Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев

http://zemlyanin.info/wp-content/uploads/2012/08/zabajkalskij_kraj-496x372.jpg

Хотя я значительную часть жизни  прожил в Восточной Европе — в Российской Федерации, Белоруссии и на Украине, с Забайкальем, Приамурьем и Приморьем связаны важные биографические вехи. Моя мама окончила Астраханское педагогическое училище (1940) и по комсомольской путевке была направлена на работу в Забайкалье, где преподавала в начальных школах железнодорожных станций Куэнга  и Тарская Забайкальской железной дороги.

http://photos.wikimapia.org/p/00/04/18/85/48_big.jpgПервоначально Транссибирская магистраль заканчивалась в Сретенске на Шилке, откуда  начинался речной путь на Дальний Восток по Амуру. Затем от станции Куэнга  продолжили на  восток Транссибирскую магистраль. В настоявшее время на станции и прилегающем селе Дунайское проживает около тысячи человек.

Папа, после досрочного выпуска  Ленинградского военно-медицинского училища был направлен в августе 1941 года на службу в гвардейский  минометный полк, который дислоцировался в Москве в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1942 года полк с ракетно-минометными установками (знаменитыми «Катюшами») был переброшен в Забайкалье в Агинские лагеря. Ракетная артиллерия играла роль оружия устрашения против японской Квантунской  армии, расквартированной в Маньчжурии.

В Чите произошла встреча мамы и  папы, которые поженились в Забайкалье,  и в 1945 годы я родился в железнодорожной больнице станции Карымская, расположенной на берегах Ингоды. Во время войны с Японией мой отец, старший лейтенант  медицинской службы,  прошел с войсками Забайкальского фронта  до Мукдена (ныне Шэньян).

Отец мало рассказывал о службе в ракетно-минометном полку. И только после его смерти я обратил внимание, что полк был уже гвардейским в августе 1941 года, тогда как согласно официальной версии, первые гвардейские части появились после сражения под Ельней в сентябре 1941 года. И только после распада Советского Союза стала доступна информация об особенностях формирования частей ракетной артиллерии.

После знакомств и регистрации брака в 1944 году,  мама, чтобы быть ближе к месту службы мужа,  переехала на станцию Тарская Забайкальской железной дороги, где продолжила  преподавать в начальной школе.  Отсюда  в 1897-1901 годы была построена Кайдаловская ветвь  Забайкальской железной дороги (ныне участок Тарский - Забайкальск), соединившая Великую Сибирскую и Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД). Поэтому в начале двадцатого столетия станцию называлась Китайский разъезд.  Сегодня в поселке проживает около 100 человек и школа не сохранилась.

Железнодорожная станция Ага. Фотография начала 21 века, когда цивилизация с евроремонтами сюда не дошла. Но уже видна попытка сделать новый перрон.
http://photos.wikimapia.org/p/00/01/55/47/57_big.jpg
На Кайдаловской ветви находится станция Ага,  где служил мой отец. Многие фотографии отца военных лет подписаны этим названием. Официальный адрес полевой почты «Чита-43», хотя Агинский артиллерийский полигон, вблизи которого был расквартирован гвардейский миномётный полк, находился на расстояние 217 км от столицы Забайкалья по федеральной трассе Чита – Забайкальск, расположенном на границе с Китаем, или в 195 км по железной дороге. Из-за повышенной секретности в военном городке нельзя было жить семьям. Поэтому мама и перешла на работу в начальную школу в Тарском. Куда отец мог в свободное от службы время добраться  поездом за 2 часа (что по сибирским меркам не расстояние).

Название станции Ага пошло от протекающей вблизи одноимённой реки. «Ага» переводится с бурятского, как «степь».  На этой реке расположен административный  центр Агинского Бурятского округа поселок городского типа Агинское, в котором население за последние десятилетия выросло в три раза, что не типично для сибирских и дальневосточных  населённых пунктов. По возможности в дальнейших публикациях мы его посетим.

Сегодня в поселке при станции Аге проживает 1,36 тыс. жителей (2010). Агинский артиллерийский полигон просуществовал с 1933 до конца 50-х годов. В дальнейшем здесь был расквартирован полк по утилизации артиллерийских снарядов.  На закрытом полигоне еще в наши дни энтузиасты собирают и иногда гибнут за металл неразорвавшихся снарядов. В сентябре 1962 года в рамках секретной операции «Тюльпан» с другого участка Агинского полигона вблизи станции Ясная были проведены два успешных  пуска серийных ракет Р-14, оснащенных  термоядерными зарядами, по условным целям на ядерном полигоне в Арктике (Новая Земля).

