Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Украина. Каменец-Подольский. Старый город
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
https://lh3.googleusercontent.com/.jpg

Старый город расположен на реке Смотрич, левом притоке Днестра. Здесь  река делает почти замкнутую петлю, образуя остров-полуостров, окруженный отвесными склонами каньона. Старый город соединяется с микрорайоном «Новый План» Новоплановским мостом (на снимке слева), а с крепостью  — Замковым мостом. В 1990 году было восстановлено историческое название улиц и площадей.

Старый город вместе с крепостью является  государственным историко-архитектурным заповедником с мощными оборонительными фортификационными  сооружениями и большим количеством памятников архитектуры 12 – 19 веков. Почти полностью сохранился исторический центр, требующий капитальной реставрации.
image003.jpg

Вид от крепости на Старый город
image005.jpg

Расположенная на Центральной площади Ратуша первоначально возведена в 14 веке, когда городу было предоставлено Магдебургское право, окончательный вид приобрела в 17 веке. Здесь проходили заседания Польского магистрата, с балкона ратуши оглашались указы и приговоры. Колокольню ратуши украшают герб Каменца — солнце с 16-ю лучами, часы и колокол. При магистрате служил палач, приводивший в исполнение на площади у Столба позора наказания и казни неблагонадёжных.
image007.jpg

Такие балы устраивала в ратуши местная аристократия
image009.jpg

image011.jpg

Центральная площадь
image013.jpg

На площади установлен памятник любопытному туристу.
image015.jpg

С ним любят фотографироваться молодые туристы
image017.jpg

Бронзовый турист знакомится с городской рекламой, утверджающей «королевское качество» местной продукции при народной цене.
image019.jpg

Доминиканский костел Святого Николая считается одним из древнейших храмов Каменца-Подольского, воспет поэтами как «Жемчужина Подолья».  Впервые деревянный монастырь доминиканцев  с костелом упоминается в 1372 году, в 1420 году сгорел дотла. В 16 веке новую жизнь монастырю  дал род Потоцких.  Во времена турецкого владычества костел перестроили под мечеть в честь любимой жены султана.  В настоящее время  храм принадлежит католическому ордену Паулинов (Братство Святого Павла Первого Пустынника).

Костел находится в вялотекущей реконструкции
image021.jpg

Свод центрального нефа Доминиканского костела
image023.jpg

Турки установили  в храме белокаменный мусульманский амвон (возвышенную площадку перед иконостасом), сохранившийся до наших дней. Выделяется  резьба по камню
image025.jpg

На фасаде можно видеть герб «Пилява» рода Потоцких
image027.jpg

В 1775 году на средства Михаила Потоцкого храм был реставрирован
image029.jpg

В храме хранится мраморная жемчужина работы скульптора Виктора Бродского (1876) – надгробие 21-летней Лауры Пшездецкой – трагически погибшей дочери известных магнатов.  «Статуя девушки лежит на античном ложе, словно заключенный в белый мрамор прекрасный цветок. Скульптуру называют «Спящей царевна», поскольку Лаура кажется погруженной в ангельский сон – и вот-вот проснется, чтобы вернуться к чтению книжки, раскрытой на двадцать первой странице».
image031.jpg

image033.jpg

Кафедральный католический костел Святого Петра и Павла (Петропавловский собор, 16 -19 вв.) с турецким минаретом, увенчанной статуей Девы Марии является неповторимым парадоксом истории. Точная дата основания собора неизвестна, время постройки первого деревянного храма относят к 1375 году, а первого каменного собора — к началу 16 века. В период турецкого правления (1672—1699) кафедральный костёл стал главной мусульманской мечетью Каменца-Подольского, к нему был пристроен минарет высотой 36,5 метра. После возвращения поляков на минарете была установлена статуя Богородицы (1756) высотой 3,5 метра. Богородица стоит на земном шаре и полумесяце, благословляя город и окрестности.
Кафедральный собор Петра и Павла
image035.jpg

image037.jpg

image039.jpg

Вход во двор Кафедрального собора
image041.jpg

Армяне, бежавшие из Крыма, предположительно поселились в Каменце в 13 веке. В 17 веке насчитывалось примерно 1,2 тысячи семей армян, составлявших значительно часть населения города. В Старом городе сохранился Армянский квартал и самая большая в городе площадь Армянского рынка, а также не сохранившийся до наших дней армянский магистрат (ратуша) и главные армянские храмы. Площадь установила украинский рекорд по переименованиям (Соборная, Губернаторская, Николаевская, Плацпарадная, Красная площадь, Льва Троцкого и Советская, Армянского рынка).

На площади Польский рынок находится невысокая башня с сорокаметровым колодцем, построенным армянской общиной как главный источник питьевой воды. Вода в колодце оказалась соленой, а строении стало памятником архитектуры «Армянский колодец» (16 век).

