Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg


История фотографии. На рубеже 80 – 90-х годов западные СМИ пристально следили за популярной идеей создания свободных экономических зон в СССР. Мне часто приходилось давать интервью зарубежным СМИ, включая Би-би-си. Я уже не помню, какой американской газете я давал интервью — «Нью-Йорк таймс» или «Вашингтон пост». Но запомнил профессиональный поход американского журналиста, который записал со мной интервью, но при публикации редакция газеты потребовала мою фотографию.  Интернета тогда не было,  и журналист по своим каналам обратился  к местному фотокорреспонденту. Он сделал несколько снимков, и образцы отправил факсом за океан, где их… забраковали. Как посчитали в редакции, фотографии не соответствовали духу интервью. Второй раз ко мне послали фотохудожника Ивана Череватенко, который израсходовал всю фотопленку (36 снимков) и из них редакция выбрала одну фотографию (см. выше). Поэтому когда сегодня журналист в эпоху цифровой фотографии «щелкает» один раз для публикуемой фотографии собеседника, результат часто оказывается плачевным, как говорят «ни к селу, ни к городу».  

История с моей фотографией имела продолжение. В Соединённые Штаты летела советская деловая делегация, которой на борту самолета предложили американские газеты.  И они вдруг увидели знакомое лицо профессора, что стало весомой причиной заказать у стюардессы водку и обмыть это событие над водами Атлантики.

За последние годы на Портале «Института геополитики» и в журнале «Ландшафты жизни» были опубликованы следующие мои воспоминания.
Зона коммунизма
Из цикла: «По просторам родины чудесной.
Путешествие в Советский Союз и обратно»
Ландшафты памяти. Родословная
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье
Тамбовка. Воспоминания детства

Путешествие на Нижнюю Волгу в поисках торжества российского капитализма
Путешествие на Русский Север. Зона советского зазеркалья
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Научный сотрудник океанских масштабов
Следующая глава воспоминаний посвящена всего одному, но неповторимому 1992 году.

***
«Не дай вам бог, жить во время перемен».
Древняя китайская мудрость

1992 год. Престала существовать советская сверхдержава, или более точно  сначала правящая коммунистическая партия, а затем государство закончили жизнь самоубийством.
Год начался с печального известия. В новогоднюю ночь 1992 года умерла моя мама, которая родилась в год образования Советского Союза. Была нелетная погода,  и я добирался с пересадкой на поездах до  Нижней Волги. Железная дорога еще объединяла бывшие советские республики, ставшими  независимыми государствами. В Саратове я пересел на местный поезд, плацкартный вагон продувался как решето пронизывающим степным ветром. Старый вагон только что прошел модернизацию на ремонтном заводе, где забыли (украли?) проложить резиновые прокладки вокруг окон. Проводники вместо постельного белья выдавили дополнительные матрасы, заменявшие хилые одеяла. Поезд опаздывал, но я все же успел проводить маму в последний путь.
***
1992 год запомнился мне как уникальное время, когда советское государство уже не существовало, а новые постсоветские государства еще не сформировались.  Наступило раздолье для предприимчивых людей и авантюристов разных мастей. «Все что имело вес меньше единицы, всплыло на поверхность», присвоив себе звание демократов,  и еще целое десятилетие добивало советское прошлое, приватизируя народное добро.

Демократия всего лишь форма общественных отношений, когда власть не мешает развитию в свободном человеке, обладающим экономическим достоинством, главной цели, которую дают семья и вера. Демократия не способна создать свободу, если отдельного гражданина она не интересует. Демократией нельзя владеть как предметом. В Восточной Европе она использовалась в качестве булыжника (бывшего орудия пролетариата в борьбе за власть). Из-за одичавшего сознания здесь сложилось ошибочное заблуждение, что демократия — это власть честных и умных. Согласно классическим представлениям демократия — это власть посредственности. В условиях правового гражданского общества с развитыми рыночными отношениями глава государства может быть элементарной посредственностью, но это не скажется на будущем страны. Та же посредственность во власти в бедных странах с неразвитыми демократическими институтами может представлять большую опасность для государственности.

