Шотландского просвещения и научной школы «здравого смысла».  Под воздействием учителя Адам много читал трудов о естественном праве, основанном не на божеских, а на человеческих началах.

В 1740 году Адам Смит окончил Университет Глазго, получил  ученую степень магистра искусств и в числе лучших выпускников  — стипендию, учрежденную местным купцом,  для дальнейшего обучения в Баллиольском колледже Оксфордского университета. Не многим из небогатых шотландских юношей удавалось туда попасть.

Путь из Глазго до Оксфорда занимал до двух недель на верховых лошадях (другого сухопутного сообщения не существовало), был опасен, в дороге могли ограбить разбойники.  Но что взять с бедных студентов и их путешествие прошло относительно спокойно. Только в конце жизни Смита появились дилижансы, преодолевающие расстояние до Оксфорда и Лондона за четверо суток.

Шотландцы чувствовали себя в Оксфорде неуютно, подвергаясь постоянным насмешкам, равнодушному и несправедливому обращению преподавателей. В бурную эпоху гражданского междоусобия и религиозной реставрации в «Туманном Альбионе» Оксфорд утерял свое свободолюбие времен великого утописта Томаса Мора и Эразма Роттердамского, преподававшего в Кембридже. Процветало невежество, профессора нисколько не заботились об исполнении своих обязанностей. Об этом можно судить по критике  Адамом Смитом преподавания в Оксфорде в «Богатстве народов»: «Для человека, одаренного здравым умом должно быть делом тягостным сознавать, что лекции, которые он читает студентам, суть чистый вздор или нечто, весьма близко к нему подходящее. Должно быть, также крайне неприятно видеть, что большая часть слушателей не посещает лекции или слушает их с несомненным выражением неодобрения, насмешки или пренебрежения». С другой стороны, студенчество отличалось не только невежеством, но грубостью и развращенностью. Смита  отправляли в Оксфорд, надеясь сделать из него настоящего служителя англиканской церкви. Обстановка в университете  оттолкнула  юношу от такой карьеры.
Но время, проведённое в Оксфорде,  Смит  использовал в наибольшей степени эффективно, несмотря на частые болезни, много читал и постоянно занимался самостоятельно. Приходилось для чтения существенно тратиться на восковые свечи.

Оксфорд располагал Бодлианской библиотекой, которая по сей день оспаривает  у Ватикана право называться старейшей в Европе, а у Британской – самого крупного собрания Великобритании.  С 1610 года  университетская библиотека была наделена  правом на получение обязательных  экземпляров всех британских изданий. Возможностью такой библиотеки, одной из крупнейших в мире по концентрации интеллектуальных печатных ресурсов,  и воспользовался Адам Смит, знавший пять языков. Он  закончил обучение в Оксфорде в 1746 году и покинул университет не получив диплома,  раньше установленного срока. Оксфорд не удостоил будущего знаменитого питомца ученой степенью.

Под влиянием «Трактата» шотландского философа Юма о человеческой природе, Смит открыл для себя новые перспективы на литературном и научном поприще.  Летом 1746 года после неудачного восстания шотландских сторонников Стюартов он возвратился на малую родину к матери в Керколди, где продолжил самообразование.

В 1748 году Смит отправился в Эдинбург и здесь, пользуясь покровительством одного знатного лорда, открыл публичные лекции по английской литературе, риторики  и естественному праву в Эдинбургском университете. Лекции имели успех. Здесь у Смита зародились первые представления об экономическом либерализме с государственных, гражданских, экономических и нравственных позиций.

Около 1750 года в Эдинбурге произошло знаковое знакомство Адама Смита с философом  Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десять лет. Их интеллектуальный альянс стал стержнем Шотландского Просвещения. Тесная дружба двух могущественных умом продолжалась до смерти Юма.

В 1751 году Смит приглашен Университетом Глазго  на кафедру логики, читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. Четыре года спустя молодой профессор в 32 года (!) занял кафедру нравственной философии, которую  возглавлял 13 лет. Как и знаменитый предшественник по кафедре нравственной философии  шотландский философ Хатчесон, его ученик Смит отрешился от узких средневековых взглядов на нравственность. Его  лекции по этике были переработаны в сочинение «Теория нравственных чувств» (1759). Профессор был  превосходным лектором, его импровизированная речь  не отличалась особенной изящностью, но была наполнена информативностью и интересом к своему  предмету. Репутация Смита  росла,  читаемые им предметы стали модными в Глазго, их обсуждали в интеллектуальных клубах и литературных кружках.

