Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Огненная Земля. Американская Колыма. Добро пожаловать в тюрьму!
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев, фотографии Анны, Антона и Владимира Дергачевых
image001.jpg


Тюрьма в Ушуайя, естественно, самая южная в мире,  является одной из главных достопримечательностей города. В начале двадцатого столетия, Аргентина по примеру британской Австралии решила сделать на Огненной Земле колонию из бывших заключённых.

В 1903 году аргентинская власть разместило на острове Tierra-del-Fuego колонию для каторжников, которые и построили фундаментальную тюрьму. Сюда отправляли с континента особо опасных уголовников и политических заключенных. Убежать с изолированного острова было практически невозможно, известна только одна неудачная попытка. Примерно 600 заключённых возвели город Ушуайя, построили дороги и порт. Каторжники становились здесь невольными колонистами, занимаясь лесоповалом, разработкой каменных карьеров. Они построили местную железную дорогу, часть которой сохранилась как туристический объект. Тюремные мастерские обслуживали торговые суда, огибавшие материк вокруг Мыса Горн.  Аргентинский опыт пригодился в СССР, где в 30-е годы так называемые «комсомольцы-добровольцы» из ГУЛАГа  построили города на Амуре и других крайних просторах советской Родины.

До 1947 года фактически градообразующим предприятием города была тюрьма, а после закрытия власти превратили её в культурный центр.  В бывшей тюрьме размещены музей Прнесидо, музей Моря (морской музей) и арт-галерея. В мире найдется немного музеев, которые могут похвастаться своим необычным местоположением.

Уже при выходе из порта Вас приглашают посетить тюрьму или железную дорогу «Поезд на Край Света», построенную заключёнными.
image003.jpg

На снимке слева — фундаментальный тюремный комплекс на американской Колыме. Ну что сказать, советский ГУЛАГ отдыхает со своими  примитивными бараками.
image005.jpg

image007.jpg

У входа в тюрьму установлены скульптуры заключенных-колонистов.
image009.jpg

А это охранник  бдит за тюремным порядком.
image011.jpg

Вход в тюремные музеи.  Билеты стоят для взрослого человека 90 аргентинских песо ($6), студентам он обойдется в 60 песо, а семейный билет, подразумевающий проход двух взрослых и двух детей, стоит 200 песо. Родословную никто не проверяет, поэтому если у Вас компания из нескольких человек, смело называйте себя семьей.  Туристы, посещающие тюрьму, в основном из латиноамериканских стран, поэтому большинство экскурсий проводится на испанском языке. Если на круизном лайнере есть русскоязычная группа, то может быть организована экскурсия на родном языке.
image013.jpg

Музеи расположены на двух этажах трех тюремных корпусов. После их посещения  можно сделать шопинг и купить сувениры в торговом центре, расположенным в тюрьме.
image015.jpg

Музеи пользуются популярностью у туристов. Особенно здесь многолюдно, когда летом  в порт заходят круизные лайнеры.
image017.jpg

Экспонаты Музея моря (исп. Мuseo del Мar) повествуют о первооткрывателях Огненной Земли, морских приключениях и кораблекрушениях.  В музее собраны документы о великих мореплавателях, когда-либо посетивших город: Френсис Дрейк, Томас Кавиндиш,  Фриц Рой,  Чарлз Дарвин, Жак-Ив Кусто и др. Многие улицы в Ушуайя названы их именами. В 1997 году Морской музей был объявлен аргентинским Конгрессом Национальным историческим достоянием.
В экспозиции музея Моря показан быт самых первых землепроходцев  – индейский племен морских охотников  она и ямана. Они появились на архипелаге Огненная Земля 6 – 10 тысяч лет назад, приспособились к проживанию в суровом климате. Кроме рыбной ловли и промысла, занимались охотой и собирательством природных даров. Они ходили практически нагие, обмазанные тюленьим жиром.
image019.jpg

Местная история не могла обойтись без пиратов, которых в Англии именовали корсарами, то есть банидатами с большой морской дороги на службе британской короны.
image021.jpg

