Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Великий час кораблей пустыни
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001
http://webmandry.com/images/stories/2013/09/988/62298417.jpg

Великий Шелковый путь — величайшая мировая торговая коммуникация на Евразийском континенте и крупнейший материальный памятник открытости цивилизации к внешнему миру и международным экономическим отношениям. ВШП служил не только  средством торговли, но и способствовал межцивилизационному диалогу, толерантности  и обмену информацией.
Великий Шёлковый путь — собирательное название, включал  многочисленную сеть коммуникаций,  объединяющих крупнейшие древние и средневековые цивилизации Евразийского континента.  Начиная со 2 века до н.э. Шёлковый путь  дважды  становился главным коридором мировой (евразийской) торговли. Сеть караванный путей соединяла Китай с Западом и Югом Евразийского континента. Термин «Великий шёлковый путь» (Great silk road) был введен в оборот после публикации немецким  историком Рихтгофеном  книги «Китай».

На рубеже новой эры основным коммуникационным каркасом древнего мира становится Великий шелковый путь из Поднебесной в Римскую империю. Впервые китайский шелк появился в Риме при императоре Августе.

Древнекитайский шелк, приравниваемый по цене к золоту, выкачивал из Римской империи огромные средства, что явилось одной из причин гибели мировой империи.  Основным потребителем шелка были римские прелестницы.


На первой картосхеме показан Шёлковый путь эпохи  Римской империи
image003
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Transasia_trade_routes_1stC_CE_gr2.png?uselang=ru

На физико-географической карте наглядно видно, как основной маршрут  ВШП огибает  великую горную страну Гималаи + Тибет и одну из крупнейших песчаных пустынь мира Такла-Макан.
image005

Закат Великого шелкового пути начался с развитием морского торгового пути  из Китая в Индию и Ближний Восток. В 14-15 вв. морской  путь стал более эффективным и безопасным. Морской путь из Китая к Персидскому заливу занимал примерно 150 дней или в два раза меньше времени, чем сухопутный.  Один торговый корабль перевозил столько же груза, как караван в тысячу верблюдов.

Важнейшей причиной упадка сухопутного пути были многочисленные войны и последующая геополитическая и геоэкономическая трансформация в Евразии, особенно в связи с закатом Монгольской империи.

В новое время Римская империя стала образцом подражания на Западе, особенно в США. В результате Вашингтон наступил на те же грабли. В торговле  с КНР образовался огромный платежный дефицит. Сегодня массовые китайские товары выкачивают из потребительского Рима Нового Света огромные средства.

В средневековье Чингисхан объединил Евразию в единое геополитическое и геоэкономическое пространство, что привело к возрождению ВШП, который включал и Великий морской путь из Китая в Индийский океан.
image007

Северная ветвь  Великого шёлкового пути в геополитическом пространстве  Монгольской империи (Великой Евразийской степи) прошла через Нижнюю Волгу (Итиль)  и столицу Золотой Орды.image009

На западных рубежах Великой Евразийской степи  монголы впервые встретились с европейцами – генуэзцами и венецианцами, основавшими торговые фактории в Северном Причерноморье. Здесь обнаружилась «пропасть» в представлениях «диких» евразийцев и «цивилизованных» европейцев по отношению к зарождающемуся капитализму. Как писал Лев Гумилев, крымские генуэзцы считали  главной целью в жизни - выгоду, а монголы  рассматривались как объект  для коммерческих операций. Эта раннекапиталистическая этика была чужда русским, татарам и византийским грекам. Когда в причерноморских степях  случился массовый падеж скота, вызвавший голод, этим воспользовались генуэзцы, по дешевке скупившие у татар детей для работорговли. Узнав об этом, золотоордынских хан Джанибек возмутился и двинул войско на Кафу.  Хану было непонятно, как можно использовать  беду соседа  для обогащения.

?

Log in