Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Введено-Оятский православный женский монастырь
Ландшафты жизни
dergachev_va
Валентина Балакирева
image001.jpg
http://www.oyatsky.ru/images/stories/m_storiya_i_sovrem/000.JPG
Введено-Оятский православный женский монастырь расположен на берегу реки Оять в Лодейнопольском районе Ленинградской области примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. Точная дата основания неизвестна, предположительно не позднее рубежа 14 – 15 веков. Первые сведения о нём содержатся в житии святого Александра Свирского, написанного в 1545 году. Своим названием Введенский Островский мужской монастырь был обязан ежегодным половодьям, превращавшим обитель в остров. Первый храм монастыря был освящен в честь Пресвятой Богородицы – Введения Ее во храм.
Время возникновения Введенского монастыря пришлось на годы порабощения Руси татаро-монгольским игом. Несомненно, побуждением к  возникновению монастырей на Русском Севере  стало явление в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Имоченицы, расположенной в 20 км от монастыря вверх по течению реки Оять. Чудотворная икона в дальнейшем была очень почитаема как в Введенском монастыре, так и во всем этом крае, почти в каждом крестьянском доме.

Особым событием в жизни монастыря, во многом определившем его историю, было рождение святого преподобного Александра Свирского. В начале 15 века в селе Мандеры, находившемся напротив монастыря на другом берегу Ояти, жили поселяне Стефан и Васса, родители будущего великого святого. Они были погребены во Введенском монастыре друг подле друга.

За пятисотлетнюю историю до революции 1917 года небогатый монастырь  сумел перенести множество бедствий. Введенская обитель пережила шведское разорение, продолжавшееся тридцать пять лет (1582-1617). В эпоху Петра I разрешалось постригать в монахи только вдовых священников и отставных солдат, в результате понизился общий духовный уровень в монастырях, а значительная часть их опустела из-за отсутствия братии. С1764 года  у монастырей были отобраны земельные владения, небольшие обители  были упразднены.  Штатные монастыри получали содержание от государства, нештатные (каковым стал Введенский-Островский) должны были содержать себя сами.

Островский монастырь владел небольшим наделом земли, сенокосами и рыбным промыслом на реках Ояти и Свири, имел бессудные и беспошлинные государевы грамоты, ограждавшие обитель от произвола и налоговых сборов. Число братии монастыря всегда было невелико, не превышало  25 человек. До 1764 года обитель была приписной к Александро-Свирскому монастырю.

Монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивала хлеб (рожь, овес, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу в реках и озерах,  часть которой оставлялась для пропитания, а часть шла на продажу. Монастырская мельница  давала обители возможность перемалывать не только свой хлеб, но и зерно местных жителей, и получать небольшой дополнительный доход.

В 1817 году было построено первое каменное здание – соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери.  В 1910 году сооружен величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Он строился по проекту епархиального архитектора Андрея  Аплаксина и был выполнен в неорусском стиле.

После Октябрьской  революции 1917 года обитель постигла участь всех русских монастырей: захват монастырского имущества и земель, разгон монахов, изъятие церковных ценностей, закрытие и разрушение храмов. В январе 1918 года вышел декрет об отделении Церкви от государства, по которому все церковное имущество, включая храмы, было национализировано. Братия стала абсолютно бесправна. С октября 1918 года на территории монастыря из рабочих, обрабатывавших его земли, образовалась коммуна «Пролетариат». В марте 1919 года монастырь был окончательно закрыт,  и братия Введенского монастыря оставила обитель, кроме  иеромонаха Николая (Сергиевского), вошедшего в коммуну, но вплоть до ареста никогда не прекращавшего богослужения и оберегавшего оба монастырских храма.
23 февраля 1922 г. был издан декрет об изъятии церковных ценностей. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Тогда же был арестован Патриарх, а митрополит Петроградский Вениамин расстрелян.

С конца 20-х годов началась массовая коллективизация. Агробаза (затем колхоз и совхоз) «Ильич» обосновалась на территории монастыря. Отцу Николаю «было предъявлено полное выселение из монастыря», арест и осуждение, и его следы теряются. После ареста монаха верующие пытались сохранить свои святыни, но силы были не равны.

В ноябре 1932 года обе монастырские церкви были закрыты. Во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления разобрали до основания, кирпич использовали для колхозных построек.  Гробницы преподобных Сергия и Варвары, чтобы они не стали местом паломничества и поклонения верующих, уничтожили. На святом месте воцарилась «мерзость запустения»[1].

Совхоз «Ильич» просуществовал до начала 90-х годов двадцатого века. В монастыре располагалась его центральная усадьба, во всех помещениях жили люди.  К Введенскому храму сделали пристройку – кинозал над разоренным кладбищем. В монастыре искали клады, и многие могилы были осквернены. Купола и кресты с храмов были сняты после их закрытия, а обветшавший шатер колокольни снесло ураганом в 70-е годы.

