Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Шварцвальд. Ландшафты вдохновения философа
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/120/472/120472480_0_e3dbd_e8328bba_XL.jpg
«Ты, кто муку видишь в каждом миге,
Приходи сюда, усталый брат!
Все, что снилось, сбудется, как в книге —
Темный Шварцвальд сказками богат!»
Марина Цветаева

В геофилософии выделяются ландшафты кристаллизованной пассионарности — коммуникативные местности, насыщенные историческим временем (событиями), энергетические поля страстной ностальгии. Это кристаллизованная в природе  духовная пассионарность, форма  объединения  человека и природы, наполненная  историческими  воспоминаниями и поэтическими ассоциациями.


В экстремальных условиях жизни, например, в Гренландии или на Чукотке, основная энергия человека уходит на выживание. Здесь практически не рождаются, а тем более не творят, философы,  поэты и писатели.

Особое место занимают ландшафты  природного пограничья, где на рубежах географических зон, например, леса и степи,  а так же интенсивного информационного обмена рождаются таланты.


В Германии Фридрих Ницше, пророк «неприятных истин» и «воздухоплаватель души», заложивший основу геофилософии,  создал в пространстве мысли ландшафт души.  Другой немецкий философ Мартин Хайдеггер в своих преимущественно послевоенных трудах довел связь природного ландшафта («проселка») почти до Абсолюта.

***
Германия стала родиной многих великих философов и одним из мировых полюсов философской мысли.


Как ответ на реформы просвещенного абсолютизма, уничтожившие некоторые устаревшие феодальные институты, Германия конца XVIII и начала XIX вв. стала страной напряженной творческой жизни гениальных поэтов и философов. Среди них - Г. Лессинг, И. Гердер, И. В. Гете, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр и другие. Возможно, в этом проявился дух вольных германских городов. Блистали энергией ума университетские философские школы Тюбингена, Гейдельберга, Магдебурга, Фрайбурга, Марбурга, Франкфурта и Кенигсберга.

Особенно выделяются местности, коммуникационная природа которых характеризуется высокой рубежной энергетикой[1]. Например, в федеральной земле Баден-Вюртенберг (исторической Швабии) на протяжении нескольких столетий находился один из важнейших узлов трансевропейских коммуникаций на пересечении торговых путей из Генуэзской республики в Нидерланды и из Парижа в Мюнхен, Вену и Прагу. Это способствовало экономическому росту средневековых вольных городов, ставшими центрами Реформации, с характерным обращением от личной свободы граждан к личной совести. Близость крупнейших европейских университетов Сорбонны и Карлова в Париже и Праге также благоприятствовало развитию научной мысли. Природные ландшафты и комфортная среда обитания создали благоприятные условия для процветания ставших знаменитыми европейских курортов Баден-Баден, Баденвайлер и другие.

На краю Шварцвальда («Черного леса») проходили социокультурные и конфессиональные рубежи, где католики-аломанны смешались с протестантами-швабами. Швабом был философ-монах Альберт Великий, а его ученик Фома Аквинский принадлежал, по-видимому, к швабскому роду, осевшему в Южной Италии. Они были у истоков перестройки католического богословия на базе аристотелизма. Из Швабии происходят философы Гегель, Шеллинг, Хайдеггер, поэты Виланд, Шиллер, Гельдерлин, писатели Вильгельм Гауф, Эдуард Мерике, нобелевский лауреат  Герман Гессе. Тюбинген связан с именами многих поэтов-романтиков, прежде всего — Фридриха Гёльдерлина. Одновременно с ним в местной духовной семинарии учились философы Шеллинг и Гегель. Родом из Швабии и Шиллер, он родился в Марбахе и был воспитанником военной школы в Штутгарте, столице герцогства Баден-Вюртемберг. Штутгарт — город всемирно известного сказочника Вильгельма Гауфа. В Гейдельберге  издали знаменитый сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика», здесь жил Роберт Шуман, а в соседнем Мангейме неоднократно был Моцарт,  и впервые была поставлена юношеская драма Шиллера «Разбойники». В Шварцвальде находится и Баден-Баден, связанный с именами Тургенева и Достоевского.