Адам Смит жил во времена, когда профессорская должность была среди самых престижных профессий. Профессора университета Глазго в порядке старшинства получали в бесплатное пользование двухэтажный  каменный особняк  на профессорском дворе, расположенным рядом с главным зданием.  На втором жилом этаже было до шести комнат, а внизу  располагалась кухня,  кладовые  и комнаты для прислуги. В таком доме  поселился и Адам Смит с матерью и кузиной мисс Дженет Дуглас, выполнявшей  роль домоправительницы. Оклад профессора (150 футов) позволял содержать двух-трех служанок. Позже во время путешествия по Франции Смит впервые завел  слугу-мужчину.

В Глазго Смит прожил 12 лет, пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка. Смит поддерживал тесные контакты со столичным  Эдинбургом, где жил его друг Юм. Он состоял членом одного известного столичного политического клуба. Забавно, что правительство изящно закрыло клуб, обложив высокой пошлиной  любимый алкогольный напиток его членов — кларет.
Информация для сведения: Сухое красное французское вино (кларет)  из региона Бордо в позднем средневековье пользовалось необычайной популярностью у английских джентльменов. Винодельческий регион Бордо  еще в середине 12 века перешел под власть английской короны в результате брака Генриха II c Элеонорой Аквитанской. Подробно об этой необыкновенно женщине удивительной красоты – королеве Англии и Франции: Король Львиное Сердце и бесподобная Элеонора.

image003.jpg В 1759 году Смит опубликовал труд «Теория нравственных чувств», основанный на материалах его лекций. Профессор проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность, и выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая. Он также высказался в пользу этического равенства  и одинакового применения моральных норм ко всем людям.

«Теория нравственных чувств» была намного слабее  следующего капитального труда «Исследование  о природе и причинах богатства народов», однако после публикации пользовалась огромной популярностью. Друг Адама Смита философ Дэвид Юм  откликнулся письмом: «Я должен сообщить Вам печальную новость: Ваша книга оказалась весьма несчастной, ибо публика склонна восхвалять ее до чрезмерности. Ее с нетерпением ожидали глупцы, а литературная чернь начинает уже превозносить ее весьма громко своими похвалами».

Книгу высоко оценили в интеллектуальных кругах Шотландии и Англии. Лорд Чарльз Тоунсенд, озабоченный обучением своего пасынка, герцога Баклю,  обратился к Смиту с настолько выгодным предложением, что профессор согласился оставить кафедру и отправиться с молодым герцогом в заграничное путешествие. Условия были исключительно благоприятными: 300 фунтов  во время путешествия на континент (в два раза выше профессорского оклада), не считая затраты на сопровождающего слугу,  и пожизненная пенсия  в таком же размере. Это не только обеспечивало Адама Смита, его мать и верную мисс  Дуглас до конца дней, но и свободу творчества.

Университет Глазго, как записано в его протоколах, «не мог удержаться от выражения искреннего сожаления по поводу ухода доктора Смита, известная честность которого и прекрасные душевные качества завоевали ему любовь и уважение со стороны его товарищей по профессии, необычайный гений которого, великие способности и громадная начитанность делали такую честь всему университету. Его изящная и остроумная «Теория нравственных чувств» доставили ему известность и почет в глазах писателей и понимающих людей повсюду в Европе. Его счастливый талант пояснять отвлеченные вопросы конкретными примерами и никогда не изменявшая ему настойчивость в сообщении полезных знаний отличали его как профессора и вместе с тем доставляли великое наслаждение и громадную пользу в образовательном отношении его молодым слушателям». Подобную аттестацию университеты не часто выдают профессорам при их жизни. «Честь и слава университетам, умеющим ценить своих выдающихся людей; их ведь немного бывает и среди профессоров!»[1].
Так закончилась профессорская карьера Смита. В 1763 году он отправился с молодым герцогом Баклю за границу.  Сначала жизнь в Париже пришлась не совсем по вкусу Смиту, затем восемнадцать месяцев  он с воспитанником  прожил в Тулузе,  они путешествовали по югу Франции, побывали в Женеве, где встретились с философом-просветителем  Вольтером в его поместье,  и возвратились назад в Париж. В этот раз Смит познакомился ближе с лучшими представителями  французского интеллектуального общества, включая Тюрго, Француа Кенэ, Д'Аламбера, Гольбаха, Гельвеция и аббата Морелле.

По возращению из путешествия на материк, Адам Смит занялся делом более для него  важным.
После непродолжительной двухлетней работы в Лондоне при канцлере казначейства (министре финансов) лорде  Чарльзе Таунсенде Адам Смит с весны 1767 года шесть лет затворнически прожил на своей малой родине в Керколди. Он собрал массу материала,  и не терпелось его обработать. На малой родине не было суеты большого города. Здесь он работал над книгой, часто диктуя текст своему секретарю, затем правил и обрабатывал рукопись и давал переписать её набело.