Среди традиционных экспонатов музея Моря выставлены разнообразные модели морских судов и кораблей, включая модели норвежского судна «Фрама» и корабля «Бигль».
Макет легендарного десяти пушечного бриг-шлюпа HMS Beagle (Корабля Его Величества «Бигль»), названного в честь одноимённой породы гончих собак бигль. Во время празднования коронации английского короля Георга IV «Бигль» первым прошёл под новым Лондонским мостом. С 27 декабря 1831 по 2 октября 1836 года участвовал в исследовательской экспедиции, в которой принял участие  естествоиспытатель Чарлз Дарвин. В 1833 году  корабль исследовал Огненную Землю и прошел проливом, названным в его честь.
image023.jpg

Музей Пресидио посвящен тюремной «романтике».  Его экспозиция повествует  о быте и жизни особо опасных преступников Аргентины.  Достопримечательностью музея является экспозиция, посвященная различным тюрьмам мира. В некоторых камерах помещены фигуры заключённых в натуральную величину и подробно рассказывается о каждом из них. Среди заключённых тюрьмы были будущий президент Аргентины Кампорра,  серийный убийца детей большеухий Годино и даже русский анархист Симон Радовицкий, убивший начальника полиции в Буэнос-Айресе.

Коридоры тюремного музея
image025.jpg

Один охранник одновременно наблюдал за обстановкой на двух этажах
image027.jpg

Каждый заключённый имел индивидуальную камеру
image029.jpg

В коридоре тюремного музея. На переднем плане — буржуйка для отопления
image031.jpg

В 1912 году в Буэнос-Айресе  произошла серия жестоких убийств несовершеннолетних детей. Убийцей оказался подросток, сосланный отбывать пожизненный срок в Ушуайя.

Аргентинского  душевнобольного преступника, детоубийцу-садиста и поджигателя Каэтано Сантос Годино по прозвищу «Ушастый гном» (1896, Буэнос-Айрес — 1944, Ушуайя)  называют  первым серийным убийцей в истории страны. Совершил как минимум четыре убийства маленьких детей, как минимум семь покушений на убийства, а также поджёг семь зданий. С детства отличался очень маленьким ростом и лопоухостью. С рождения страдал тяжёлой формой умственной отсталости. Большую часть убийств совершил с помощью жгута, к которому имел патологическую привязанность.

Во время заключения в 1933 году жестоко убил тюремных котов, любимых заключёнными, бросив их в огонь, за что был так жестоко избит сокамерниками и более двадцати дней провёл в тюремной больнице. В 1936 году рассматривался вопрос о его освобождении, в котором было отказано ввиду умственной отсталости и крайней опасности для общества. Годино постоянно болел и скончался в 1944 году при не выясненных до конца обстоятельствах. По официальной версии, причиной смерти стало внутреннее кровотечение под воздействием язвы, однако есть версия, что он был убит сокамерниками, когда жестоко расправился с очередным тюремным котом. Установлено, что в период заключения Годино неоднократно подвергался избиениям и сексуальному насилию. Был похоронен на тюремном кладбище. В тюремном музее установлена восковая скульптура Годино в натуральную величину, где он представлен держащим свой любимый жгут. Истории серийного убийцы посвящен аргентинский художественный фильм «El niño de barro».

Другой убийца Сакомано был сослан в тюрьму за убийство женщины, которую он принял за «ночную бабочку», с целью ограбления. Однако жертва оказалась приличной девушкой телефонисткой, возвращавшейся домой на рассвете после ночной смены. Сакомано приговорили к пожизненному заключению и направляли на самые тяжелые работы в каменном карьере.

Макет и фотография заключенного Альберто Андино, который в 35 лет был несправедливо осужден. И такое в правосудии иногда встречается.
image033.jpg

image035.jpg

Среди известных заключенных тюрьмы был молодой анархист Симон Радовицкий (1891, Малороссия, Российская империя  — 1956, Мехико, Мексика). Этот российский и аргентинский анархист еврейского происхождения  отбывал пожизненное заключение за убийство начальника столичной полиции Рамона Фалькона, ответственного за жестокое подавление рабочих выступлений в ходе «Красной недели» 1909 года в Буэнос-Айресе.

Радовицкий был  участником первой русской революции 1905 года, после разгрома сослан в Сибирь, откуда совершил побег за границу и в 1908 году оказывается в Буэнос-Айресе. Здесь  он устраивается на работу механиком и присоединяется к группе анархистов-эмигрантов из Российской империи.

