Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Греция. Лемнос. Трагическая страница исхода Белой армии
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.png
Фотография с сайта, посвящённого русскому Лемносу. http://ruslemnos.ru/wp-content/uploads/2016/05/ximg_573c5578c07c0.png.pagespeed.ic.oPReWWH5Tu.jpg

Мемориал на русском кладбище Лемноса на полуострове Калоераки на берегу Мудросского залива. Надпись на памятнике: «Казакам России и всем русским людям, нашедшим  свой последний приют на греческой земле. 1920 – 1921».


В 2009 году издательство Новоспасского монастыря выпустило в свет исторический очерк директора Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенанта Службы внешней разведки  Леонида Петровича Решетникова «Русский Лемнос». Книга посвящена стойкости и мужеству русских людей, которые в результате трагических событий Гражданской войны в России, потеряв связь с Родиной, сумели сохранить свою веру, достоинство и честь. Сегодня соотечественники восстановили русские кладбища на греческом острове Лемнос, собирают и восстанавливают неизвестные горькие страницы российской истории. Чтобы зримо представить трагедию жизни и подвига русских людей на чужбине. Чтобы понять, что такое Родина и что значит, её потерять, что такое духовная сила православного человека.

В годы Гражданской войны в результате эвакуации с Крыма и Новороссийска осенью 1920 года более 130 тысяч военных и гражданских на 126 кораблях покинули берега Родины, как оказалось для многих — навсегда. Более 30 тыс. российских соотечественников прошли через голод, холод греческого острова Лемнос, болезни, смерть взрослых и детей. Как выяснилось впоследствии на островных кладбищах 82 детские могилы. Малозаселенный Лемнос после Первой мировой войны находился под патронажем французских и английских войск. Первые русские беженцы прибыли сюда еще в начале 1920 года. Это были гражданские лица, а также раненые офицеры и солдаты. За первые же месяцы от невыносимых условий жизни на острове умерли 130 человек. «Лемносское сидение» продолжалось с ноября 1920 по октябрь 1921 года.

На голых землях чужого острова, пронизанного ветрами и палящим солнцем, в лагерях за колючей проволокой строились мастерские, открывались палаточные церкви, создавались школы, училища и царил русский уклад.

Еще недавно имена соотечественников, упокоившихся на острове, и сами русские кладбища  были в забвении. И только благодаря Попечительскому совету Новоспасского монастыря в Москве, добровольцам отряда «Лемнос» из забвения извлечены имена 375 человек, офицеров, солдат, казаков армий генерала Деникина и барона Врангеля, членов их семей, гражданских беженцев.

Подробно: Александр Крутов Лемнос. — Русский дом, 2013, №11.

Начало было положено в 2003 году, когда сотрудник Посольства России в Болгарии Леонид Решетников натолкнулся в архивах на информацию о захоронениях русских казаков на острове Лемнос. Позже, во время работы в российском Посольстве в Греции, он совместно с другими дипломатами посетил остров, на котором, к глубокому сожалению, почти ничего не обнаружил, за исключением нескольких детских могил и памятной таблички на английском языке. И это на фоне местного ухоженного кладбища воинов Антанты, погибших во время Дарданелльской операции 1915 года. Начались работы по поиску и восстановлению остальных могил предков. К настоящему времени удалось установить имена большинства захороненных на Лемносе русских, восстановить часть надгробий, поставить монументы.

Высадка российских войск на Лемносе
image003.png

Местные греческие власти запретили строить церковь, но удалось договориться  об открытии мемориала с именами всех почивших на кладбище. Каждый год приезжает молодёжный отряд его благоустраивать, работает детский летний лагерь.
Как пишет Александр Крутов : «80 лет стирали из нашей памяти подвиг дедов и прадедов, которые смирились перед Богом, но не смирились перед злом большевизма. Ибо коммунистический интернационал уничтожал традиционную, их Россию, строя на крови и насилии безбожное, антинациональное государство.
Это сегодня уезжают за рубеж за лучшей жизнью, чтобы в покое, сытости и потребительском довольствии проводить дни земной жизни, бросая Родину на растерзание временщикам. Лемносцы покидали Родину, чтобы сражаться, чтобы сохранить духовные ценности исторической России. Поэтому не только для нас, русских с короткой памятью, искажённой годами воинствующего атеизма, но и для греков русские изгнанники стали примером верности Православной вере».