Среди родных, ему жилось спокойно. Близость Эдинбурга давали ему возможность поддерживать связи с людьми своего круга, да и в Керколди был небольшой кружок знакомых, где он отдыхал от работы. Длительные прогулки вдоль берега моря способствовали его размышлениям. Но напряжённая  однообразная работа не способствовал здоровью. Работал Смит медленно, с трудом, исправляя и редактируя тексты.

В 1773 году Адам Смит уезжает в Лондон, где в течение двух лет дорабатывает рукопись с учетом новой статистики и публикаций.  В результате последней авторской редакции для облегчения восприятия текста читателями Смит исключил большую часть ссылок на труды других авторов.

Наконец в 1776 году труд издан в двух больших томах. Полное название первого издания: «Исследование о природе  и причинах богатства  народов, сочинение Адама Смита, доктора прав, члена Королевского общества, ранее профессора нравственной философии в университете Глазго».
Величайшей заслугой Адама Смита  стало научное обоснование трудовой теории стоимости, согласно которой  стоимость товаров и богатство создаются  производительным трудом. При жизни Адама Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.
Труд его первоначально заметили только люди избранные, оценившие книгу, и признавшие в авторе великого мыслителя. После смерти его ближайшего друга Юма, Смит сам становился великой известностью. В Лондоне он познакомился с выдающимися людьми  своего времени, хотя не со всеми у него установились доверительные отношения.

В 1778 году герцог Баклю выхлопотал своему учителю место таможенного чиновника в Эдинбурге. Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в возрасте 55 лет. Однозначного объяснения этого поворота в судьбе ученого нет. Правда, вспомним, что и Адам Смит-старший был таможенником. Может быть, хотелось на практике проверить свою теорию. Нельзя исключать и материальную сторону, годовой оклад таможенного комиссара  был очень высоким по тем временам и вдове превышал установленный Адаму Смиту пенсион лорда  Таунсенда.  Но и при этом окладе Смит продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность и книги, собрал за жизнь солидную библиотеку.

В Эдинбурге Смит вел открытую общественную жизнь, любил принимать у себя друзей и часто бывал в обществе,  посещал он и салон русской княгини Воронцовой-Дашковой. У него был свой клуб, где по воскресеньям устраивались ужины для друзей.

Первоначально на новой должности Смит  собирался написать свою третью фундаментальную книгу, всеобщую историю культуры и науки. Но не вышло, сохранились заметки по истории астрономии, философии и изящных искусствах, опубликованные после его смерти. Остальной архив  был сожжен по его требованию.

***
Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече.

Адам Смит имел репутацию странного, но умного человека, иногда говорил сам с собой. Он, как настоящий ученый,  мог надолго задуматься даже среди шумной компании. Он отличался рассеянностью от увлечения своими собственными мыслями. С возрастом рассеянность и забывчивость усиливались, Смит все чаще уходит  в мир мыслей, не имевшим никакого непосредственного отношения к окружающей суете.
Личная жизнь Смита прошла без житейских бурь и тревог. Но как многие другие знамениты люди, Адам Смит прожил в мире высокой энергии активного мышления, проникая своими мыслями вглубь общественной жизни.  И в этом мире его жизнь была бурной с победами и поражениями на пути к новым вершинам мысли.

Адам Смит дважды едва не женился, но так и не решился. В начале он вероятно, думал, что все еще впереди, но настало время, когда Смит понял, что Это уже не к чему. Возможно, он помнил и высказывание одного из своих кумиров сэра Исаака Ньютона «Женщины сокращают нашу и без того короткую жизнь».  Да, бывают исключения, но трудно женщине прожить жизнь с мужем, который одновременно рядом, но постоянно находится в  другом, часто чуждой ей мире мыслей.  Адам Смит был в лучшем смысле маменькин сынок, он  прожил почти всю жизнь с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Холостяк Смит считал дом своей матери своим собственным домом.

В доме Смитов подавалась национальная шотландская пища, соблюдались местные обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, особенно шотландца Роберта Бёрнса, любил французский театр.

С великим шотландским мыслителем, почетным ректором Университета Глазго и почетным гражданином Эдинбурга Вы непременно встретитесь, если гуляете по главной магистрали Старого города в Эденбурге  — знаменитой Королевской миле в столице Шотландии,  соединяющей Замок с  дворцом Холирудхаус — действующей королевской резиденцией. Памятник знаменитому земляку установлен так, что он неожиданно возникает перед прохожими, давая понять, что продолжает быть среди нас. И может быть профессор и один из королевских таможенных комиссаров Шотландии спешит по своим делам. Бронзовый трехметровый памятник Смиту был открыт в 2008 году.
image004.jpg
Фотография Владимира Дергачева

Годы берут свое. В 1784 году умерла мать миссис Смит, а в 1788 году – кузина, жившая вместе со Смитами в Эдинбурге. Потеря матери, с которой он прожил нераздельно целых шестьдесят лет, была для него очень чувствительна.

