Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Афинский Акрополь. «Красота, воплощенная в простоте»
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева
image001.jpg
Источник: Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.  — Петроград, 1915, вклейка между с. 384—385.

Наиболее изящно об Афинском Акрополе выразился древнегреческий историк Фукидид, которому приписывается выражение «красота, воплощенная в простоте». В Акрополе было создано четыре совершенных произведений античного искусства Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины-Паллады (не сохранился).

На Афинском Акрополе я был неоднократно. Это одно из немногих неповторимых мест на Земле, к которому можно возвращаться и возвращаться.  Где каждый камень насыщен исторической памятью, кроме тех, которые служители специально насыпают для миллионов туристов,  чтобы они на память не унесли весь исторический холм. Акрополь относится к ландшафтам кристаллизованной пассионарности, насыщенной исторической памятью. По теме:  Философская Ривьера или «Силиконовая долина» античности

Золотой век Эллады или век Перикла в действительности длился всего тридцать - сорок  лет, но и через тысячелетия этот миг в истории человечества  притягивает высокой пассионарностью древних греков, впервые открывших человеческую душу и дух. Это величайшее событие всех времен и народов. Европейский мир родился из идей разума — порождающий идеи человек постепенно становится новым человеком, способным преодолеть конечность природы.

Древняя Греция — не география, а состояние,  достигаемое энергией Ума. В микрокосмосе  исчезнувшей цивилизации навсегда стратифицировалась  исключительная особенность её многомерного коммуникационного пространства (множества упорядоченных, соотнесенных мест). Здесь пересеклись в пространстве и времени крупнейшие энергонасыщенные контактные зоны Земли - природная «суша - море» (МОРЕМАР) и евразийская социокультурная  (ЕВРАМАР). Образовался  Великий Эгейский  океан  многомерного коммуникационного пространства  - средиземноморская  эксцентрированная система, где открытые  внешнему миру  центры (полисы) везде, а периферия  - нигде. Огромный  фронт открытых к внешнему миру  социокультурных рубежей  создавал  высокое напряжение  источников человеческой энергии. Этим объясняется обилие выдающихся личностей  в Древней Греции.



***
Современная греческая столица Афины (свыше 3 млн. жителей, 2011) располагается в исторической области Аттике и является экономическим, культурным и административным центром страны. Город назван в честь богини войны и мудрости Афины, покровительницы  древнегреческого полиса, достигшего  в V веке до н. э. вершины своего развития. С античными Афинами связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы. Эпицентром древнегреческой пассионарности  служит афинский Акрополь.

***
Афинский Акрополь представляет скалистый холм 156-метровой высоты с пологой вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину). Первые укрепления и культовые здания  появились здесь ещё задолго до наступления античности. В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) на холме находилась царская резиденция. В VI вв. до н. э. на месте царского дворца был построен храм богини Афины, разрушенный персами в 480 году до н. э. По инициативе афинского стратега  Перикла в 447 году до н. э. на Акрополе началось новое строительство под руководством знаменитого скульптора Фидия.

В V веке новой эры Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (XV век) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, а из блоков разобранного храма Ники Аптерос сложили стену бастиона. В 1687 году венецианцы во время артиллерийского обстрела Акрополя уничтожили центральную часть Парфенона, но поживиться в полной мере не смогли.

Более удачными по сравнению с венецианскими пиратами были «цивилизованные» англичане.  В начале 19 века лорд Элджин успешно выломал значительную часть фриза  и вместе со скульптурами вывез в Лондон в свою частную коллекцию. Поэт  Байрон и другие современники обвинили лорда в незаконном грабеже и порче бесценных художественных памятников Эллады. В оправдании лорд утверждал, что спас памятники для человечества от полного уничтожения  местным населением, но, в конце концов, вынужден был продать свою коллекцию Британскому музею, который в свою очередь до настоящего времени отказывается вернуть грекам античные реликвии.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турок взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ, в основном в конце XIX века, был восстановлен древний облик Акрополя, ликвидирована вся поздняя застройка, заново выложен храм Ники Аптерос.  Сегодня рельефы и скульптуры храмов находятся в Британском музее (Лондон), Лувре (Париж) и Музее Акрополя, а остававшиеся под открытым небом памятники заменены копиями.

Одна из реконструкций античных Афин в период расцвета
image003.jpg

image005.png

***
Дорога к Акрополю
image007.jpg

Туристов приветствую копии античных мраморных скульптур, подлинники хранятся в музеях.
image009.jpg

Парадный вход на Акрополь — Пропилеи — сооружен в 437—432 гг. до н. э. из белого и серого мрамора. Афинские пропилеи состоят из центрального входа и двух примыкающих крыльев с ионическими колоннами.  С запада примыкают павильоны пинакотеки (помещения для хранения живописных изображений) и библиотеки, которые вместе с расположенным на склоне холма храмом Ники Аптерос создают впечатление асимметричности сооружения. В 2009 году завершён семилетний  проект реконструкции и восстановления Пропилеи Афинского Акрополя стоимостью в  € 6,5 млн.
image011.jpg

В центре дорические колонны стилистически перекликаются с колоннами Парфенона.
image013.jpg

