Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Золотая эпоха Шотландского Просвещения
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://gid.turtella.ru/img/4/d7i9.jpg

Эдинбург. Вид на город и королевский замок со смотровой площадки

Современному человеку можно представить эпоху  Возрождения под лучами средиземноморского солнца. Погода в Шотландии очень переменчива, что обусловлено её географическим положением между трех морей. После мягкой, но морозной зимы, когда таял снег и лед, позднесредневековые Эдинбург, Глазго и Абердин тонули в потоках нечистот и «аромата» зловоний.  В маленькой северной стране с постоянными туманами и моросящим холодным дождем эпоха Шотландского Просвещения выглядит чудом гордых горцев, отразивших в античную эпоху римские легионы, а через века покорившие «мягкой силой»  Европу.


Шотландское Просвещение восемнадцатого столетия характеризуется небывалым всплеском интеллектуальной и научной активности. К середине 18 века шотландцы стали одним из самых грамотных европейских народов. Шотландское Просвещение дало миру знаменитых ученых и мыслителей.

Почва для Шотландского Просвещения была подготовлена религиозной реформацией.  Еще незадолго до «золотого» восемнадцатого столетия  бедная Шотландия находилась под гнетом религиозного фанатизма и невежества.  Имелись церковные приходы, где треть всех женщин была сожжена на костре по обвинению в колдовстве и ереси. Как пишут историки, последняя ведьма была сожжена  за год до рождения Адама Смита.

При этом уже соблюдались традиции  своеобразной средневековой европейской  «демократии».  Когда «справедливый» суд приговаривал к казне ведьму, жертву предварительно топили. Если она тонула – признавалась ошибка правосудия, а если выплывала — казнили. Учитывая зарождающиеся либеральные традиции, преступника перед казнью водили в паб «Последняя капля».

Шотландские пресвитериане следовали  учению  женевского религиозного реформатора  Кальвина. Крупнейший шотландский религиозный реформатор Джон Нокс (около 1510—1572) во время эмиграции некоторое время жил в Швейцарии, европейском центре кальвинизма. Когда он вернулся на родину, его знаменитая проповедь 1559 года в шотландском Перте против католического идолопоклонства  вызвала восстание горожан, переросшее в протестантскую революцию. Парламент Шотландии запретил католическую доктрину и принял протестантский символ веры. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и отсутствия епископов. «История Реформации» Джона Нокса была на протяжении нескольких веков одним из наиболее фундаментальных трудов по протестантству.

В некрополе Глазго  возвышается величественный  памятник шотландскому реформатору Джону Ноксу,  который парит с высоты колонны над самым большим городом страны горцев.
image002.jpg
http://st.pixanews.com/wp-content/uploads/2012/02/320.jpg

Шотландская религиозная  реформация состоялась на «Туманном Альбионе» в более прогрессивном виде, чем в  Англии. По сути, она создала свободную зону в духовном мире и отменила между Богом и верующими посредников в виде епископов.  Человек оказался ближе к Богу,  и одновременно возросла его ответственность за мирские дела. Без религиозной реформации не было бы знаменитого труда Адама Смита о свободной торговле, регулируемой «неведомой рукой рынка».

Политическое объединение  Шотландии и Англии на основе Акта об Унии 1707 года  способствовала быстрому экономическому развитию Шотландии, где были ликвидированы таможенные границы с Англией. И шотландцы искусно совместили преимущества свободной торговли  в составе Британской империи с современной для своего времени  системой качественного образования. Именно эти два фактора называют «двигателем» Шотландского Просвещения. На развитие в Шотландии гуманистических взглядов повлияли исторические связи с Францией, переживавшей период культурного и политического расцвета в годы правления «короля-солнца» Людовика XIV.  Особенно следует отметить «Дух законов» Монтескье и «Энциклопедию» Дидро.

К середине столетия наступил «золотой век» Шотландии, который наиболее масштабно озарил гений Адама Смита и Джеймса Уатта. Адам Смит жил во времена, когда профессорская должность была среди самых престижных профессий. Шотландец  открыл миру природу «Богатства народов». Адам Смит за свою жизнь написал всего две известных книги: философский труд «Теория нравственных  чувств» (1759) и «Исследование о природе  и причинах богатства  народов (1776), ставшей «Библией» капитализма.
Благодаря профессору Смиту  Джеймс Уатт был принят на работу в университет Глазго, где и завершил работу над созданием паровой машины. Адам Смит любил гулять на прибрежном лугу в Глазго Грин-парке, где его другу Джеймсу Уатту пришла в голову революционная идея, положенная в основу паровой машины.
Маленькая Шотландия дала миру созвездие талантливых инженеров, писателей и ученых. Многие шотландские учёные преподавали в крупнейших университетах  континентальной Европы. Джеймс Уатт изобрел паровой котел, что знаменовало начало индустриальной революции.  Шотландцы изобрели велосипед, электрическую лампочку, телефон, цветную фотографию, гудронированное покрытие дорог, антисептик и многое другое, включая клонированную овечку Долли.  Старейший банк Шотландии был основан в 1695 году. Шотландцам принадлежит идея системы водяных знаков на банкнотах, именно они были первыми в развитии отраслевой банковской системы.

