Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Хошеутовский хурул Победы
Ландшафты жизни
dergachev_va
image009
В начале 17 века калмыки принесли присягу на подданство русскому царю и расселились в междуречье Волги и  Яика (Урала).  Калмыцкое ханство надежно защищало  южные рубежи России,  совершала походы против крымских  татар и кубанских татар (ногайцев), горцев Северного Кавказа, казахов  и мангышлакских туркмен.


Но в результате русской колонизации калмыцких земель, сокращения пастбищных угодий,  устройства укреплений Царицынской сторожевой линии на перешейке между Доном и Волгой начались конфликты. В зоне основных кочевий калмыков селились донские казаки. Среди калмыков  начала укрепляться идея возвращения на историческую родину в Джунгарию. В 1771 году улусы левобережья Волги  отправились в путь, обернувшийся национальной трагедией. Калмыцкая орда  потеряла в столкновениях с местными племенами,  а так же от ран, голода, холода и болезней до 100 тыс. человек и лишилась основного богатства (скота). В том же году Екатерина Великая ликвидировала Калмыцкое ханство.

Среди  оставшихся в Волжском Понизовье калмыков выделялся Хошеутовский улус, ставка калмыцкого князя располагалась на левом (пойменном) берегу Волги в Тюменевке. По преданию, предки калмыков (хошуты) были  ханской гвардией Чингисхана. Эта «тысяча отборных богатырей»  составляла подразделение корпуса ханских телохранителей. В гвардию набирали смелых джигитов из покорённых племён. Во время сражений гвардия  была в авангарде. Хошуты (хошоуты) относятся к этнической группе западных монгол и в России не отделяют  себя от калмыков.

Во время Отечественной войны 1812 года было сформировано три калмыцких полка. Из Тюменевки на войну начал путь  Второй калмыцкий кавалерийский пятисотенный полк, отличившийся в боях на европейских полях сражений и дошедший до Парижа.

После Отечественной войны 1812 года вернувшиеся из Европы калмыки  воздвигнули в честь Победы буддийский храм — Хошеутовский хурул в ставке князя Тюменя (ныне село Речное). В 1858 году хурул в качестве гостя калмыцкого князя посетил  знаменитый французский писатель Александр Дюма.

 После установления советской власти в 1924 году из Астраханской губернии  в Калмыцкую автономную  область был передан Хошеутовский улус с Тюменевкой, что отражено на карте Калмыцкой АО 1928 года (из атласа СССР).
Во время Великой Ответственной войны 110-я Отдельная Калмыцкая дивизия успешно сражалась с врагом, но была расформирована в феврале 1943 года из-за малочисленности калмыков. Во время немецкой оккупации  часть калмыков (от 5 до 7 тыс.), недовольных советской властью,  служило в Калмыцком  кавалерийском корпусе и 1-й казачьей  дивизией вермахта.

В декабре 1943 года около 100 тыс. калмыков был депортировано в Сибирь, в ссылке умерло более 40 тыс. человек.  Калмыцкая АССР была ликвидирована и образована Астраханская область.

После Великой Отечественной войны в связи с острой нехваткой рабочей силы советское правительство разрешило некоторым сословиям бывших российских граждан вернуться на Родину.  В 1947 году  часть русских старообрядцев (липован), чьи предки бежали за границу еще во время церковных реформ Никона за Дунай в Румынию, мигрировали  в Речное (Тюменевку).

После возвращения калмыков из Сибири вновь была воссоздана Калмыцкая АССР. Возвращен волжский поселок Бурунный, которому вернули историческое  название «Цаган-Аман».  В этом месте территория Калмыкии вклинивается в Астраханскую область, включая участок Волги и пойменные луга.  Но другой волжский «клин» – бывший Хошеутовский улус  с  Тюменевкой – остался в составе Астраханской области.

При советской власти Хошеутовский  хурул в Речном сильно пострадал, был превращен в школу, зернохранилище. Я видел храм в 1952 году, когда мой отец — председатель колхоза «Красный партизан» – взял меня в поездку в село Заволжье, расположенное рядом с Речным. Во время половодья сухопутной дороги не было, плыли на речном баркасе.  Храм, приходящий в упадок, но  доминирующий над Волгой производил  сильно впечатление. Но в 60-е годы местному колхозу «Новая жизнь» понадобился кирпич  для строительства коровника, для этого были снесены  галереи и малые башни хурула.

Сохранившаяся часть храм объявлена в демократической России архитектурно-историческим памятником федерального значения.
image011
http://khurul.ru/lib/wp-content/uploads/2009/02/nnfnnfdh2_resize.jpg

image013В 2004 году Хошеутовский хурул был передан в безвозмездное пользование местной буддийской общине, началась его реконструкция.  На снимке отражена реставрированная часть храма, однако к 200-летию Отечественной войны 1812 года работы не были завершены из-за ограниченного финансирования.

?

Log in