Открытие мемориала на русском кладбище Лемноса
image005.jpg
http://beregrus.ru/wp-content/uploads/2014/10/.jpg

Сегодня трудно представить, как чувствовали себя на острове воины Белой армии, выброшенные на произвол судьбы в 1920-м году союзниками по блоку Антанты. Русские, уходившие тогда из Крыма от большевистского геноцида, пережили на острове не только студеные ветра и зимние штормы, укрываясь лишь в простых брезентовых палатках, но и голод, болезни, тоску по утраченной Родине…

«Кого-то порой удивляет, почему именно греческий остров Лемнос стал таким почитаемым местом для русских патриотов из России и наших соотечественников за рубежом. Мол, не проще ли собираться где-нибудь под Калугой или в Твери? Но ведь именно Лемнос – место, где сшивается незримыми нитями надорванная душа нашей страны. Ведь здесь, где в храмах, среди древних стен звучит эхо Византии, – лежат наши русские мученики. Те, кто в 1920-е уносил с собой настоящую Россию и своим страданием на скалистом острове искупал вероотступничество всего русского народа. Похожих мест нет на Земле. Тайна Лемноса еще не открыта.

Лемнос расположен так, что с него можно успешно контролировать веками освоенный путь в Константинополь. Может быть, Византия, духовной наследницей которой является православная Россия, через небольшой греческий остров указывает будущие пути нашей возрождаемой Русской цивилизации…»[1].

***
Особая глава истории гражданской войны в России — пребывание российских казаков (русских, украинцев, калмыков и др.) на греческом острове Лемнос в 1920-1921 гг. В исходе с Родины Русской армии приняли участие около 50 тысяч казаков, принимавших участие в белом движении, из них значительная часть была отправлена на Лемнос.

В ноябре 1920 году на берегу Мудросского залива  острова Лемнос  был размещен Кубанский казачий корпус (10-12 тысяч человек). В январе-марте 1921 года на Лемнос прибыли донские казачьи части, терско-астраханский казачий полк и Атаманское военное училище (около 5 тысяч человек, многие были с семьями).

Русские казаки на Лемносе
image007.jpg
http://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2013/11/13248141.4pjnr0zgj8.jpg

Казаки были пограничниками православия и как они оказались на богом забытом острове, да еще многие с семьями. Обычно в геноциде донских казаков обвиняют товарища Троцкого и незаслуженно забыт еще один палач. Товарищ Киров рапортовал вождю всемирного пролетариата о «полной  ликвидации белого астраханского казачества», что вынудило многих оставшихся в живых казаков с семьями уйти к Белой армии на Северный Кавказ и Крым, откуда и произошёл исход на чужбину.

По теме: Незабвенный Киров. Любимец партии, палач и любитель женщин

Переселение казаков шло под давлением союзников, так как  многие отказывались отбыть на Лемнос, прослышав о крайне тяжелых условиях пребывания. Все казачьи части на острове объединили в Лемносскую группу войск Русской армии под командованием командира Донского корпуса генерала Абрамова.
На Лемносе был сформирован и лагерь беженцев, куда поступали лица, вышедшие из состава Русской армии.  Французские военные, контролировавшие Лемнос, окружили русские лагеря оцеплением с целью максимальной изоляции казаков.

Зима 1920/21 годов стала еще одним испытанием для казаков. Жить приходилось в палатках, промокавших из-за проливных дождей.  Не хватало бараков и других построек, в которых  разместились лазареты и военные штабы.  Не хватало пресной воды и продуктов, французские консервы зачастую были испорченными.  Дров на «лысом» острове не было, жечь костры для кипячения воды удавалось лишь изредка. Казаков преследовали тяжелые болезни.

Материальные лишения усугублялись почти полным отсутствием информации о судьбе  остальных частей армии Врангеля. Единственным окном во внешний мир стал информационный листок, издаваемой ввиду нехватки бумаги в 10 экземплярах и расклеиваемой по лагерям.

Условия пребывания в лагерях могли вынести не все. От безысходности и смертельных болезней в казачьих лагерях часть солдат согласилась перейти на службу во французский  Иностранный легион.

Барон Врангель побывал на Лемносе в декабре 1920 года и произвел смотр воинских частей. Для усиления дисциплины с марта 1921 года во всех частях возобновились строевые занятия.  Казаки, уставшие от вынужденного безделья, охотно занимались строевой подготовкой. В марте 1921 года на Лемносе состоялся выпуск юнкеров Атаманского военного училища.

Вот как описывает быт казаков в своих воспоминаниях полковник Иван Калинин. Летом на острове появился кинематограф, который хоть как-то скрашивал жизнь казаков. Устраивались и футбольные матчи, но казаки особого интереса к этой малознакомой им английской игре не проявляли.