Адам Смит скончался в Эдинбурге 17 июля 1790 года на 67-м году жизни после продолжительной болезни кишечника. Его похоронили на кладбище, недалеко от того места, где покоился прах его друга философа Дэвида Юма.

У этой церкви похоронен великий политэконом.
image006.jpg
Фотография Владимира Дергачева

Могила Адама Смита — по левую сторону от храма. Чтобы не пройти церковь, городские власти разместили на брусчатом тротуаре главной улицы медную доску с указателем на кладбище.

Само захоронение находится за изгородью, где растет thistle (чертополох). На стене мемориальная доска с годами жизни.
image008.jpg
http://forexaw.com/static/pictures/000/035/000035734_-_w480_1421586111.jpg

Удивительно, что в туристическом городе, каковым является Эдинбург, нет в продаже репродукций портретов Адами Смита.  По крайней мере, не только мне, они не попадались. Пришлось ограничиться покупкой книг о Шотландии и шерстяным шарфом со знаменитым шотландским орнаментом в клеточку.

***
Существует заблуждение, что полноценную жизнь дает человеку чрезмерное богатство и безграничное потребительство. Самое большое счастье для творческого человека — прожить  жизнь в мире мыслей. И как говорил великий пессимист Артур Шопенгауэр «Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».

Из нажитого богатства Адама Смита кроме двух фундаментальных трудов осталась только домашняя библиотека, стоимость которой оценивалась в конце жизни  примерно в 5 тысяч фунтов.
При жизни Смита его труды были наиболее влиятельны в Англии и Франции.

В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV Адам Смит был назван среди величайших шотландцев всех времён. В Великобритании Смит увековечен на банкнотах.

Европейский научно-промышленный консорциум («ESIC») учредил Медаль Адама Смита, которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.
Из несколько опубликованных работ Адама Смита, включая  курсы лекций,  несомненно, выделяются «Теория нравственных чувств» (1759) и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Можно сказать, что он автор двух книг, но каких! Только при жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг.

«Теория нравственный чувств»  отдает приоритет  моральным ценностям над материальными. Книга  был очень популярной преимуществено при жизни автора, явилась важным этапом фомирования мировозрнеия Смита.

Шотландец Адам Смит  открыл миру природу «богатства народов», ставшей «Библией» капитализма.  «Богатство народов»  по Смиту создается, прежде всего, деловыми людьми, обладающими «высокой добродетелью». И не дикий рынок все расставит по места сам по себе, а человек, не утративший гуманистические ценности.

Чудес не бывает, «Богатство народов» или в более точном переводе «Богатство наций» писалось всю его творческую жизнь, включая шесть лет затворничества на малой родине в небольшом городке Керколди вблизи Эдинбурга. В своем главном труде Смит построил здание политической экономии и соединил экономическую свободу с свободой политической.

От кого зависит благосостояние народа? Адам Смит  ответил на это двести лет назад и его слова не потеряли актуальности: «Великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате  расточительности и неблагоразумия государственной власти».

Издания на русском языке:
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I—III). / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. — М.: Наука, 1993. — 572 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007.— 960 с.
Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997. — 352 с.

Кроме этих трудов при написании статьи использована литература об Адаме Смите:
Валентин Яковенко Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность. — СПб, 1894 (ЖЗЛ).
Андрей Аникин Адам Смит. — М.: Молодая гвардия, 1968 (ЖЗЛ).
Экономическая теория. Под редакцией  Дж. Итуэлла, М. Милгейта и П. Ньюмена. — М.: ИНФРА-М, 2004, 931 c. «Новый Полгрейв» — самое объемное и известное в мире энциклопедическое издание по экономике. Его статьи написаны наиболее авторитетными экономистами из многих стран, в том числе «Джон Робертсон Шотландское просвещение».

Некоторые мысли из трудов Адама Смита, не утративших своей актуальности:

«Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей» (впервые эта мысль высказана в эдинбургских лекциях Адама Смита 1750 года).

«Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости».

«Человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может  иметь  иных интересов, как есть побольше и работать поменьше».

«Поступай так, чтобы тебе мог  симпатизировать незаинтересованный наблюдатель».

«Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедность».

«Трудно заставить человека понять что-либо, если его заработок обеспечивается непониманием этого».

«Порок непостоянен и своенравен, одна только добродетель неизменна и надежна». (Теория нравственных чувств)

«Характер каждого человека оказывает влияние на счастье прочих людей, смотря по тому, имеет ли он свойство приносить им вред или пользу»  (Теория нравственных чувств)

image010.jpg


[1] Валентин Яковенко Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность. — СПб, 1894 (ЖЗЛ). http://e-libra.ru/read/194266-adam-smit.-ego-zhizn-i-nauchnaya-deyatelnost.html


?

Log in

No account? Create an account