***
1992 год — это год бездумного рыночного романтизма.  Многие уже бывшие советские граждане надеялись, что западные капиталисты уже стоят с баулами, набитыми современным технологиями, и после падения железного занавеса бросятся  их внедрять на постсоветском пространстве. После промывания мозгов в годы так называемой Перестройки, у советского человека, долгие годы прибывавшего за «железным занавесом», сложилось убеждение, что не КПСС, а западный капитализм «честь и совесть нашей эпохи».

В 1992 году результатом оболванивания советских людей воспользовались западные проходимцы и авантюристы разных мастей. На постсоветских просторах в целях наживы появились уже из-за бугра очередные дети лейтенанта Шмидта.

Те из них, кто направлялся в академические и отраслевые научные учреждения, за символический презент (перчатки, авторучку и другие подарки) вывозили копии результатов НИР для служебного и не только пользования. Для того, чтобы процесс кражи пошел веселее, использовался своеобразный «пряник». Преимущественно в российской провинции  и в новых независимых государствах  некоторые научные работники получали уведомление, что они избраны иностранными членами Нью-Йоркской академии наук (что-то вроде дома ученых в научных центрах СССР). В сообщении предлагалось получить диплом в золотом, серебряном или дубовом оформлении. Новоиспеченные члены, ошалевшие от счастья, но, как правило, не располагающие валютой, бежали к городскому или областному руководству за финансовой помощью и иногда её получали. Местная власть испытывала гордость, что где-то и у них живёт и трудится член аж Нью-Йоркской академии наук.  Зачастую новоиспечённый «академик», получив диплом, с радостью добывал для проходимцев закрытые отчеты НИР.

В местных администрациях появились проходимцы  из Америки с визитной карточкой, которая  свидетельствовала, что перед Вами владелец компании. Однажды у меня в служебном кабинете оказался американский «бизнесмен» из штата Аризона. Он предъявил визитную карточку, где его фирма были обозначена аббревиатурой из трех букв. Когда встречаешь аббревиатуру  МГУ, ООН, ВТО, то все ясно. А что такое название фирмы из трёх букв  из далекого американского штата я не знал. После долгих уточнений с помощью опытного переводчика удалось выяснить, что передо мною старший клерк  офиса.  Не имея полномочий, он уже успел подписать дюжину протоколов о намерениях с городским головой, председателем областного совета и др. Клерк требовал от меня организовать его встречу с премьер-министром, ссылаясь на то, что только на этом уровне можно решать конструктивно деловые вопросы.  Настырный американец стремился заключить контракт и получить аванс. Когда я очередного заморского  «сына» лейтенанта Шмита выставил  из кабинета, он обратился в местные СМИ, и я стал чиновником-бюрократом, посмевшим выразить сомнения и потребовавшего весомых доказательств его причастности к бизнесу.

***
В 1992 году зарубежный бизнес отправился осваивать постсоветское пространство. Отелей бизнес-класса  (четыре, пять звезд) хронически не хватало и их администрации начали зарабатывать валюту на иностранцах, беря высокую плату за ненавязчивый сервис. В киевской гостинице «Славутич»  я наблюдал следующую утреннюю картинку в буфете. Японские бизнесмены, отстояв очередь, чтобы выпить  жидкость с условным названием «кофе» из  одноразового стаканчика многоразового пользования (кофейная посуда была в дефиците), встали в другую очередь за чайной ложкой. В её ручке была просверлена дырка, и веревочкой ложка была привязана к стойке буфета, чтобы её не увели.  Ложку, прежде чем положить в кофе сахар-песок из тарелочки и помешать, необходимо было ополоснуть в гранёном стакане с водой. Но это было мелочи по сравнению с уличной температурой в номерах отеля, не отапливаемых в начале ноября месяца.

***
В 1992 году вновь стал злободневным славянский вопрос «что делать?». Еще не было разграблено самостийными патриотами Черноморское пароходство, чьи пассажирские лайнеры совершали морские круизы. Особую популярность прибрели бизнес-туры  в европейские и другие страны по основам свободного предпринимательства, в которых активное участие принимали «новые русские» и государственные предприятия.

