Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Философ, спустившийся из пространства мысли на грешную землю. Муза Мартинa Хайдеггерa
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://homoliteratus.com/wp-content/uploads/2013/12/martin-heidegger-e-hannah-arendt-690x517.jpg
Эта фотография иллюстрирует одну из публикаций о переписки Ханны Арендт и Мартина Хайдеггера. Может быть, это фрагмент из художественного фильма, или молодой вождь всемирного пролетариата Владимир Ульянов (Ленин) с Инессой Арманд?

В серии «Жизнь замечательных людей» вышло два издания книги немецкого философа  Рюдигера Сафрански Хайдеггер: германский мастер и его время (М.: Молодая гвардия, 2005. -- 614 с.).   Это перевод с немецкого издания Rudiger Safransky Ein Meister aus  Deutschland: Heidegger  und seine Zeit. Frankfurt-am-Main, Fischer Taschenbuch Verlag, 1998 (первое издание 1994). Книга получилась сухой, в ней как в научной монографии изложен жизнь Хайдеггера-философа, а Хайдеггер-человек оказался в основном за скобками повествования.
Восполнить этот проблем стало возможным после публикации переписка — Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт о любви («Письма 1925–1975 и другие свидетельства») и  «Чёрных тетрадей» Хайдеггера, которые он вёл с 1931 года. В дневниках  содержатся  антисемитские высказывания, первые из которых появляются в записях за 1938 год. Публикация «Чёрных тетрадей» в 2014 году привела к очередной дискуссии об отношении Хайдеггера к нацизму. Не были опубликованы и многие другие материалы, характеризующие земное бытие философа. Как часто бывает, великий человек одновременно существует в двух измерениях, каждое из которых  создает разный образ.
Например: «Пушкин в поэзии и жизни»
У Хайдеггера-человека важное место занимают любовные и впоследствии дружеские отношения с Ханной Арендт. Ко времени их знакомства  у Хайдеггера был уже один роман со студенткой Элизабет Блохман, начавшийся во Фрайбургском университете. Только благодаря бдительности молодой супруги, страсть была приглушена. Но на этом философ не остановился, ему, как и поэтам для вдохновения нужны были не только лесные тропинки Шварцвальда.  У Хайдеггера были любовницы. Даже можно встретить утверждение, что он «менял своих любовниц каждые шесть месяцев». Но с их выбором у философа все было в порядке. Чего стоит его роман со студенткой Ханной Арендт, ставшей известным политическим философом и защищавшей своего учителя в послевоенные годы.
Информация для размышления. Когда разгорелся скандал с любовницей американского президента Билла Клинтона, оставившего пятно на её платье, один из известных политиков был возмущен  выбором президента. Любовницы  были и у других американских президентов, даже у парализованного Рузвельта. Но никто камни в его сторону не бросал. Дело не в количестве любовниц, а в их качестве. И когда американский президент, претендующий на должность всемирного султана, неразборчив в  качестве любовниц и ославляет пятна на платье стажерки Белого дома, что можно ожить от него в мировых делах?

Немецко-американский политический философ еврейского происхождения Ханна Арендт (14 октября 1906 года, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975 года, Нью-Йорк, США) стала основоположником теории тоталитаризма. Получила блестящее философское образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса.
Она происходила из буржуазной ассимилированной еврейской семьи, её детство и юность прошли в Кёнигсберге.  Уже в четырнадцать лет у Ханны проснулся интерес к философии. Она читала кантовскую «Критику чистого разума», владела древнегреческим языком и латынью, в шестнадцать лет в подлинниках читала античную литературу.  До получения в Кенигсберге школьного аттестат зрелости (сдала экзамены экстерном), Ханна успела прослушать в Берлине лекции  философа Романо Гвардини и познакомиться с философскими  трудами Кьеркегора. В прусской столице она впервые услышала о Хайдеггере. И позже написала об этом так: «Слухи были очень простыми: мышление снова стало живым; накопленные в прошлом сокровища знаний, которые давно считались мертвыми, вновь обрели голос, причем оказалось, что говорят они совсем об иных вещах, чем полагали мы, недоверчивые. Есть некий учитель; у него, может быть, можно научиться мыслить… Это мышление, которое развивается как страсть, возникнув из простого факта рожденности в мире… так же не может иметь конечной цели… как и сама жизнь».