Мраморный храм Ники Аптерос (бескрылой победы) на Акрополе считают самым странным сооружением Акрополя из-за ворот с тыльной части здания. Храм выполнен в 427—424 годах до н. э. в модном в античное время ионическом стиле. Воздушность храма подчёркивают стройные колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения богов с Олимпа и эпизодов греко-персидских войн.  В XIX веке во время раскопок археологи нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.
image015.jpg

Парфенон как всегда в строительных лесах
image017.jpg

Храм Эрехтейон
image019.jpg

image021.jpg

image023.jpg

Подкоп (?) с южной части холма Акрополя
image025.jpg

Греческий флаг на Акрополе
image027.jpg

В ночь на 31 мая 1941 года греческий подпольщик  Манолис Глезос (1922 г. рождения) вместе с товарищем забрался на Акрополь и сорвал установленный  нацистский флаг со свастикой. Это был первый акт сопротивления нацистским оккупантам в Греции, поднявший многих греков на борьбу. За этот подвиг Шарль де Голль назвал Глезоса «первым партизаном Второй мировой войны». В общей сложности Глезос провёл в заключении за свои убеждения 16 лет, четырежды приговаривался к смертной казни В современной Греции политический деятель и писатель Глезос  является символом антифашистского движения. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
image029.jpg

***
В 2009 году в Афинах открылся Новый музей Акрополя. Это один из самых современных музеев в мире должен обеспечить сохранность античных мраморных скульптур. Британский музей выдвинул грекам предложение вернуть оригиналы как музейный заем и при условии признания англичан их законным владельцем. Греция отвергла это предложение, поскольку его принятие означало бы прощение факта кражи мраморных скульптур более двухсот лет назад. Во время церемонии открытия музея  Ватикан возвратил Греции фрагмент метол Парфенона, вывезенный в прошлом в Рим.

Музей Акрополя. Макет реконструкции античных Афин
image031.jpg

Макет Акрополь после «золотого века»
image033.jpg

Макет реконструкции Акрополя и окрестностей в римскую эпоху. Между театрами Деониса и Одеоном Геродота Аттика располагалась двухэтажная стоя Эвмена — длинная галерея-портик с мраморными колонами. Она предназначалась для  комфортных прогулок афинян, особенно во время жаркой погоды. Отсюда вероятно пошла традиция пешеходных прогулочных улиц в совеменных городах.
image035.jpg

Акрополь при турках 1500 год
image037.jpg

Подлинники скульптур Кариатид с портика храма Эрехтейона на афинском Акрополе, где скульптуры заменены на копии. В древнегреческом зодчестве  статуи кариатид изображали одетых женщины, заменяющих колонну или пилястру.
image039.jpg

Геракл и Тритон. VI в. до н. э. Известняк. Афины. Музей Акрополя.
image041.jpg

image043.jpg

Древнегреческий спортсмен на старте Олимпийских игр
image045.jpg

В ходе археологических раскопок на территории вокруг музея были обнаружены крупные части древнего афинского поселения (1-7 век н.э.). Эти раскопки сохранены и вошли в экспозицию музея.
image047.jpg

***
Упорно расселяясь, греки нигде не ассимилировались, сохраняя свою «почвенность» и образуя  рубежные  субкультуры только на основе  заимствований  в материально-практической сфере.  Как отмечал философ Мераб Мамардашвили, при отсутствии национального государства, греки не были территориально  объединены. Важным фактором культуры, где греки становились  греками, была политико-мифологическая  география  эпического  топоса «Илиады», которая, передвигаясь по реальному  географическому  пространству, создавала  коммуникационную природу  высоких напряжений человеческой энергии.

Политическим строем античных Афин была не просто демократия, а рабовладельческая демократия, о чем часто предпочитают  умалчивать на современном Западе. Не могут быть все счастливыми  и богатыми без армии рабов, черных, желтых и белых гастарбайтеров. Поэтому понятна одна из причин современной русофобии американской элиты.  В девяностые годы, так называемая  демократическая Россия, предав своих союзников и русских в ближнем зарубежье, сама решила стать частью «богатого пуза Запада». Но когда произошло частичное отрезвление, и страна отказалась от участи сырьевого придатка Запада, сохранила статус ядерной сверхдержавы,  началась крупномасштабная информационная война  государств «правильной» демократии против России.


Путешествие на яхте «Бавария» из греков к славянам
Греция. Остров Лемнос.
Греция Остров Лемнос. Крепость Кастро
Греция. Остров Лемнос. Трагическая страница исхода Белой армии
Дарданеллы. Морской пролив-река и мост между Европой и Азией
Дарданеллы. Галлиполи. Турецкий Сталинград. Начало заката британского льва
Турция. Дарданеллы. Чанаккале. Город турецкой боевой славы
Стамбул. Босфор. Мосты в ночных огнях

Легендарный «Троянский конь»
Афинский Акрополь. «Красота, воплощенная в простоте»
Древнегреческая тайна Парфенона. Послание будущему
Акрополь. Вид с холма. Афинская Агора



?

Log in

No account? Create an account