Появились «челноки» — представители мелкого баульного бизнеса, которые толпам отравлялись  в относительно безопасные морские бизнес-туры  на стамбульский рынок. В Турцию «челноки»  пробирались и сухопутным путем  через Кавказ. Как писали журналисты «Известий», совершивших вояж по этому маршруту, что наиболее безопасный участок проходил через Грузию, «где грабили и убивали только по ночам».

***
Прошло четверть века после распада СССР, но не получила должной оценки роль «демократического» экологического движения в уничтожении экономического потенциала бывшей страны Советов.  Борьба против атомной энергетики был связана не только с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. По моему убеждению, «прогрессивное» движение финансировалось за счёт спецслужб Запада через неправительственные организации (НПО).  С помощью экологов были уничтожены многие инфраструктурные и энергетические объекты, включая Крымскую атомную электростанцию с 90% готовности, Теплодарскую атомную ТЭЦ. Задержалось строительство Комплекса  защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Экологическое движение использовалось так же для сбора секретной информации.

***
После распада СССР под угрозой оказалось существование совместного предпринимательства.  Одно из первых советских совместных предприятий с капиталистической фирмой было создано в 1987 году на базе Одесского ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения тяжелого краностроения имени Январского восстания с  участием западногерманским (швейцарским по месту регистрации) машиностроительным концерном «Либхерр Интернационал АГ».  «Январка» была одним и ведущих предприятий отрасли. К 70-летию со дня рождения Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, ему в 1976 году была подарена уменьшенная модель-копия нового крана грузоподъемностью 40 тонн, и поныне хранящаяся в запасниках Ленинского мемориала в Ульяновске. В 1985 году завод изготовил и испытал кран грузоподъемностью 250 т.

Основатель немецкой компании Ганс Либхерр (1915 – 1993) был сыном мельника, погибшего в Первой мировой войне. Отчим-архитектор настоял, чтобы мальчик окончил строительную школу. В 1939 году Ганс призван в армию, и во время Второй мировой войны служил на Восточном фронте в саперном батальоне в группе армии Юг.

Я был на одной из неформальных встреч с Гансом Либхерром, где он рассказал следующую историю, которая сохранилась в моей памяти черед четверть века в следующем виде. Первый раз солдат вермахта был ранен под Одессой летом 1941 года. Стояла жаркая погода, и он был на передовой без гимнастёрки. В таком виде его контуженного подобрала  украинская крестьянка, думая, что это красноармеец, и выкормила украинским борщом. Солдат вермахта об этом спасении не забыл, после войны борщ стал фирменным блюдом в семье предпринимателя.
После войны Либхер возобновил строительный бизнес и в 1949 году основал немецкую машиностроительную компанию Liebherr, начал реализовывать  свои идеи, чтобы упростить  тяжелую строительную работу.  Фирма занималась так же выпуском холодильников, на которых вырос спрос во время «немецкого экономического чуда».

И через много лет, когда советское правительство разрешило создавать совместные предприятия с компаниями из капиталистических стран, принял участие в организации одного из первых советских СП на базе Одесского завода  тяжелого краностроения имени Январского восстания.

Таким образом, фактор ностальгии по данному месту и наличие профильного предприятия сыграли решающую роль в приходе зарубежных инвестиций.  Фирма Либхерр была известна в Советском Союзе,  и еще в 70-х годах поставила более 300 кранов повышенной проходимости на вездеходных шасси для эксплуатации в труднодоступных нефтегазодобывающих районах Сибири.
Первый кран совместного предприятия «Кранлод» появился уже в 1988 году, но после распада СССР постепенно улетучились многие конкурентные преимущества (дешевая электроэнергия, вода, тепло) и в 1994 году СП,  выпустившее около двухсот 50-тонных кранов, было ликвидировано.

Во время существования СП генеральный директор «Краяна»  Геннадии Кошеленко и директор института краностроения  Николай Андриенко принимали активно участие в продвижении идеи создания Одесской свободной экономической зоны. Совместно с городской властью была организована серия поездок по изучению зарубежного опыта в Германию, Италию, Ирландию и Китай. В делегацию входили председатель городского совета народных депутатов профессор Борис Буркинский, руководители «Краяна» и я.