Мартин Хайдеггер успел прославиться среди студентов  как преподаватель философии Марбургского университета, когда в кругу его восторженных молодых почитателей (почитательниц), появилась Ханна Арендт. В свои восемнадцать  лет Ханна была настоящей красавицей («картинно красивой»). О характере и неотразимости ее тогдашней красоты оставили свои восторженные свидетельства ее соученики. Арендт в ту пору лишений одевалась скромно, но элегантно[1]. Из-за изящного зеленого костюма она запомнилась многим, студенты прозвали ее «Зеленкой». «Но самым удивительным в ней, была гипнотическая сила ее глаз: каждый, кто заглядывал в них, как бы погружался в пучину, шел ко дну – и испытывал страх, что больше уже никогда не выберется на поверхность» (из воспоминаний Бенно фон Визе).

Похожее изображениеВ 1924 году Арендт стала ученицей Мартина Хайдеггера, преподававшего в Марбургском университете. Философ и студентка оценили друг друга, может быть каждый по-своему. Хотя Хайдеггер был женат и старше на 17 лет, у них завязался тайный роман. Ханна снимала мансарду, где она с февраля 1924 года, на протяжении двух семестров, тайно от друзей принимала своего преподавателя Мартина Хайдеггера.

Правила и условия любовных отношений со студенткой устанавил преподаватель философии, настоявший на строжайшей конспирации. Ханна не предъявляла никаких претензий и не заставляла сделать выбор между собой и семьей. Их отношения продлились весь1924 год, затем философ, частично остывший от «флюидов любви» и не желавший портить карьеру, принял, как ему казалось, мудрое решение и отослал возлюбленную  продолжать учебу в Гейдельбергский университет, где преподавал его друг Карл Ясперс.  Законную жену философ бросать не собирался, так что отношения свелись к банальности затухания и потом «дружбы». Но переписка и временные встречи продолжались до 1929 года.  Хайдеггер уже успел стать отцом двоих сыновей, состоял в браке с честолюбивой женщиной, заботившейся о репутации семьи и с подозрением относившаяся  к окружающим мужа студенткам. Не лишенная женского чутья его супруга Эльфрида видела в Ханне особо опасную конкурентку. Кроме того,  Ханна была еврейкой, а антисемитизм жены философа был абсолютен.

И Ханна, чтобы не потерять себя, в конце 1924 года решила расстаться с Хайдеггером. Однако порвать с ним окончательно и бесповоротно не сумела. Она не сообщила ему новый адрес в Гейдельберге и все же в глубине души надеялась, что он найдет её[2].

Трагические события в Третьем Рейхе развели Хайдеггера и Арендт по разные стороны, однако Ханна сохранила привязанность к своему учителю на всю жизнь. Мимолётный любовный роман перерос в дружбу, выдержавшую большой перерыв (до 1950 года) После войны она возобновила переписку с Хайдеггером и была одной из главных его защитниц от обвинений в нацизме. Арендт была склонна видеть в этом личную трагедию – как человека и как мыслителя, и приложила всю свою энергию, чтобы имя Мартина Хайдеггера очистилось от обвинений в пособничестве нацизму. Переписка двух выдающихся мыслителей стала доступной в 1998 году, когда было опубликовано первое издание сборника писем.

Имена Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт вошли в пантеон мировой философской мысли. Их отношения вышли за пределы контактов учителя и ученика. Если любовь, как писал Василий Розанов в «Опавших листьях», соотношение души и тела, то оба философ продемонстрировали это во времени и бытие.

