Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001
Казимир Малевич (1879 – 1935) «Черный квадрат», 1913. Последняя копия обычно датируется рубежом 20-30-х годов.
«История искусства —  это история границы».
Богдан Мамонов

В Государственном Эрмитаже  можно увидеть картину  русского художника-авангардиста Казимира Малевича «Черный квадрат», приобретённую  меценатом и олигархом  господином Потаниным для музея за миллион долларов. Эта картина вызывала и вызывает бесконечные споры. Одни называют её шедевром, другие недоумевают, за что такая цена на аукционе?

Основатель супрематизма, одного из направлений авангардистского искусства, поляк по происхождению Казимир Малевич родился в Киеве, умер в Ленинграде в 1935 году от рака.  В 2008 году на аукционе Sotheby’s  в Нью-Йорке его картина «Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча, 1916)  была продана неизвестному покупателю за $60 млн., став одной из самых дорогих картин, написанной русским художником.
В 2014 году на июньских торгах аукционных домов Christie’s и Sotheby’s в Лондоне эскиз «Голова крестьянина» Казимира Малевича «ушёл» за $3,5 млн. За рекордные суммы были проданы и другие картины художников русского авангарда.  Почти одновременно в лондонской галерее Tate Modern открылась обширная (12 залов!) экспозиция «Малевич». Здесь выставлено два «Черных квадрата» из  четырёх существовавших.

Из множества мнений о «Черном квадрате» мне ближе всего интерпретация старейшего русского графика и иллюстратора Леонида Владимирского, создавшего классический образ Буратино.

Живопись как изобразительное искусство обладает двумя свойствами – изобразительность  и выразительность. Если с изобразительностью для большинства в основном все ясно, то   выразительность художник  может выражать  через выдуманную форму, композицию и цвет.  Но чаще всего  он использует оба свойства живописи.

В мировом изобразительном искусстве множество течений и направлений. Леонид Владимирский предложил расположить все картины на условной полке искусства. Чем изобразительнее будет картина, тем она будет стоять правее и наоборот. Чем больше в картине  выразительности, тем она левее расположена. Многим художникам такое соседство неприемлемо, левые художники  часто презирают правых, а те называют левых шарлатанами.  Можно один и тот же пейзаж изобразить с большой степенью  натурной достоверности. Но можно в изображении пейзажа  внести больше цветовой  выразительности, как это делали импрессионисты.  Например, Василий Кандинский  сначала рисовал  как многие художники. Но со временем дал волю  фантазии, цвету и линиям и появилась первая  абстрактная, отвлечённая от реальности картина.
На самом правом краю  полки почетное место могу занять картины  певца русского леса Ивана Шишкина.  Еще праве будет уже не живопись, а фотография.

Естественно, самую левую часть полки живописного искусства должна занимать   картина с противоположными качествами с абсолютной выразительностью и абсолютным отсутствием сходства с натурой. Это и есть «Черный квадрат» Малевича. «Черная геометрическая  фигура на белом фоне монументальна, устойчива,  молчалива,  торжественна, таинственна…».  Что это? Малевич считал себя «председателем  мирового пространства». Другие  в  «Черном квадрате» видели символ Вечности или смерти. Кто-то считал, что это не искусство, а изобразительная философия. Малевич пытался «шагнуть за нуль», но оказалось что «Черным квадратом» он поставил последнюю точку на пути движения живописи «влево» и создал самую абстрактную картину.

Литература:
Леонид Владимирский Тайна «Черного квадрата». — «Знания — Сила», декабрь 2007 года   



?

Log in

No account? Create an account