Компания Либхерр, планировавшая расширить свое присутствие на советском рынке, так же была заинтересована в создании одесской СЭЗ. Мы посетили штаб-квартиру компании в Мюнхене и  Деггендорф, где было расположено одно из производств  и создана свободная портовая зона на Дунае  для отправки комплектующих в Измаил.  В планы компании входило создание завод холодильников в Украинском Придунавье (Измаиле или Болграде).

Во время пребывания в Мюнхене нам организовали в один из вечеров посещении знаменитого ресторана, где в прошлом с помощью пива  немецкий народ был одурманен идеями нацизма.
В конце 80-х годов буревестник Перестройки товарищ Горбачев договорился с американским президентом господином Дональдом Рейганом о Перезагрузки советско-американских отношений. В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах СССР находились 650 баллистических  ракет средней дальности. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке.

Советский Союз отказался от размещения ракет средней дальности, направленных на Западную Европу (страны НАТО). И в качестве символа нового мирового порядка на шасси ракетоносца, выводящего ракеты на старт, было решено установить строительных краны грузоподъемностью 40 тонн совместного советско-германского предприятия Кранлод.  Изготовили макеты, один из которых Горбачев подарил Рейгану. Говорят, что некоторое время макет стоял в Овальном кабинете президента.

Советская ядерная баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО — SS-20 Saber). Экспонат Музея ВВС ВС Украины в Виннице
image003.jpg
© George Chernilevsky https://commons.wikimedia.org/wiki/File:RSD-10_2009_G1.jpg

Но ракетоносцы на базе 6-осного  шасси МАЗ-547В оказались непригодными в условиях эксплуатации строительного крана, металл не выдерживал  интенсивных нагрузок.  Кроме того, наивно было рассчитывать, что фирма Либхерр предоставит советскому  СП свой рынок сбыта.  Был предложен нестабильный рынок  Ближнего Востока с Ираком, где вскоре началась американская интервенция.

После провозглашения независимости Украины, Одесское производственное объединение тяжелого краностроения  было приватизировано и преобразовано в холдинговую компанию «Краян». Заводской памятник В. И. Ленину в 1992 году продали владельцу американского ресторана в Далласе, где вождь всемирного пролетариата стоит на постаменте с надписью   America’s Won (Выиграла Америка).

В 1999 году было возбуждено первое дело о банкротстве завода, а в 2006 году он признан окончательно банкротом.  Когда поезда прибывают в Одессу, то  пассажиры могут видеть  не следы бомбардировок города, а уничтоженный самостийными «патриотами» машиностроительный завод, берущий свою историю с 1863 года, когда вступили в строй Главные железнодорожные мастерские.
image005.jpg
© Vadim Tolbatov https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Krayan_wreck.jpg

Сегодня бывшие немецкие партнеры «Январки» — группа Liebherr включает сегодня 130 компаний и является важным производителем строительной техники и холодильного оборудования. Компания, в которой  работает более 40 тыс. сотрудников, – одна из ведущих мировых производителей строительной и другой техники (подъёмных кранов, самосвалов и др.). Оборот группы превышает 8,3 млрд. евро. У Liebherr имеются производства в России по выпуску строительной техники, а также авиакомплектующих  для европейских самолётов и российского регионального самолёта SuperJet 100. Холдинговой компанией группы компаний Liebherr является Liebherr-International AG, зарегистрированная в Швейцарии.  Она полностью принадлежит членам семьи Либхерр и управляется вторым поколением,  сестрой и братом Изольдой и Вилли Либхерр.

