Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Афанасий Никитин. Великий путешественник по воле судьбы
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001
Тверской купец Афанасий Никитин по воле судьбы стал  великим русским путешественником, оставившим   путевые заметки, известные под названием «Хождение за три моря».  Год рождения его неизвестен, умер (или трагически погиб?) в 1447 году вблизи Смоленска (на территории Великого княжества Литовского) на обратном пути из  путешествия, можно сказать в нескольких шагах от дома.   В Афанасии Никитине сконденсировалась важная черта русской ментальности — устремленность за горизонт.  Это не было авантюрой,  опытный и смелый купец  уже посещал Константинополь в  Византии, Литву, Крым и Молдавское княжество и благополучно возвращался с заморскими товарами.

Путешествие по Волге, Каспию, Персии, Аравийском морю, Индии, Турции и  Черноморью продолжалось с середины 1471 до начала 1474 года (по другой датировки — с 1468 по 1474 год).

Первоначально целью купеческой поездки было налаживание торговых связей с  азиатскими купцами, ведающими  торговлей по Великому Шелковому пути, проходящему через кавказскую Шемаху. Русские купцы везли преимущественно пушнину. Русские купцы отправились вниз по Воле в сопровождении посла ширван-шаха (властителя) Шемахи. Плавание по Волге шло благополучно, но возле Астрахани на реке Бузан купцы были ограблены татарами. Разбойники отняли товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Но часть купцов вернулось назад, а Никитин отправился дальше на Восток. Чтобы пустым не возвращаться в Тверь  и не оказаться в долговой яме купец поплыл на Дербент, далее на Баку, Шемаху и Персию, где купил жеребца, которого  решил выгодно продать в Индии и закупить товар для русской земли. Но и эта сделка особой выгоды не принесла.

Афанасий Никитин пробыл в Индии три года: «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…». «Индусы быка называют отцом, а корову - матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню». В своих  записях  Никитин употреблял выражения ненормативной лексики великого и могучего русского языка. В академических переводах крепкие слова исчезли.

В 1387 году на юге Индии было образовано первое мусульманское государство Бахмани, к югу от которого располагалась  Виджаянагарская империя.  С 1429 года столица султаната была перенесена в Бидар, который и посетил русский купец: «В Бидаре луна полная стоит три дня. В Бидаре сладких плодов нет. В Индостане большой жары нет. Очень жарко в Ормузе и на Бахрейне, где жемчуг родится, да в Джидде, да в Баку, да в Египте, да в Аравии, да в Ларе. А в Хорасанской земле жарко, да не так. Очень жарко в Чаготае. В Ширазе, да в Йезде, да в Кашане жарко, но там ветер бывает. А в Гиляне очень душно и парит сильно, да в Шамахе парит сильно; в Багдаде жарко, да в Хумсе и в Дамаске жарко, а в Халебе не так жарко».

Маршрут хождения Афанасия Никита за три моря
image003

На снимке памятник Афанасию Никитину в Феодосии (бывшей Кафе). В 2002 году памятник Афанасию Никитину был открыт в индийском городе Ревданда.
image005
http://leto.feodom.com/upload/arts/51.JPG

Исследователи  путешествия «за три моря» пытаются ответить на вопрос, как удалось в чужих краях выжить русскому купцу? Возможно, ему помогла местная традиция: «А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят спать к чужестранцам, да спят с ними, да дают им корм и приносят с собой сахарную еду и вино сахарное, да кормят и поят гостей, чтобы их любили, а любят гостей людей белых, потому что их люди очень черны. А зачнет жена от гостя дитя, и мужья дают корм. А родится дитя белое, тогда гостю пошлины триста тенек…». Слова Никитина не вызывают сомнения, об этом в последствии писал и Марко Поло. Но  скитания на чужбине были не легкими: «А все черные люди злодеи, а женки все бл..., колдуны да воры, да обман, да зелье, господ морят ядом».

Но, в первую очередь, купеческая жилка Афанасия Никитина искала  выгодный товар для русской земли. Чтобы по возвращению в Тверь не только  расплатиться с долгами, но и остаться с прибылью.  В своих заметках он пишет о шелке, сандаловом дереве и жемчуге. Но больше всего его привлекли местные алмазы. Возможно, он и пытался их  привести в русскую землю, но был ограблен и  убит под Смоленском.

Индия. Самая большая демократия мира
Индийская цивилизация. Срединный путь «страны мудрецов»
Бангалор. Столица индийского чуда

Индийский штат Гоа 
Гоа. Золотые пляжи и закаты
Гоа. Пляжный отель
Гоа. На реке Мандови
Гоа. Водопад «Молочный океан»

Малабарский берег купцов и пиратов
Афанасий Никитин. Великий путешественник по воле судьбы
«О, баядера, о, прекрасный цветок!»
Золотой век Португальской Индии
Апостол Индии и местной инквизиции
Старый Гоа. Рим Востока

Виджаянагар. Великая империя, поглощённая царством обезьян
Древний Хампи
Город Победы. Индийский ренессанс империи Виджаянагара
Храм Вирупакши. Символ величия империи
Храм Вирупакши. Натуралистические  скульптурные рельефы
Воплощения богов. Человеколев и Шива, исполняющий желания
Храм Хаза Рама
Храм Виталы Каменная колесница. Поющие колонны
Древний Хампи. Имперский закат солнца

Мир обезьян
Обезьяна-мама
У слонов бездомных  детей не бывает

?

Log in

No account? Create an account