Кстати, река Ага является притоком Онона. Эта одна из трех великих рек Монгольской империи. В верховьях Онона, возможно,  затерялась могила великого полководца Евразийской степи Чингисхана. Лев Гумилёв называл Ононский сосновый бор родиной монголов.

***
Будучи студентом  3 курса географического факультета Московского государственного университета, я  в 1965 году по личной инициативе был направлен на летнюю производственную практику в Читинскую лабораторию Институт географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР, чтобы принять участие в экспедиционных работах в Восточном Забайкалье.

D:\Мои картинки\img700.jpg10 июня 1965 года я отправился в путь на восток.  Предварительно, в бухгалтерии  географического факультета МГУ мне выдали аванс в 82 рубля и 90 копеек. Перед дальней дорогой по Транссибу я закупил в гастрономе «Москва», расположенном в здании одноименной гостиницы,  скумбрию горячего копчения.  Этого дефицитного  по тем временам продукта, в университетском  гастрономе  не было.

В плацкартном вагоне моими соседями оказалось два молодых отпускника-геолога, возвращающиеся с Югов на забайкальский север и в забайкальские степи,  где они работали в геолого-разведочных партиях в условиях  сухого закона. Геологи не смогли израсходовать все отпускные и очень сокрушались по этому поводу. Приняли меня с дефицитной рыбой в свою компанию. На всем протяжении пути, каждое утро начиналось с  «забегов» в продовольственные магазины  на железнодорожных станциях с целью покупки одной бутылки  главного русского горячительного  напитка. Для эффективного проведения операции мы втроем рассредоточивались, по составу, чтобы  один из нас оказался ближе к желанной цели. Одним, словом, доехали весело, хотя я не злоупотреблял спиртным, задушевные застолья  дали мне много интересной информации о жизни «во глубине сибирских руд».

Один из попутчиков работал в геологической экспедиции,  исследующей на крайнем севере Забайкалья крупнейшее в стране и третье в мире  по запасам Удоканское месторождение меди, открытое в 1949 году. Планировалось на базе освоения месторождения создать город с населением 100 тыс. жителей.

Но как часто бывает на Дальнем Востоке из-за бездорожья, отсутствия необходимого капитала освоение Удокана неоднократно переносилось, даже после строительства БАМа. Ближайшая железнодорожная станция Новые Чары, расположена всего в 30 км от Удокана. Очередная попытка освоения предпринимается Байкальской горной компанией «Металлоинвеста» — ведущего производителя и поставщика железорудной продукции на мировом рынке, обладающего вторым по величине в мире разведанными запасами железной руды. БГК планирует к 2016 году вывести на проектную мощность строящийся Удоканский горно-обогатительный комбинат.  Интерес к месторождению проявляет Китай. Сегодня часто на Дальнем Востоке надежды возлагают на китайцев, чем на Москву.   
Мой попутчик с Удокана рассказал о заброшенном лагере ГУЛага в горном ущелье  на севере Забайкалья. Информация была скудной, только в 90-е годы я узнал об одном из самых страшных гулаговский лагерей –  Борлаге. Здесь в 1949 – 1951 гг. в Мраморном ущелье  трудом заключённых, включая власовцев и политических,  добывался радиоактивный уран. На руднике работали и вольнонаёмные инженеры, административный персонал. Заключенные и вольнонаемные жили в больших палатках, а в бревенчатых бараках располагалась начальство лагпункта и охрана. Руда зимой вывозилась на «материк» по построенному заключёнными автозимнику Мраморный – Тупик – Могоча.  Однако прогнозные запасы не подтвердились и  рудник с лагерем закрыли.

Другой попутчик оказался работником с только что открытого месторождения урана в забайкальских степях. Из Читы должен был лететь в поселок геологоразведчиков Краснокаменск. Ныне это второй по величине город Забайкальского края с население свыше 55 тыс. жителей. Здесь расположено  Приаргунское производственное горно-химическое объединение — крупнейшее российское уранодобывающее  предприятие и один из крупнейших в мире поставщиков природного урана (93% российской и 5% мировой добычи, 2013). 