***
На 1 января 1992 года у меня было несколько паспортов —  обычны гражданский,  туристический зарубежный,  служебный для поездки в соцстраны и служебный для поездки в капстраны.
Для туристических поездок даже в соцстраны руководителями групп назначались, как правило, партийные функционеры, а старостой —  коммунисты.  Для поездки в капстраны требовалось доказать, что ты достоин представлять страну Советов на диком Западе.  А что бы советский турист случайно не сбежал из коммунистического  рая,  вводилась коллективная ответственность товарищей по работе и партии. На заседании местного профсоюзного комитете решался вопрос о выделение путевки, затем кандидатура  будущего туриста обсуждалась на заседании партийной группы. Заполнялась анкета туриста, которая многократно проверялась и переписывалась под бдительным оком партийных органов. Характеристика-рекомендация  подписывалась директором института, секретарем парторганизации и председателем месткома профсоюзов и утверждалась на партийном бюро. В ней отмечалось, что товарищ политически грамотен, морально устойчив, а в быту скромен. Особо подчёркивалось, что товарищ не осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну.  Затем необходимо было пройти комиссию старых большевиков при райкоме партии, которые должны были проверить идейную подготовку  товарища перед встречей с капиталистическим Западом. И  только после этого документ  подписывался секретарем  райкома партии с рекомендацией  для участия в круизе. Но и это не означало, что ты поедешь за границу. В обкоме профсоюзов  путевки для поездки за границу были в дефиците и могли отказать в любой момент. Достать путевку на двоих — мужа и жену было практически не возможно. Иногда путевки  выделялись бесплатно передовика производства – рабочим и колхозникам. Но профессор к таковым не относился и  должен был полностью оплатить путёвку и доказать, что за свои деньги он достоин зарубежной поездке.

Несколько слов о старых одесских большевиках.  В Одессе без восторга была встречена Октябрьская революция. Председатель Губернского комитета партии большевиков  Софья Соколовская (бывшая жены Троцкого) вызвала местных рабочих активистов и предложила им энергичнее бороться за установление советской власти. На что рабочие ответили: «Мадам, нет проблем. Платите деньги, и мы Вам устроим любую власть». В одесском областном партийном архиве многие годы хранилась телеграмма Соколовской председателю Совнаркома Ульянову (Ленину): «Одесский пролетариат – это бандиты, спекулянты, гниль…в Одессе без денег революция не двинется ни на шаг». Деньги (400 тыс. рублей) были получены. Впервые я об этой истории узнал от коллеги, профессора Сергея Мартыновского, затем содержание  телеграммы было опубликовано в местной газете (Одесский вестник, 23 сентября 1999 года).

***
В 1992 году не только «новые русские» но и коллективы государственных предприятий учились жить при капитализме. Дирекция Производственного объединения тяжелого краностроения «Краян» организовало для заводских управленцев  семинар с 10 января по 3 февраля 1992 года.  Вторая часть которого проходила во время средиземноморского круиза  на теплоходе «Петр Первый» по маршруту Одесса — Пирей (Греция)– Неаполь — Ла Валетта (Мальта) — Порт-Саид (Египет) — Стамбул (Турция) — Одесса. Я читал для заводчан цикл лекций «Основы свободного предпринимательства».

Впервые во время рейса попал в настоящий  зимний средиземноморский шторм. «Петр Первый» относился к классу советских пассажирских судов двойного назначения. В первую очередь, он мог на грузовой палубе в трюме перевозить военную технику. Когда на борту не было бронетехники, то во время шторма судно швыряло  как консервную банку. Пассажиры из кают, расположенных на носу судна,  вынуждены были ночевать на диванах в холлах судна. С Мальты в Порт-Саид мы пришли с опозданием почти на сутки.

В течение неповторимого 1992 года бизнес-туры следовали одни за другим. С 11 по 18 марта состоялся польско-украинский бизнес-тур на борту теплохода «Лев Толстой» по маршруту Одесса - Сочи – Ялта – Одесса. С 19 мая по 3 июня  проходил бизнес-тур на борту теплохода «Петр Первый» по маршруту Одесса – Стамбул – Чивитавеккья (Рим)- Барселоне – Мальта – Пирей Одесса.
Летом состоялся самый продолжительный бизнес-тур вокруг Европы на теплоходе «Тарас Шевченко» под флагом исчезнувшего государства. Он проходил с 14 июня по 7 июля 1992 года по маршруту Санкт-Петербург - Копенгаген - Гамбург - Амстердам  - Гавр (Париж) - Лиссабон - Барселона - Неаполь - Стамбул  - Одесса. Прошло уже несколько месяцев после самоубийства Советского Союза, но бывшие советские суда плавали под красным флагом уже не существующей сверхдержавы.