В федеральной земле Баден-Вюртенберг расположены три знаменитых и старейших германских университета. Гейдельбергский университет был основан более 600 лет назад, совершил стремительный взлет в период Реформации как евангелическая (протестантская) высшая школа. Здесь читали лекции Гегель и Карл Ясперс. В университете Тюбингена учились Гегель и Шеллинг. В университете Фрейбурга зародились неоклассическая философия истории (Риккерт), феноменология (Гуссерль), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс) и онтология (Гартман).

***
Историческая область Швабия, расположенная на юго-западе Германии в верховьях Рейна и Дуная, названа в честь швабов — немцев, говорящих на особом швабском диалекте. В узком смысле под Швабией понимают федеральную землю Баден-Вюртемберг и западную Баварию, то есть ядро расселения алеманнов, предков современных швабов. Однако ареал их расселения был гораздо шире, включал также немецкоязычные кантоны Швейцарии и Эльзас (ныне в составе Франции).

По распоряжению императора Священной Римской империи  Максимилиана в 1512 году был образован Швабский округ в составе 10 имперских округов. Страшное опустошение в стране произвела крестьянская война (1525). В то же время здесь начала быстро распространяться Реформация (борьба за совесть). Со второй половины 16 века начинается борьба за влияние и власть в Швабии между Вюртембергом и Австрией, причём первый опирается на протестантскую, а вторая — на католическую часть страны. Штутгарт был резиденцией швабских правителей из дома Вюртембергов.

По Вестфальскому миру, завершившему европейскую Тридцатилетнюю войну,  Эльзас отошел к Франции, а на Швабию была наложена контрибуция в пользу Швеции.  Во второй половине XVII и первой половине XVIII век Швабия была неоднократно театром военных действий различных германских князей.

В эпоху французских революционных войн Швабия вновь опустошена. По Люневильскому миру 1801 года вся Швабская область по левому берегу Рейна отошла к Франции. К 1806 году сохранили свои суверенные права лишь государи Бадена, Вюртемберга, Баварии, обоих Гогенцоллернов, Лихтенштейна и Лейена. К моменту объединения Германии в 1871 году Швабией (в узком смысле) управляли уже только три семейства — Церингены (великое герцогство Баден), Вюртемберги (королевство Вюртемберг) и Виттельсбахи (королевство Бавария).

После Второй мировой войны союзники создали три земли: Вюртемберг-Гогенцоллерн, Южный Баден (обе оккупированы Францией), и Вюртемберг-Баден (оккупирован США). В 1949 году они стали частью Федеративной Республики Германии и образовали в 1952 году землю Баден-Вюртемберг.

Маркграфство Баден было пограничным государством Священной Римской империи Германской нации, образованным на месте средневекового графства в Швабии. С 1112 года правители Бадена стали называться маркграфами. Гористые Земли Гогенцоллернов располагались узкой полосой от восточных склонов Шварцвальда и реки Неккар за Дунай и до Боденского озера. Здесь имелись богатые месторождения  железных руд, гипса, каменной соли, каменного угля и торфа. Жители занимались, главным образом, земледелием и скотоводством. Королевство Вюртемберг являлось частью исторического региона Швабия, центральным городом которой на протяжении длительного периода был Штутгарт. Королевство с ликвидацией монархии стало свободным народным государством в составе Веймарской республики, которое было упразднено после Второй мировой войны.

Швабия является наряду с Баварией  живописнейшим регионом Германии, здесь расположен Шварцвальд с легендарным озером Муммельзее и водопадами.
image003.jpg
https://incomartour.com.ua/mediafiles/images/places/20170424150724/schwarzwald4.jpg

image005.jpg
http://cdn.wallpapersafari.com/49/48/gE2vuT.jpg

***
Земля Баден-Вюртемберг была образована в 1952 году объединением федеральных земель Вюртемберг-Баден, Южный Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн со столицей в Штутгарте. Фактически это бывшие княжества и исторические регионы Швабии — Маркграфство Баден,  Земли Гогенцоллернов и Королевство Вюртемберг.