Здесь творил «бард гуманизма» всемирно известный поэт Роберт Бернс (1759 – 1796), писатели сэр Вальтер Скотт (1777 – 1832) и сэр Артур Конан Дойль (1859 – 1930) и многие другие. Из Шотландии началась всемирная слава литературных героев от Шерлока Холмса до Гари Поттера.
Разделяя взгляды европейского Просвещения, шотландские мыслители утверждали фундаментальное значение человеческого разума. Они верили, что, только руководствуясь разумом,  человек может произвести изменения к лучшему в природе и обществе, взяв на вооружение  эмпиризм и практичность. Наиболее значительные достижения им удалось достигнуть в области гуманитарных наук: философии, экономики, юриспруденции, археологии, геологии, социологии, а также медицине, химии и инженерном деле. Наиболее значительный вклад внесли Фрэнсис Хатчесон, Адам Смит, Дэвид Юм, Адам Фергюсон, Джозеф Блэк, Роберт Бёрнс и многие другие.

Одним из основателей Шотландского Просвещения считается Фрэнсис Хатчесон, преподаватель философии в Университете Глазго. Другой знаменитый шотландский философ Дэвид Юм  сформулировал «Трактат о человеческой природе». Научная работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» заложила фундамент современной экономики и в частности политической экономии.
Шотландское Просвещение было сосредоточено вокруг четырех университетов в Эдинбурге, Глазго, Абердине и Сент-Эндрюс, где профессора получили возможность специализации. Многие из основателей движения были не только университетскими профессорами, но и близкими друзьями.

Вокруг  университетов процветала мощная неформальная культура интеллектуальных клубов.
Главным культурным и научным центром Шотландии был столичный Эдинбург. Старый средневековый город к концу 17 века оказался переполнен,  и во второй половые 18 века началось  строительство Нового города,  ставшего своеобразным символом эпохи Просвещения. В столичном  Эдинбурге  возникли научные сообщества, ставшие кузницей идей Просвещения. Членов The Select Society занимали вопросы политики и философии. The Poker Club обсуждал проблемы шотландского правопорядка. Поэтическое и художественное сообщество Edinburgh Cape Club существует до нашего времени.

Но все же колыбелью Шотландского Просвещения стал Университет Глазго. В 18 веке портовый город играл важную роль в международной торговле, сюда прибывали корабли из Северной Америки. Табак, выращенный на американских плантациях рабами-неграми, обогатил  местных купцов, которых стали называть «табачными лордами». В Шотландии появились первые по-настоящему богатые люди, не чуждые меценатства. Глазго стал крупным индустриальным центром Великобритании с развитой металлургией и текстильным производством. За полвека численность населения города увеличилась втрое, возводились новые кварталы в модном стиле георгианской архитектуры.  Деловая атмосфера торгового Глазго способствовала формированию мировоззрения Адама Смита,   нашедшего воплощение в «Богатстве народов».

Как отмечает Джон Робертсон в статье «Шотландское Просвещение»[1], основные его достижения были связаны с исследованиями «общественного прогресса» — истории, моральной и политической философии и политической экономии.  Шотландский опыт в ряде отношений был специфичным, что придавало особый стимул местным  мыслителям. Экономический рост Шотландии давал им необычную возможность прямого знакомства с феноменом развития. Важны были также и политические перемены. Уния с Англией 1707 года, хотя и принесла в жертву независимость  Шотландского парламента, но  взамен дала возможность свободной торговли с Англией и Британской империей  в целом. Наиболее драматичными были изменения в религии и культуре. Неистовое, пресвитерианство 17 века потеряло свои позиции, и к власти в Шотландской церкви пришла группа  «умеренного» духовенства. Были реформированы университеты, получил развитие феномен интеллектуальных клубов. Все эти перемены обеспечили шотландским мыслителям беспрецедентную интеллектуальную свободу и общественную поддержку новому мировоззрению,  ставившему нравственные и культурные аспекты прогресса наряду с материальным прогрессом. Приоритетом всякой государственной власти должна быть безопасность жизни и собственности, обеспечение каждому отдельному человеку свободы в условиях действия закона.

Развитие промышленного производства в 18 веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения, а так же пересмотра экономических теорий. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка. Основой естественного  порядка служат рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. Для этого требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности. Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка».  Собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Смерть Адама Смита в 1790 году совпала с концом шотландского Просвещения.