Осенью 1992 года с 9 сентября по 24 сентября состоялся бизнес-тур по Дунаю, организованный турагентством производственно-коммерческой фирмы «Одесский инновационный центр»  совместно с фирмой «Вега» (Измаил). Дунайский круиз на теплоходе «Дунай»  проходил по маршруту Измаил – Русе (Болгария) – Белград (Югославия) — Братислава (Словакия) — Вена (Австрия).  Стоимость путёвки 15800 рублей + 150 долларов США.

Запомнилась техническая остановка  в сербском местечке Велико-Градиште (5, 8 тыс. жителей) после прохождения по Дунаю Железный ворот, образованных теснинами Карпат. Прогулка по городку сопровождалась полной идиллией комфортной погоды бархатного сезона и мирного дня в центре Европы. Но идиллия длилась недолго.

В 1999 году, во время агрессии НАТО против Югославии, город Нови-Сад на Дунае подвергался многократным бомбардировкам авиацией Альянса.  Натовские пиратские бомбардировки  территории  Югославии уничтожили транспортные коммуникации, главное направление которых было ориентированно на советский Восток. То есть с помощью «справедливых» бомб шло геополитическое переформатирование Балкан. Был уничтожен дунайский мост в  городе Нови-Саде, восстановленный  советскими саперами в конце Второй мировой войны. Мост более полувека лимитировал судоходство по Дунаю. При высоком уровне  воды в реке  судоходство ограничивалось. Пассажирские суда на Дунае строились с разборными капитанскими  рубками с учетом   прохода низких  мостов. Западные пираты надеялись,  что отсутствие надежной связи Воеводины с Сербией может усилить центробежные тенденции в автономном крае, где проживают преимущественно венгры.

После Нови-Сада по левому борту открылась драматическая картина  сожжённого Вуковара, в окрестности которого  исторически проживало смешанное сербско-хорватское население. В 1991 году  43 % населения составляли хорваты, 37 % — сербы. Первые инциденты в Вуковаре произошли весной 1991 года, когда группа хорватов обстреляла в пригороде Борово-Село, выпустив по нему три ракеты. Это вынудило местных сербов создать отряд самообороны. В начале мая произошел следующий инцидент,  когда группа хорватских полицейских, пытавшаяся установить хорватский флаг на местном административном здании, была взята в плен сербами. Произошел масштабный бой за село между хорватской полицией и сербским ополчением, прекратившийся после вмешательства югославской армии. По мнению ряда исследователей, в этот же период было принято решение об этнических чистках сербского населения в городе. В ходе войны, которая началась сразу после провозглашения независимости Хорватии в 1991 году, хорватские националисты начали этническую чистку  (убийство) сербского населения. В результате летом 1991 года город покинуло 13,7 тыс. сербов и югославов. Хорваты осадили местный гарнизон югославской народной армии, которая при поддержке местных сербских добровольческих военных формирований и ополченцев начали операцию по деблокаде гарнизона, переросшую в осаду самого Вуковара. Несмотря на многократное превосходство сербов в живой силе и подавляющее преимущество в тяжёлой технике и вооружениях, город пал только через 3 месяца, при этом в ходе боёв он был практически полностью разрушен. Погибло 304 военнослужащих югославской армии. Несмотря на падение города, оборона Вуковара сыграла решающее значение в обороне хорватами Восточной Славонии. Битва вызвала патриотический подъём в Хорватии.

Вуковар оставался под сербским контролем до 1998 года, несербское население в ходе этнических чисток было изгнано. В 1998 году после дипломатических переговоров город был мирно реинтегрирован в состав Хорватии, тогда же начался процесс восстановления города и возвращения беженцев. Одновременно произошел очередной отток сербского населения. Численность населения города уменьшилась с 44,6 тыс. человек (1991) до 31, 7 тыс. (2001), из них хорваты составляли 57,5 % и сербы — 32,9 % населения. По данным переписи 2011 года, население города сократилось до 27,7 тыс. человек, из них хорваты составляют 57,3 % и сербы — 34,9 % населения.