Мои попутчики не были особыми любителя зеленного змея, но сокрушались, что  товарищи по работе их не поймут, если они вернутся с нерастраченными отпускными.  Поэтому по прибытию в Читу мы отправились в железнодорожный ресторан на прощальный обед.

***
Читинская лаборатория Институт географии Сибири была образована в 1963 году и располагалась на улице Бутина. Сегодня в этом здании  находится Читинский институт природных ресурсов СО РАН, в который в 1981 году вошла лаборатория.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/311/310381/310381_html_2b97ad63.jpg

Курсовая работа, написанная по материалам полевых исследований,  была отмечена на конкурсе студенческих работ, но когда речь зашла о публикации статьи в открытой печати, в этом был отказано. В работе в частности шла речь о безработице в Восточном Забайкалье. Но, как известно, в Советском Союзе не было не только секса, но и безработицы.


***
На своей малой родине, на станции Карымская я был 15 минут. Столько здесь стоял  скорый фирменный поезд «Россия» (Москва – Владивосток), которым я (старший лейтенант запаса) после двухгодичной службы в Советской Армии направлялся осенью 1971 года на работу в Тихоокеанский институт географии ДВНЦ АН СССР.




http://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/ingoda_00.jpgПоселок городского типа Карымское (12,8 тыс. жителей, 2014) является центром одноименного района Забайкальского края. Численность населения сократилась за последние четверть века на 3 тыс. человек. Поселок вырос вокруг узловой железнодорожной станцией, откуда уходит ветка к  бывшей Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) на Владивосток через Маньчжурию. Несмотря на созвучье названия поселка с  Крымским, оно пошло от прозвища местных крещеных бурят – карымов. На снимке — здание железнодорожного вокзала Карымская.

Забайкалье. Долина реки Ингоды на моей малой родине
y

***
В летний полевой сезон 1972 года я был назначен руководителем группы  экономико-географического отряда  Тихоокеанского Института географии и Комплексной Восточной экспедиции географического  факультета Московского государственного университета.  Затем в течение еще двух сезонов принимал участие в этой экспедиции в качестве аспиранта МГУ. Экономико-географический отряд отвечал за исследование  и изучение  динамики  производительных сил  для разработки географического прогноза Дальнего Востока.

В течение трех полевых сезона я посетил многие стратегические предприятия  региона.

Хозяйственному освоению Приамурья и Приморья с акцентом на историко-географический  анализ была посвящена моя кандидатская диссертация. И вновь, как с курсовой работой по Забайкалью возникли проблемы. На диссертацию был поставлен гриф «Для служебного пользования». Работа оказалась с геополитическим уклоном, а эта «буржуазная» наука  была под запретом в стране Советов. В диссертации затрагивались не простые международные  отношения Российской империи и Поднебесной. И чтобы не сыпать «соль на рану» после серии пограничных конфликтов  с КНР, был наложен запрет на публикацию монографии по  результатам диссертации в открытой печати.   Но таким образом, интерес к «запретному плоду» — геополитике – у меня впервые проявился на Дальнем Востоке. Здесь же  произошли важные события в моей жизни, включая Владивосток, Комсомольск-на-Амуре и Могочу.

Другие публикации о русском Дальнем Востоке на Портале «Институт геополитики» 
Почему не состоялась российская Калифорния?
Бросок Российской империи на Дальний Восток
На сопках Маньчжурии. Желтороссия
Что общего между Желтороссией и Новороссией?
Валютный цех лагерного социализма
«Комсомольцы-добровольцы»
Последний советский бросок на Дальний Восток
Искусство выживания принадлежит народу
Прощание с Великим Евразийским мостом
Китайская геополитика перед броском в Сибирь
Верной дорогой к китайскому протекторату в России
Воспоминания о будущем российского Дальнего Восток

На сопках Маньчжурии
Восточные рубежи Великой Евразийской степи
Желтороссия
Маньчжоу-Го и марионеточное украинское государство
«На границе тучи ходят хмуро»?
Что общего между Желтороссией и Новороссией?
Первые уроки китайского. Фушунь

Зона коммунизма. Забайкалье
Зона коммунизма. Забайкалье. Бичи. Сретенск.  Могоча

Ландшафты жизни. Дальний Восток
Дальний Восток. Владивосток. ТИГ
Дальний Восток. По долинам и по взгорьям

?

Log in

No account? Create an account