***
В континентальной Европе, Немецкое Просвещение (просвещенный абсолютизм),  испытывая положительное влияние Англии с Шотландией и Франции, шло своими путями. С середины  18 века разрозненная  Германия переживает  «второе  возрождение» науки и образования. Многие княжества  средней руки  имеют  университеты. Образовалось  множество соперничающих  между собой интеллектуальных центров.  Идеи таких личностей  как Лессинг, Гердер,  Гете и Шиллер  распространяются среди бюргеров (городского населения), состоявшего из образованных чиновников, врачей, адвокатов, журналистов,  художников,  торговцев и ремесленников. Просвещенные  и владетельные  князья впервые в Германии вводят  конституцию и свободу печати. В немецком обществе наблюдается  пиршество  философской мысли. В образовательных  университетских программах выделяется уважительное отношение  к мудрости и самостоятельному мышлению. Потому что выпускник  университета  только часть личного времени проводит  в своем профессиональном качестве  врача, адвоката, финансиста, судьи и т.д., тогда как человеком он должен оставаться всю жизнь.
***
Российское Просвещение. Многие шотландцы трудились на благо российской короны.
Шотландец, генерал-фельдмаршал, граф  Яков Брюс входил в число ближайших сподвижников Петра Великого. Потомком старинного шотландского рода был военный министр, российский  полководец, генерал-фельдмаршал  Барклай-де-Толли.

Великий российский архитектор шотландского происхождения Чарльз Камерон создал шедевры раннего классицизма (царская резиденция Павловск,  Камеронова галерея в Царском селе и многие другие). Род великого российского поэта Михаила Лермонтова  предположительно происходит из Шотландии.

Русские студенты, учились не только в Германии, как  Михайло Ломоносов. Университет Глазго восемнадцатого столетия иногда ошибочно называют провинциальным. В эпоху Шотландского Просвещения он был одним из лучших в Европе, в нем учились иностранные студенты, в том числе из России.  В 1761 году в университете Глазго появились первые русские студенты —  Семен Десницкий и Иван Третьяков, которые слушали курс нравственной философии Адама Смита.  В университете учился даже швейцарец, которого отец послал в самый лучший университет кальвинистского мира.

Иван Андреевич Третьяков (около 1735, Тверь - 1779, Москва) и Семён Ефимович Десницкий (около 1740 года, Нежин — 1789, Москва) по возвращению в Россию стали профессорами Московского университета.   Они, особенно Десницкий,  сыграли важную роль в становлении университета, российской правовой науке и Российского Просвещении. Они стал первыми профессорами права  и первыми начали читать лекции на юридическом факультете на русском языке.

Портрет Семена Десницкого, изображение Третьякова я не нашел.
image004.jpg
***
Видный деятель Российского Просвещения, сподвижница Екатерины Великой княгиня Екатерина Дашкова, бывшая главой Российской академии наук,   оставила в качестве завещания пророческие слова, актуальные сегодня: «Свобода без просвещения ведет к хаосу». 

image006.jpgВ 1776 году княгиня Екатерина Дашкова начала готовить сына Павла к учебе в Европе. Она как истинная аристократка своего времени  считала «умственно путешествие»  непременным  условием качественного образования. По рекомендации князя Александра Воронцова, российского посланника в Лондоне его сестра княгиня Екатерина Дашкова в  декабре 1776 года приехала в Эдинбург,  чтобы отдать сына в местный университет.

Она  арендовала дом в центре города.  Салон русской княгини скоро стал привлекательным для местной интеллектуально элиты, включая ректора университета  Уильяма Робертсона, с которым она состояла в переписке,  философа Адама Фергюсона, физика Джозефа Блэка. И княгиня воспользовалась случаем, чтобы пригласить к себе великого политэконома Адама Смита.

Княгиня была в восторге от новых друзей, и характеризовала шотландских профессоров как людей «достойными уважения благодаря их уму, знаниям и нравственным качествам». Особенно отличала отсутствие у них мелких претензий и зависти, «они жили дружно, как братья… Беседа с ними являлась неисчерпаемым источником познания».

Сын княгини Павел (1763—1807) был в меру ленивым и учеба не пошла ему на пользу, и в отличие от матери и рода Воронцовых  он не вошел в придворную российскую элиту, достигнув лишь положения московского губернского предводителя дворянства.
Другим знаменитым студентом Эдинбургского университета был известный российский ученый Игорь Тамм(1895—1971), Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий, лауреат Нобелевской премии по физике (1958). Тамм в двадцатилетнем возрасте провел 1914 год в столицы Шотландии, был президентом Российского общества Эдинбургского университета.


[1] Экономическая теория. Под редакцией  Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. - М.: ИНФРА-М, 2004, 931 c. «Новый Полгрейв» — самое объемное и известное в мире энциклопедическое издание по экономике. Его статьи написаны наиболее авторитетными экономистами из многих стран.


  • 1
С интересом прочитала. Заинтересовала информация, что велосипед изобрели в Шотландии. Я читала, что его изобрёл немец Карл фон Дрез (отсюда слово дрезина) из Карлсруэ.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account