После возвещения из Вены в Братиславе произошла пересадка с теплохода на автобусы до Будапешта.  Судно с пассажирами не могло пройти обмелевший участок Дуная. В результате конфликта между венграми и словаками  вокруг совместного строительства  дунайского гидроузла  в Комарно несет убытки международное судоходство.  Венгерские власти отказываются  от реализации своей части проекта из-за возможного затопления земель, на которых проживают словацкие венгры.

После дунайского бизнес-круиза  16 - 17 октября состоялся Республиканский семинар  «Независимая Украина: состояние и перспективы  развития  внешних экономических связей» на борту речного теплохода «Маршал Кошевой» по маршруту Одесса – Ильичевск и обратно.

14 декабря 1992 года премьер-министр Украины пан Кучма пописал распоряжение о создании Временной комиссии  для подготовки документов по созданию  Одесской специальной (свободной) экономической зоны  во главе с будущим мэром Одессы Эдуардом Гурвицем, я и директор одного из  одесских заводов были назначены заместителями.
Но прошло четверть века — нет «зоны», Черноморского пароходства  и большинства одесских заводов. Самым крупным предприятием стали многочисленные рынки-базары, в первую очередь бывшая толкучка, а ныне промтоварный рынок «Седьмой километр» — один из крупнейших оптово-розничных рынков Украины и Европы. Рынок расположен в Овидиопольском районе Одесской области на 7-м км Овидиопольской дороги, откуда и неофициальное название.

***
В 1992 году началась неолиберальна колонизация постсоветского пространства на основе оффшорной геополитики — захвата Западом «зон жизненных интересов» без применения военно-политической мощи в целях овладения финансовыми и производственными активами,  получения доступа к природным и интеллектуальным ресурсам государства. В результате эффективной  оффшорной геополитики образовались «демократические» сырьевые протектораты Запада на постсоветском пространстве.

Вместо свободных экономических зон с зарубежными технологиями  был осуществлён  вывод активов стратегических предприятий за рубеж.  Здесь мировым рекордсменом стала самостийная Украина. Разграбление одного из крупнейших в  мире  Черноморского пароходства  самостийными «патриотами» стало началом уничтожения промышленного и транспортного потенциала Украины, подрывающая мощь Российской  Федерации за счет свертывания кооперации и сотрудничества. За морским транспортом было уничтожено судостроение, особенно строительство  кораблей для ВПК,  затем наступила очередь авиационной и космической промышленности. Украина стала страной внешнего правления, которой американские кураторы рекомендовали стать аграрной сверхдержавой. По теме: Украина. Миф об аграрной сверхдержаве

***
По моему убеждению, советская власть пала, пренебрегая борьбой за души людей.  На уровне райкомов партии за иеалогическую работу отвечали женщины из учителей, которых никогда не готовили к такой профессиональной деятельности. В результате идеологические «работницы» собирали сплети — кто с кем и почему, смаковали анонимки. Я многие годы был заместителем секретаря партийной организации академического института  по идеологической работе. Однажды меня с секретарём парторганизации срочно вызвали на агитпункт, за которой отвечал наш институт в преддверии выборов в Верховный Совет СССР. Нас встретила разъяренная секретарь райкома партии по идеологической работе. Причиной бурного волнения была скатерть. Стол в агитпункте был укрыт  зеленым полотном.  Партийный секретарь стала требовать красное полотно (цвет революции и флага).

Не случайно, коммунистический Китай  в отличие от демократической России осуществил обстоятельные исследования причин самоубийства СССР. В двух изданных китайской компартией фундаментальных томах главной причиной гибели сверхдержавы называется партийный догматизм советского руководства.

***
Новый цикл воспоминаний «Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма», включает «Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства».

Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма
Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства
Санкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократии
Копенгаген. Город, где богатых мучает совесть
Гамбург. Достойный наследник ганзейской сверхдержавы вольных городов
Нидерланды. Воспоминания о золотом веке приключений и работорговли
Амстердам. Космополитичная столица безмерной демократии
Французский Гавр. Родина «хрущевок». Вареная парижская курица
Лиссабон. Великий час Португалии
Барселона. Туристическая столица Средиземноморья
Неаполь. Мастер-класс на Американском рынке
Стамбул. «Челноки» штурмуют знаменитый рынок

?

Log in

No account? Create an account