Новая армянская церковь Святого Николая (15 век) первоначально находилась в юрисдикции Армянской апостольской церкви, позже являлась армяно-католическим собором. В храме с 1767  по 1920 годы хранилась почитаемая католиками, православными и последователями армянской церкви легендарная чудотворная икона Армянской Богородицы. Храм, нередко называемый церковью Святой Богоматери, являлся местом паломничества христиан.

В 1666 году в результате политики польских властей, церковь переходит из лона армянской апостольской церкви в лоно армяно-католической, став униатской. В 1672 году город был захвачен турками. В период турецкого господства, длившегося вплоть до 1699 года, церковь сильно пострадала, но была впоследствии восстановлена. Долгое время в храме хранились документы, важные для армянской общины города. Здесь находились печать общины, знамя, грамоты, полученные от польских королей, а также множество рукописных книг, которые в 1891 году были изъяты и перевезены в Петербург. В середине 1930-х годов при советской власти церковь Святого Николая была разрушена.

С 1920-х годов икона Богоматери Армянской считалась утерянной. Но по результатам современных исследований она стала отождествляться с иконой Богоматери Одигитрии, находящейся в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (бывший Киевский музей западного и восточного искусства). Ныне икона  прибывает в Петропавловском соборе Каменца.

До наших дней дошла колокольня и одновременно сторожевая башня Святого Степаноса (15 —16 вв.), названная именем одноименного святого. Колокольня стояла отдельно от храма  и занимала важное место в оборонительной системе города.

Башня-колокольня армянского собора
image043.jpg

Развалины храма дошли до наших дней. Сохранилась часть ограды и сводчатые ворота, ведущие к центральному входу.
image045.jpg

image047.jpg

На территории разрушенного храма, к востоку от колокольни в 2005 году установили мемориал в виде хачкара (каменная стела с резным изображением креста) в память о геноциде армян 1915 года. На его открытии посол Армении в Украине Армен Хачатрян отметил: «Это будет величайший памятник архитектуры, исторической справедливости, памятник духовности, которым будут любоваться и восхищаться все, кто приезжает в этот чудо-город». Украинская власть обещала восстановить Армянскую церковь, однако в 2009 году храм вместе с колокольней был захвачен украинской православной церковью Киевского патриархата.
image049.jpg

В 1965 году во время земляных работ у бывшего Армянского храма найдена мраморная надгробная плита. Из надписи стало известно, что в 1717 году под этой плитой был похоронен тридцатилетний купец, «благородный» Ованнес Барагамян, приехавший в эти края из села Канакер, расположенного в Армении.
image051.jpg

Первое упоминание о евреях  города относится к 1447 году, когда им было разрешено жить в предместьях, а затем в самом городе.

Отреставрированная старая синагога Каменца
image053.jpg
© hranom http://static.panoramio.com/photos/large/56959703.jpg

Кафедральный Свято-Георгиевский  собор (1861) Каменецкой и Городокской епархии УПЦ,  вид  со стороны Старой крепости. При советской власти в храме размещался склад для хранения зерна и соли, а затем планетарий. Ныне действующий храм объявлен памятником архитектуры национального значения.
image055.jpg

Православный Александро-Невский собор сооружен  в 1891—1893 годах в честь 100-летия присоединения Подолья к России. Храм в неовизантийском стиле строился на народные средства, в 1930-е годы был разобран на кирпичи и воссоздан к 2000 году.
image057.jpg
http://pravv.km.ua/read/0015/img17-09.jpg

Улица старого города
image059.jpg

image061.jpg

image063.jpg

Крестовоздвиженская церковь с колокольней находится в предместье Карвасары (изменённое от «караван-сарай»), на берегу Смотрич под стенами Старого замка. Церковь построена в 18 веке на месте храма 17 века.
image065.jpg

Вид с Новоплановского моста на долину реки Смотрич.
image067.jpg

После экскурсии по Старому городу можно перекусить в старом лондонском  автобусе
image069.jpg

image071.jpg

В Каменец-Подольском проводятся многочисленные фестивали и праздники, в том числе открытия туристического сезона, уличного искусства, технопарк Каменного периода, День города, фестиваль реконструкции 1919 года и  фестиваль воздухоплавания.
image073.jpg

image075.jpg

image077.jpg

Украинское Подолье
Каменец-Подольский. Пограничный форпост христианства
Украина. Каменец-Подольский. Старый город
Украина. Каменец-Подольский. Старая крепость
Украина. Подолье. Меджибож. Замок-крепость «Белый лебедь». Родина хасидизма
Крепость Хотин. Одно из семи чудес Украины

Умань. Жемчужина Украины парк «Софиевка»
Обворожительная графиня Софья Потоцкая. Подарившая любовь государственным мужам

Историческая область Буковина
Черновцы. Исторический центр Буковины
Резиденция митрополита Буковины. Черновицкий университет

?

Log in