Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Воспоминания о Советском Дунайском пароходстве
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001
Советское Дунайское пароходство  (СДП) было одним из крупнейших государственных судоходных компаний СССР со штаб-квартирой в Измаиле, а порт Рени — крупнейшим морским портом на реке.

В составе СДП было международное предприятие «Интерлихтер» с крупными лихтеровозами  «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли» дедвейтом 36,6 тыс. тонн.  Работали регулярные линии   по перевозке грузов придунайских государств — Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Советского Союза  – из порта Усть-Дунайск в Бомбей (Индия), Карачи (Пакистан), Меконг (Вьетнам). Лихтеровозые трудились также на средиземских линиях.

После распада СССР повезло только самому крупному советскому лихтеровозу «Алексей Косыгин», построенному на Херсонском судостроительном заводе. Его купила и эксплуатирует  после капитального ремонта американская компания «Waterman Steam Ship». Новое название судна  «Atlantis Forest».  Следы лихтеровоза «Юлиус Фучик» теряются в одном из греческих портов.  В Интернет имеется информация, что из металла других советских  лихтеровозов японцы уже давно сделали новые автомобили.
Всего транспортный флот СДП насчитывал тысячу судов дедвейтом около 1 млн. тонн. Ежегодный объём перевозок составлял до 12 млн. тонн. Речные и морские круизные лайнеры осуществляли перевозки иностранных и советских туристов.  Особой популярностью пользовалась круизная линия «От Альп до Черного моря». Его обсуживали  речные теплоходы «Амур» и «Дунай».  Им на смену пришли комфортабельные суда нового поколения  «Волга», «Днепр», «Украина» и «Молдавия». В Измаиле туристы пересаживались на морские суда «Белинский», «Осетия» и самый комфортабельный лайнер «Айвазовский», которые направлялись в Ялту и Стамбул.

Советское Дунайское пароходство было главным градообразующим предприятием Измаила и крупнейшим в Украинском Придунавье.
Распад СССР, балканские войны 90-х годов, вступление  большинства придунайских стран в Евросоюз и переформатирование грузовых потоков  оказали отрицательное влиянии на судьбу пароходства. Необходимо добавить «шкурные интересы»  самостийной элиты  Украины.

За годы независимости  Придунавье превратилось в депрессивный регион, куда периодически правящие партии направляют орды «эффективных»  менеджеров. В результате не только из объективных факторов, Украинское Дунайское пароходство оказалось на грани банкротства.

В настоящее время пароходство является убыточной компанией, количество судов сократилось на  несколько сотен, включая лихтеровозы  и единственный морской круизный лайнер «Айвазовский».  Многие годы компания держалась на плаву благодаря продаже флота.

Мировой и европейский кризис отрицательно сказались на работе портов, утративших  только за последние годы до 50 % грузов. Кроме того, в 2012 году низкий урожай зерновых в европейских странах привел к дальнейшему катастрофическому  падению грузовой базы. Высокие железнодорожные тарифы так же сдерживают развитие портов.

Навигация 2013 года характеризовалась сложными навигационными  условиями. На Верхнем Дунае в результате катастрофического наводнения был размыт шлюз на австрийском участке, а в августе произошло обмеление реки. Это отрицательно сказалось на круизном судоходстве, представленном оставшимся от советского наследства пока еще комфортабельными речными лайнерами «Украина», «Молдавия», «Волга» и «Днепр». В пароходстве отсутствуют  круизные суда нового поколения.

Как утверждает трудовой коллектив УДП в письме к премьер-министру  Украины, в случае банкротства пароходства произойдет не только утрата  навсегда рынка дунайских перевозок, но и социально-политический взрыв нестабильности в регионе.
Комфортабельный круизный лайнер «Молдавия» на рейде Будапешта
image003

Ветеран речного пассажирского флота Советского Дунайского пароходства «Дунай»
image005
Рекламная открытка


В 1883 году на Дунае появилось  первое русское пароходное общество «Князь Юрий Гагарин и К°». Российская империя установила регулярные  международные торговые связи с придунайскими государствами.  На снимке памятный знак в Измаиле к 100-летию этого события.
image007
Здесь и далее фотографии Антона Дергачева 

На горизонте речной порт Измаил
image009

Морской  сухогруз у причалов порта
image011

image013

image015

Речной теплоход-толкач «Караборье» (Белград, Сербия) на рейде Измаила. В прошлом такие советские суда успешно проводили  по Дунаю караваны лихтеров.
image017

Измаильский морской и речной пассажирский вокзал
image019

image021

image023

image025

Памятная доска напоминает о времени, когда пароходство возглавляли профессионалы, а не «эффективные» менеджеры от правящих партий. 
image027

Привокзальное кафе в ожидании туристов
image029

На местных туристических прогулочных линиях  еще работают, частично поржавевшие, советские катера.
image031

image033

image035

image037

  • 1
(Анонимно)
Уважаемый автор! Над снимком морвокзала - ошибочная подпись: он не "израильский", а измаильский.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account