В 1909 году многотысячная первомайская демонстрация, в первых рядах которой шёл Радовицкий, была расстреляна жандармами по приказу начальника полиции полковника Рамона Фалькона. Погибло 8 рабочих, свыше ста получили ранения, а объявленная рабочими всеобщая стачка, направленная против прекращения репрессий, не дала результатов, и Симон решил отомстить. 14 ноября 1909 года он бросил в экипаж начальник полиции бомбу, которая убила Фалькона и его помощника.

Радовецкий был приговорён к высшей мере наказания, но из-за молодого возраста смертную казнь заменили пожизненным заключением на Огненной Земле, где он подвергался жестокому обращению и не раз объявлял голодовки протеста. Однажды ему почти удалось сбежать из тюрьмы, но судно контрабандиста, подобравшего беглеца,  перехватили чилийские военные моряки  и Радовицкого отправили назад в тюрьму, где на два года поместили в карцер.
image037.jpg

В 1930 году, под давлением рабочего движения Аргентины, крупнейшей анархистской организации (ФОРА),  Радовицкий был помилован и депортирован из Аргентины в Уругвай, где его после прихода к власти военной хунты вновь арестовали. Он  собирался переехать в СССР, но вовремя передумал и в 1936 году уехал в Испанию, где во время гражданской войны воевал на стороне республиканцев. После их поражения был помещён в лагерь для интернированных во Франции. Закончил жизненный путь анархист в Мехико, где работал на фабрике детских игрушек и умер от сердечного приступа.  Историю его жизни описал английский писатель Брюс Чатвин в путевых заметках «In Patagonia» (1977).

На этом история с анархистом не заканчивается. После убийства начальника столичной полиции Рамона Фалькона в честь полковника в Буэнос-Айресе установили внушительный памятник и назвали площадь. Но в 2003 году в очередной разгар безграничного торжества аргентинской демократии, народная ассамблея, проходившая  на Plaza Falcon, приняла решение о её переименовании в площадь Симона Радовицкого. Так жертва и убийца вновь встретились.

Все корпуса тюрьмы разветвляются из одного холла, впечатляющего своими размерами.
image039.jpg

Здесь встречали и проверяли вновь прибывших заключенных.
image041.jpg

Один из корпусов оставлен без изменений, чтобы посетители прониклись настоящим тюремным духом.  В коридоре установлены буржуйки для обогрева помещения.
image043.jpg

Снимок 1933 года. Столовая тюрьмы.  Каждый заключенный сидит за индивидуальным столом. 
image045.jpg
Archivo General de la Nación Argentina, Dominio público, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42930576

Статья в Википедии  о тюрьме на испанском языке http://coleccion.narod.ru/Ushuaia-imp3.htm
В одном из корпусов тюрьмы расположена художественная галерея, здесь в побеленных тюремных камерах вывешены картины, в основном отражающие природу Огненной Земли.

На Краю Света. Огненная Земля
Огненная Земля. Воспоминания о людях с горячей кровью
Огненная Земля. Ушуайя. Самый южный город планеты
Огненная Земля. Ушуайя. Главный проспект на Краю Света
Огненная Земля. Американская Колыма.  Добро пожаловать в тюрьму!
Огненная Земля. Ушуайя. Лицом к морю. Неизвестные покорители  Антарктиды
Ушуайя. Морские ворота в Антарктиду и вокруг Южной Америки
Огнеземельский «Титаник». Крупная катастрофа круизного лайнера
Огненная Земля. Мыс Горн. Круиз вокруг острова Горн
Мыс Горн. Повседневная жизнь на Краю Света
Огненная Земля. Пролив Бигль. Авеню ледников
Магелланов пролив. Звездный час Адмирала


Путешествие из Европы в Южную Америку в поисках впечатлений
Рио-де-Жанейро. Хрустальная мечта товарища Бендера. Парадный фасад
Аргентина. Геополитическое танго
Аргентина. Золотой век. Американские горки аграрной сверхдержавы
Эва Перон. Грешница, ставшая святой для народа
Аргентина. Буэнос-Айрес. Вавилон попутных ветров
Буэнос-Айрес. Ла-Бока. Родина аргентинского танго любви и ненависти, борьбы и страсти
Уругвай. Как живет «латиноамериканская Швейцария»?
Уругвай. Монтевидео. Родина знаменитого танго «Компарсита»

?

Log in