Земля Баден-Вюртемберг выделяется в Германии развитой экономикой, здесь  расположены такие всемирно известные фирмы, как «Audi Sport GmbH», «Daimler AG», «IBM», «Porsche AG», «Robert Bosch GmbH», «SAP» и другие. В Штутгарте находятся штаб-квартиры «Porsche» и «Mercedes-Benz».

В индустрии высоких технологий, а также научно-исследовательской и конструкторской деятельности, Баден-Вюртемберг наряду с Баварией характеризуется как самый инновационный регион Европейского Союза. Здесь 9 университетов, 39 специализированных вузов, около 130 научно-исследовательских учреждений. Гейдельбергский, Тюбингенский и Фрайбургский университеты входят в число старейших в Европе.

В Шварцвальде издавна развито производство точной механики, в частности, производство часовых механизмов и бытовой электроники. Территория Швабского альба (Горный массив) была и остаётся центром текстильной промышленности.  В Баден-Вюртемберге есть две атомных электростанции и на реках региона построены многочисленные гидроэлектростанции.

Одной из важнейших отраслей экономики является издательское дело, здесь издаётся значительная часть книжной продукции Германии.  Красоты природы и обилие исторических достопримечательностей способствуют развитию туризма. В 2016 году впервые в новейшей истории Германии на региональных выборах первое место получила Партия зелёных.

Большинство местных верующих — католики (37 %) и протестанты (33 %), преобладающие на севере и в центре Вюртемберга.

Значительную роль в земле Баден-Вюртемберг играют свободные города Баден-Баден, Хайдельберг, Карлсруэ, Манхайм, Пфорцхайм, Ульм, Фрайбург, Хайльбронн и Штутгарт.


***
Самый южный и самый солнечный город Германии, считающийся столицей курортного региона Шварцвальд, Фрайбург-им-Брайсгау (222 тыс. жителей)  уютно расположился между отрогами горного массива Шварцвальд и долиной верхнего Рейна.  Фрайбург именует себя Шварцвальдской метрополией и «южными воротами» Германии. Всего в 15 км к западу от Фрайбурга проходит по Рейну граница с Францией (Страсбург в 85 км), а   50 км на юг – граница со Швейцарией (Базель в 60 км и Цюрих в 90 км). Столица федеральной земли — Штутгарт — расположена в 200 км северо-восточней Фрайбурга.

Ощетинившиеся темными елями горы подступают к городу с севера, а покрытые виноградниками холмы  — с юга, придавая Фрайбургу с цветущими глициниями романтический облик.

Пограничность местоположения Шварцвальда и Фрайбурга отражены в международных коммуникационных узлах. Недалеко на территории Франции расположен международный Евроаэропорт Базель-Мюлуз-Фрайбург, один из немногих в мире, совместно управляемый двумя странами (Францией и Швейцарией). В Базеле — главном швейцарском речном порте, расположенном на Рейне, и связывающим страну с  морским портом Роттердама, расположено два крупных железнодорожных вокзала, при этом часть вокзала Basel SBB находится под юрисдикцией Франции, а весь вокзал Базель-Бадишер-Банхоф принадлежит Германии и немецким железным дорогам. С него отправляются поезда Intercity-Express во Фрайбург, Карлсруэ, Маннхайм и далее на север во Франкфурт-на-Майне, Кёльн, Дюссельдорф, Гамбург и Берлин.