Большим подспорьем для казаков на Лемносе была помощь по линии Красного Креста, взявшего под свою опеку два лазарета на 800 человек и детское общежитие на 100 коек. Всех больных и детей удалось со временем снабдить бельем, тяжелобольным выдавалось варенье и вино, ослабленным и детям – сахар и какао. Постепенно казаки  организовали сапожные, слесарные и швейные мастерские. Ввиду недостатка питьевой воды соорудили опреснитель.

Но все же с каждым днем жизнь на чужбине становилась все тяжелее. Врагами изгнанников являлись крысы, сколопендры и особенно пронизывающие ветры  досаждавшие осенью, зимой и весною. На почве недостатка женщин возникали скандалы, доходившие до разбирательства командира корпуса. Случалось, что свадьбы справляли на паях, одновременно венчались две-три пары и ради экономии брачное пиршество устраивали сообща. Все эти лемносские браки оказались непрочными.

Гнетущее впечатление произвел приказ командующего французскими войсками от 25 марта 1921 года, отменявший в ближайшее время кредит на содержание русских беженцев. Казакам предлагалось либо возвратиться в Советскую Россию, либо выехать в Бразилию на земледельческие работы, либо самим обеспечить свое содержание. В ноябре 1921 года часть казаков была перевезена в Болгарию и Сербию, остальные разъехались по разным странам мира, понимая, что возвращение на Родину означает неминуемую гибель или ссылку. Сотни соотечественников остались на Лемносе навсегда, упокоившись в его каменистой земле[2].

Пребывание казаков на Лемносе продолжалось более года. На острове есть два кладбища с могилами соотечественников. 28 казаков и одна женщина похоронены на англо-французском военном кладбище вблизи городка Мудрос. Еще около 500 человек похоронены на казачьем кладбище на полуострове Калоераки на берегу Мудросского залива. Это казаки, их жены и дети, умершие от невыносимых условий жизни в лагерях.

***
Ежегодно на острове Лемнос проводятся памятные мероприятия «Русские дни», посвященные национальному примирению и единству.  В 2004 году на русском кладбище в Калоераки был возведен Мемориальный крест с изображенным на нем терновым венцом в память о казаках и членах их семей, похороненных на острове. В июле 2009 года многочисленная российская делегация  открыла Мемориала русским людям, упокоенным на кладбище в Калоераки. Памятник изготовлен понтийскими греками.
Памятные мероприятия открываются традиционным возложением венков и цветов от Генерального консульства России в Салониках, российской делегации, администрации Лемноса и военного гарнизона острова к памятнику русским флотоводцам графу Алексею Орлову и адмиралу Дмитрию Сенявину на набережной Мирины. Русские моряки-герои эскадра графа Орлова на несколько месяцев освободила греческое население острова от турок в 1770 году, а эскадра адмирала Сенявина дала турецкому флоту Афонское сражение в 1809 году у берегов Лемноса.  В память об этом в 2004 году фондом «Наследие» на набережной Мирины был установлен небольшой памятник. Ежедневно над ним развеваются российский и греческий флаги. Российская делегация чтит память и героев национально-освободительной борьбы греческого народа.

Главное событие «Русский дней»  — литургия в главном соборе Мирины,  воздвигнутом в 18 веке из строительных материалов, доставленных из Одессы. Российская делегация  принимает участие в службе (литии)  на русское кладбище на мысе Пунда, украшенное мраморным крестом, а так же  на русском участке кладбища воинов Антанты, погибших в сражении у Дарданелл в Первой мировой войне. В состав российской делегации входят и потомки, чьи предки упокоились на Лемносе. Официальные мероприятия традиционно сопровождаются выступлением прославленного хора московского Новоспасского монастыря и казачьих ансамблей[3].

Путешествие на яхте «Бавария» из греков к славянам
Греция. Остров Лемнос.
Греция Остров Лемнос. Крепость Кастро
Греция. Остров Лемнос. Трагическая страница исхода Белой армии
Дарданеллы. Морской пролив-река и мост между Европой и Азией
Дарданеллы. Галлиполи. Турецкий Сталинград. Начало заката британского льва
Турция. Дарданеллы. Чанаккале. Город турецкой боевой славы
Стамбул. Босфор. Мосты в ночных огнях

Легендарный «Троянский конь»
Афинский Акрополь. «Красота, воплощенная в простоте»
Древнегреческая тайна Парфенона. Послание будущему
Акрополь. Вид с холма. Афинская Агора


?

Log in