Мартин Хайдеггер: «Почему любовь богаче всех других человеческих возможностей и сладостным бременем ложится на охваченных ею? Потому что мы сами превращаемся в то, что мы любим, оставаясь самими собой. И тогда мы хотели бы отблагодарить возлюбленного, но не в состоянии найти что-либо достойное его.
Мы можем отблагодарить только самими собой. Любовь превращает благодарность в верность нам самим и в безусловную веру в другого. Таким образом, любовь постоянно углубляет свою сокровенную тайну.

Близость есть бытие в величайшем отдалении от другого — отдалении, которое ничему не дает исчезнуть, но помещает «ты» в прозрачное, но непостижимое, лишь-здесь откровения. Когда присутствие другого вторгается в нашу жизнь, с этим не справится ни одна душа. Одна человеческая судьба отдает себя другой человеческой судьбе, и чистая любовь обязана эту самоотдачу сохранять такой же, какой она была в первый день»[3].

Хайдеггер любит Ханну и воспринимает ее всерьез, как женщину, которая понимаете его как человека и его философию. Он называл её своей музой, без которой не смог бы написать свой главный труд «Бытие и время». Вместе тем, проявлялся эгоизм мыслителя, он практически не читал, что она пишет и не обсуждал её идеи всерьез. Его интересовала лишь собственная мысль.

Десять лет после начала романа с Хайдеггером, Ханна напишет Генриху Блюхеру[4], ставшим её новым возлюбленным, другом и коллегой, – о том, как она расценивает их отношения: «Мне все еще кажется невероятным, что я получила сразу и то, и другое – и «большую любовь», и идентичность с собственной личностью… Причем одно я имею лишь с тех пор, как обрела второе… Теперь, наконец, я тоже узнала, что такое счастье». Только с ним  Ханна познала женское счастье, соединяя преданность любимому с верностью самой себе. Как пишут, Хайдеггер бы таких отношений не допустил.

Вместе с тем, нельзя приуменьшать и значение встречи  тридцатипятилетнего профессора с восемнадцатилетней студенткой. Из этой любовной вспышке  вышли и поэзия хайдеггеровского «Бытия и времени», и мысль о мире из главного труда  Ханны Арендт[5]. Близость обоих ни в малейшей мере не была взаимопониманием, о чем свидетельствует  другой фундаментальный труд Ханны Аренд[6].

4 декабря 1975 года Ханна Арендт умерла. Образовалась огромная «черная дыра», затягивающая восьмидесяти шестилетнего Хайдеггера и философ начал спокойно, сосредоточенно, отрешенно готовиться к смерти. 26 мая 1976 года он проснулся утром с хорошим, бодрым самочувствием, и  вскоре опять заснул…навсегда.

Литература
Мартин Хайдеггер, Ханна Арендт. Письма 1925–1975 и другие свидетельства».—  М.: Изд-во Института Гайдара, 2014
Нелли Мотрошилова Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь. — М.: Изд-во Академический Проект, Гаудеамус. 2013.


[1] Нелли Мотрошилова Ханна Арендт. Судьбоносная встреча с Хайдеггером. — http://socrat-online.ru/page/no-title-1. Нелли Мотрошилова Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь. — М.: Изд-во Академический Проект, Гаудеамус. 2013.
[2] https://www.livelib.ru/book/1001107027-hanna-arendt-martin-hajdegger-pisma-19251975-i-drugie-svidetelstva-hanna-arendt-martin-hajdegger
[3] Мартин Хайдеггер, Ханна Арендт. Письма 1925–1975 и другие свидетельства».—  М.: Изд-во Института Гайдара, 2014, 456 с. (всего 166 писем друг другу). http://syg.ma/@furqat/martin-khaidieghghier-i-khanna-ariendt-o-liubvi-iz-knighi-pisma-1925-1975-i-drughiie-svidietielstva
[4] Товарищ по эмиграции и бывший немецкий коммунист Генрих Блюхер (1899 – 1970) , не получивший высшего образования, в Соединённых Штатах был приглашен работать на кафедре философии.
[5] Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. — СПб.: Алетейя, 2000
[6] Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И. В. и др. — М.: ЦентрКом, 1996.


?

Log in

No account? Create an account