Вид на исторический центр Фрайбурга с горы Шлоссберг. Столица Шварцвальда Фрайбург знаменита своим готическим собором, здесь в детстве некоторое время жила Марина Цветаева.
image007.jpg
https://static.tonkosti.ru/images/.jpg

Фрайбург основан в 1120 году швабским герцогом и в середине 14 века перешел  под власть австрийских Габсбургов. Легенда гласит, что в городе проживал европейский изобретатель пороха монах Бертольд Шварц. В 1457 году эрцгерцог Австрии основал Фрайбургский университет,  один из старейших в Германии, который вскоре прославился по всей Европе как центр гуманизма. В городе некоторое время жил крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов» Эразм Роттердамский (1469 – 1536). С 16 века католический Фрайбург твердо противостоит движению Реформации, особенно сильному в соседней Швейцарии. Как и многие приграничные города во владениях Габсбургов, Фрайбург несколько раз менял территориальную принадлежность, становясь то французским, то австрийским,   пока, наконец, в 1805 годе, в ходе
наполеоновских войн, он не вошел в состав Великого герцогства Баден.

***
Во время Второй мировой войны 10 мая 1940 года Фрайбург подвергся воздушной бомбардировке, в результате которой были жертвы и разрушения. Берлин обвинил в этом Францию, чья авиация частично базировалась в Голландии и Бельгии,  и Вермахт начал вторжение в эти страны.  Уже после войны появились сведения, что налёт на Фрайбург совершила 51-я бомбардировочная эскадрилья Люфтваффе.  27 ноября 1944 года Королевские военно-воздушные силы Великобритании осуществили бомбардировку, в результате которой была разрушена большая часть центра города. Примечательно, что кафедральный собор бомбардировка почти не затронула. Несмотря на значительные разрушения, причиненные городу во время Первой, а затем Второй мировой войны, здесь сохранилось  немало тщательно отреставрированных  старинных зданий уникальной архитектуры, включая несколько корпусов университета.

***
Университет Фрайбурга  расположен в центре города.
image009.jpg
http://pics.livejournal.com/marinagra/pic/001qp9rr/s640x480

Медицинский госпиталь университета является одним из крупнейших в Европе и состоит из 13 специализированных клиник. С историей университета связаны имена двух Нобелевских лауреатов, а так же философов Мартина Хайдеггера и Макса Вебера. Экономические работы Вальтера Ойкена, работавшего в университете с 1927 по 1950 годы положили основу «фрайбургской школы». В университете, включая клиники, трудится 13 тыс. профессоров, преподавателей и вспомогательного персонала.

***
Горный массив Шварцвальд (нем. Schwarzwald — «чёрный лес») простирается на юге Германии  вдоль течения Рейна. Такое мистическое название местность получила благодаря особому виду густо растущих елей с темным цветом коры. Римляне, которые впервые оказались под их кронами, искренни верили, что лес наполнен духами.
Шварцвальд  с наивысшей горной вершиной Фельдберг (1493 метра) преимущественно покрыт густым хвойным или буковым лесом, содержит множество живописных горных озёр. Часто встречаются минеральные источники, что обусловило наличие курортов, таких как Баден-Баден или Баденвейлер. В Шварцвальде берёт исток вторая по протяжённости после Волги река Европы — Дунай, самая длинная на территории Европейского Союза (2860 км).
image010.jpg
http://btimes.ru/files/imagecache/Article/derevushka_v_shvarcvalde_germaniya.jpg

Римляне, владевшие этой местностью до 4 века новой эры,  называли Шварцвальд  «пограничным лесом»  между римлянами и германским племенем маркоманов. Позже Шварцвальд завоевали свевы, предки современных швабов и алеманнов. В южном Шварцвальде со времён римлян до позднего Средневековья велась интенсивная добыча серебра и свинца. После эпидемии чумы в 1516 году и крестьянских восстаний в 1525 году Шварцвальд значительно обезлюдел. Новый подъём начался в 17 веке, когда возобновились промыслы,  и возросло население. Шварцвальд — родина часов с кукушкой.

В «Черный лес», населенный сказочными страшными ведьмами, лесовичками и гномами,  в поисках своих приключений ходили герои сказок братьев Гримм и Вильгельма Гауфа.