В 1991 году разрушенный монастырь был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Летом того года прихожане собора приехали на посадку картошки. В числе прихожан была Лидия Коняшова. В 1993 году она приняла монашеский постриг с именем Фекла и в том же году решением Священного Синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь, а монахиня Фекла назначена его настоятельницей. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии. Новые насельницы обители пережили все трудности неустроенности первых лет. Многих вдохновлял и поддерживал пример первой настоятельницы.
Матушка Фекла происходила из простой крестьянской семьи, родилась в 1930 году в Кировской области. Девочка осталась сиротой в трудные военные годы. В 1948 году она поступает на Балтийский завод на тяжелую работу сварщицы, где проработает 28 лет. В 1976 году в результате многолетнего тяжелого труда получает инвалидность.  25 января 1997 года монахиня Фекла скончалась и была погребена на монастырском кладбище.

Главными событиями в жизни восстанавливающего монастыря стали канонизация в 2000 году преподобных Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского – Небесных Заступников обители, и обретение места их погребения летом 2003 года. С помощью Божией место было обнаружено, над ним  были устроены гробницы из карельского гранита с изображениями святых. На собранные «всем миром» средства в 2004 году возведена каменная часовня над гробницами. Был полностью отремонтирован Введенский храм, в нем с помощью братии Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря устроен двухъярусный иконостас, иконы которого написаны в иконописной мастерской Покрово-Тервенического женского монастыря. В храме с благоговением хранится ковчег с частицами мощей шести святых: преп. Сергия Радонежского, преп. Нила Столобенского, преп. Даниила Переяславского, свмч. Макария Киевского, свт. Луки Симферопольского, прав. Ионы Одесского.

В 2006 году произошло торжественное историческое событие в жизни монастыря. Празднование 500-летия Александро-Свирского монастыря началось с торжественного молебна в часовне у гробниц преподобных Сергия и Варвары. Многочисленные паломники и гости обители разделяли с сестрами радость этого дня. После молебна Владыка Владимир отметил наградами жертвователей и помощников монастыря.
В обители восстановлены колокольня, несколько корпусов, вокруг монастыря заново построена разрушенная ограда. С передачей монастыря обители отошло 106 га земли, создано подсобное хозяйство: скотный двор, покосы, картофельные поля и огороды, облепиховая рощица. В 2005 году был посажен сад из яблонь, вишен, слив и ягодных кустов. Перед главным входом в монастырь планируется разбивка парка. Сейчас подвизаются в монастыре 13 сестер.

Монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне. Подворье осуществляет связь обители с верующими Петербурга.

В 1817 году было построено первое каменное здание – соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
image003.jpg
image005.jpg

image007.jpg

image009.jpg

В 2005 году на восстановленной колокольне вновь зазвонили 7 уральских колоколов, самый большой из них весит 364 кг.
image011.jpg

В 2004 году возведена каменная часовня над гробницами Сергия и Варвары, родителей Александра Свирского, а ее полная внутренняя и наружная отделка закончены в 2006 году.
image013.jpg

Святые Сергий и Варвара
image015.jpg

Отец и мать с будущим святым Александром Свирским
image017.jpg

В 2006 году на месте разрушенного Богоявленского храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора. В ней перечислены все имена братии монастыря, обнаруженные при работе в архивах и найденные в других письменных источниках, начиная с 15 века. Ежегодно 14 сентября в день убиения казначея монастыря иеромонаха Димитриана (в 1918 году) у книги совершается панихида по почившим настоятелям и братии обители.
image019.jpg

image021.jpg

Известен монастырь целебным минеральным источником. В  30-х годах 20 века,  когда монастырь заняли колхозники, жители обратили внимание на родник, вода которого помогала от болезней. Желая использовать воду для нужд колхоза,  власти пробурили скважину, только вода для животных оказалась непригодной – минеральная. После войны источник забыли, восстановлен в 2005 году. Над источником построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а также купальня для желающих омыться святой водой. Сейчас вода источника регулярно освящается, а на праздник Крещения Господня совершается великое водоосвящение, после чего имеющие желание и смелость, с верой окунаются в крещенской купели.

Часовня в честь иконы Присвятой Богородицы «Живоносный источник».
image023.jpg

Купальня вблизи минерального источника
image025.jpg

image027.jpg

С водой из целебного минерального источника
image029.jpg

Паломники
image031.jpg

Церковная лавка
image033.jpg

Долина реки Оять. Умели монахи выбирать места для духовной жизни.
image035.jpg
http://long-way.ru/images/vepsskiy/veps-les-117.jpg

image037.jpg




[1] Введено-Оятский монастырь: история и современность. — http://www.oyatsky.ru/component/content/article/17-2009-07-31-21-04-45.html


?

Log in

No account? Create an account