Национальный парк Шварцвальд  с первозданным лесом, живописными горными озерами и водопадами  является самым большим и популярным в Германии.

***
Одиночество в горах. Философа Мартина Хайдеггера во все времена года тянуло в горы. В деревне Тодтнауберг в южной части Шварцвальда у него была хижина, в которой он мог уединиться. Сегодня это место популярно среди любителей лыжного спорта, а летом туристы совершают пешие походы по маршрутам философа Хайдеггера.

Вид хижины Хайдеггера над Рюттой, Тодтнаубергом. Здесь он написал большую часть фундаментального труда «Бытие и время» (1927).
image012.jpg
http://fb.ru/misc/i/gallery/25681/871068.jpg

Письменный стол Мартина Хайдеггера в его хижине в Тодтнауберге.
image014.jpg
© DPA / AFP / East News. http://rusplt.ru/netcat_files/52/104/haid_640.jpg

Вид из хижины Хайдеггера на горную деревню-курорт Тодтнауберг, расположенную на высоте 1150 метров, сегодня здесь проживает постоянно 650 человек. Традиционный шварцвальдский дом  выстроен на склоне так, чтобы на чердак могла въезжать телега. На переднем плане запущенный земельный участок.
image015.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Heideggerrundweg0013.JPG

В статье известного германиста, переводчика консервативных немецких мыслителей Александра Михайловского рассматривается «топографическая карта мысли» Мартина Хайдеггера[2]. Во многие послевоенных публикациях философа присутствую «лесные тропы» и слышится «путь».

Собственно мыслить по Хайдеггеру значит быть путем. Путь не случайно связан с ландшафтом, по которому шагает путник, и с местом, где он «строит, живет, мыслит».
Топографическая карта мысли Хайдеггера, скрытая в тексте философа, соотносится с конкретным  лесным ландшафтом Шварцвальда. Философ говорит о нем в небольшом эссе «Творческий ландшафт: почему мы остаемся в провинции»:

«На крутом склоне широкой высокогорной долины в южном Шварцвальде, на высоте 1150 метров над уровнем моря, стоит хижина – небольшой лыжный домик. Его площадь 6 на 7 кв. метров. Крыша низко опускается над тремя помещениями – кухней спальней и кельей-кабинетом. По узенькому дну долины и по точно таким же крутым склонам гор разбросаны крестьянские подворья с огромными, низко нависшими над ними крышами. Луга и пастбища тянутся вверх по склону до самого леса с его высокими, темными, старыми елями. А над всем этим стоит ясное летнее небо, в сияющие просторы которого широкими кругами взмывают два ястреба.

Вот мой мир – мир, в котором я тружусь, если смотреть на него созерцательным взором гостя и отпускника. Я же, собственно, никогда не рассматриваю это как ландшафт. Я постигаю его в опыте жизни: ежечасно, денно и нощно плавает он в великих волнах времен года. Тяжесть гор, крепость ее первобытных пород, задумчивый рост елей, светлая безыскусная роскошь цветущих горных лугов, шум ручья, бегущего по камням бескрайней осенней ночью, суровая простота занесенных снегом равнин – все это теснит и торопит одно другое, ведет свою ноту сквозь каждодневность существования там, вверху, в горах.

И все это опять же не в особо избранные мгновения сознательного сосредоточения, нарочитого вчувствовавния, а только тогда, когда свое собственное существование – внутри своего труда, в нем. Только труд разверзает просторы, в какие вступит действительность этих гор. Череда трудов до конца погружена в ландшафт, в его совершающееся пребывание.

Когда во мраке зимней ночи вокруг хижины бушует снежная буря с ее свирепыми порывами ветра, когда все окрест застилает снежная пелена, все, скрывая от глаз, вот когда наступает время торжествовать философии. Вот когда она обязана вопрошать просто и существенно. Всякая мысль должна прорабатываться сурово и отчетливо. Тогда опечатляется труд мысли  в языке – все равно как ели, высясь, противостоят буре».

Хайдеггер описывает мир, в котором он уединился, и вместе с тем — стихию своей мысли. Человек живет на земле, властно вторгающейся в его существо. «Можно сказать, для земли небезразлично, где развернется мир исторического бытия человека. «Власть земли», стало быть, состоит в том, что мир может стать «родиной».
Экзистирование в мире и на земле определяет характер Dasein, человеческого «бытия-в-мире». Отношение мира и земли представляет собой исторически меняющуюся взаимосвязь.

Земля является основой, на которой только и может «зиждиться» мир. «Земля стремится наружу, произрастая лес и травы, корни которых уходят в почву. Мир, давая пространство для творческого труда, также нуждается в почве, чтобы возводить свои здания. Но отношение мира и земли двойственно». Они проникают друг в друга, и в то же время они противонаправлены, образуют «спор», что есть верный признак «истины бытия». «А потому, по мысли Хайдеггера, утрата феноменом земли своего смысла в эпоху современной тотальной техники означает не что иное, как отрыв мира от питающей основы земли, разрушение земли, на что последняя ответствует молчанием. Техника разрушает землю. Но искусство и, прежде всего, поэзия все еще способна беречь истину сущего…  Шварцвальд и, шире, немецкий лес — то место, откуда берет начало философствование Хайдеггера. Ландшафт — это местопребывание бытия».

Хайдеггер любил приглашать своих гостей, приезжавших в хижину в Тодтнауберге, на прогулку по лесу до места с поэтичным названием Штюбенвазен. Ответвляющиеся от основной дороги лесные тропы, известные дровосекам и лесникам, были ведомы и философу.
image019.jpg
©Andreas Schwarzkopf https://upload.wikimedia.org/.jpg

Среди гостей были ученые, философы и поэты — Эрнст и Фридрих Георг Юнгер, Пауль Целан, Карл Фдридрих фон Вайцзеккер. Вот как передает ощущения от своей встречи с Хайдеггером осенью 1948 года Эрнст Юнгер: «...Моя первая личная встреча с философом состоялась в горах, в Шварцвальде под Тодтнаубергом. Уже при первом взгляде я почувствовал нечто, что было не только сильнее слова и мысли, но и сильнее личности. Простой как крестьянин, но крестьянин сказочный, который по желанию может превращаться. Философ чувствует себя в лесной стихии так же уверенно, как крестьянин или охотник, который ставит капканы. Укорененность в лесу воздействует сильнее слова и мысли, где уже есть строй, порядок, индивидуальность. Лес — это опять-таки еще не размеченная, не упорядоченная человеком земля. В лесу обитает свобода: жители леса веселы, независимы, хитры, суверенны, потому что всегда имеют возможность уйти в горы, ускользнуть от судебного пристава, сборщика податей и, в конечном счете, от Левиафана».

Приведем еще одну цитату из Юнгера: «Родина Мартина Хайдеггера — Германия с ее языком; родина Хайдеггера — лес. Там он чувствует себя как дома — в нехоженом, на лесных тропах. Брат его — дерево. Когда Хайдеггер погружается в язык, он ухватывает слово там, где оно еще свежо, в полной силе. Оно дремлет в зародыше молчания, чтобы могуче подняться из насыщенного лесного гумуса...».

***
Еще одна тема геофилософии — поиск исторических и географических закономерностей появления великих пророков и влияние Великих тектонических разломов на пассионарност человека. Подробно: Кто напишет книгу «Цивилизации и Великие тектонические разломы»?





[1] Владимир Дергачев Ландшафты вдохновения. – География в школе, 1999, №4, с. — http://dergachev.ru/scaned/Lanshafti_vdohnoveniya.pdf
[2] Михайловский А. В. Мартин Хайдеггер — философ на лесной тропе. 25 сентября 2009 г.

?

Log in

No account? Create an account