Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001
http://sretensk.ucoz.ru/6_01.jpg

Парадный вид Сретенска. Справа здание 1912 года постройки. Тогда еще город застраивался с расчетом на светлое будущее. На переднем плане флагман пассажирского судоходства на Шилке теплоход «Заря» (эта серия судов была построена в 1965/83 гг. на Московском судостроительном заводе). По Шилке и Амуру настоящие пассажирские пароходы и теплоходы давно не ходят — успешно сданы на металлолом.

Сретенск расположен на берегу реки Шилки в 385 км от Читы. Сретенский острог был основан в 1689 году. В сентябре 2014 года город отметил свой 325-летний юбилей.  На протяжении длительного времени Сретенск был казачьей станицей. Здесь в начале 20 века до 1912 года заканчивались Транссибирская магистраль, поэтому Сретенск с 1897 года становится крупной перевалочной базой и торгово-купеческим центром Забайкалья. Здесь  грузы и товары  перегружались на речные суда, идущие с Шилки на Амур.

До революции в Сретенске находились филиалы Русско-Азиатского и Сибирского банков, Взаимного кредита, работали мыловаренный, пивной, кожевенный, шубной, веревочный и другие заводы. Было много увеселительных заведений (кабаков)  и учреждений  интимного профиля с русскими, китайскими и даже японским жрицами мимолетной любви, в которых старатели с приисков могли культурно провести время и избавиться от лишних денег.

От Сретенска начинался великий водный путь к Тихому океану. Первые пароходы «Аргунь» и «Шилка» были построены в забайкальском Шилкинском Заводе. Пароход «Аргунь» отправился в первый рейс на Амур  в 1854 году с генерал-губернатором Восточной Сибири  Н.Н. Муравьевым, который в 1958 году после подписания Айгунского  мирного договора с Китаем и  присоединения Приамурья к Российской империи  был произведен царем в графское достоинство с титулом Амурский.  Пароход возглавил флотилию из 77 барж и плотов, загруженных военными, пушками, порохом и провиантом. С Низовьев Амура Муравьев  отправился на Камчатку, где выбрал место для артиллерийских батарей в Авачинской бухте. Крымская война (1953 – 1856) показала, что «братание» с Европой закончилось, и Россия более энергично начала продвигаться на восток к Тихому океану и укреплять дальневосточные границы.

В  1860 году открылась постоянная пассажирская линия из Забайкалья к дальневосточной столице Николаевск - на - Амуре. В Интернете можно встретить ошибочную информацию о пассажирском судоходстве Чита – Николаевск-на Амуре.  Ингода в районе Читы мелководна, но в период паводка сплавлялись баржи по Ингоде на Амур, что делали купцы до строительства железнодорожной линии Чита – Сретенск, которая была сдана в постоянную эксплуатацию в 1900 году.  В  публикациях  зафиксирован эпизодический  рейс по Ингоде парохода (катера?) «Гонец» из Сретенска в Читу в 1864 году по большой воде. С 1872 года было организовано регулярное пассажирское сообщение от Сретенска до столицы Дальнего Востока — Николаевска-на-Амуре на протяжении трех тысяч километров.   Пик судоходства был достигнут в 1895 году (56 пароходов и 64 баржи).

Здание 1912 года постройки с символикой  Сибирского пути. Здесь расположена Сретенская администрация со всеми удобствами во дворе.
image003
http://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/sret_city_07.jpg

Я был в Сретенске в 1965 году,  можно сказать, в период демографического «расцвета». С тех пор население города сократилось с 15 тыс. до  6,6 тыс. (2014). После Великой Отечественной войны восстанавливались западные регионы страны, и было не до Забайкалья. При советской власти к  середине шестидесятых годов в городе было построено только капитальное здание школы. Промышленным флагманом была фабрика валяной обуви, которая во время войны снабжала валенками красноармейцев.
image005

Паромная переправа через Шилку у Сретенска. На левом берегу в начале  двадцатого столетия заканчивалась Транссибирская магистраль. И дальше на Дальний Восток грузы отправлялись по Шилке и Амуру.
image006

На снимке  — центральная часть Сретенска в эпоху развитого социализма.
image008

Надежды на светлое будущее местная администрация связывает с включением Сретенска в федеральную программу «Малые города России», которую в народе часто называют «Малые умирающие города России». Самым крупным событием за последние сто лет стало строительств моста через Шилку. Теперь пассажирам, прибывающим на местную железнодорожную станцию, не нужно пользоваться паромной переправой, чтобы попасть в город.

Основой бич небольших забайкальских городов еще с советских времён – безработица.  В период дикого российского капитализма безработица получила второе дыхание. Как пишут на форумах в социальных сетях, сретенцы вынуждены покидать город из-за отсутствия работы, а оставшаяся местная маргинальная прослойка «проедает-пропивает последнее из уцелевшего уникального исторического наследия, разворовывает то, что «плохо лежит».

Вблизи Сретенска вверх по Шилке расположен поселок Кокуй. В настоящее время население Кокуя сократилось с 1959 года  на треть (7,2 тыс. жителей в 2014 году), но больше чем в Сретенске.  Таким образом, в поселке проживает больше жителей, чем в соседнем городе.

Здесь в конце 19 и начале 20 веков строился флот  для судоходства по Амуру, другим рекам и морям Дальнего Востока. Действовали филиалы Балтийского, Сормовского и Воткинского судостроительных заводов. Судостроительный завод в Кокуе является родиной Амурской военной флотилии, так как боевые корабли строились или собирались на его производственной базе.

По сложившейся российской традиции Сретенский судостроительный завод, расположенный в Кокуе, оказался в новую эпоху российской капитализма на грани банкротства. Только после обращения руководства завода к премьер-министру Дмитрию Медведеву  предприятию были выделены бюджетные ассигнования  по программе «Ускоренное развитие  оборонно-промышленного комплекса».

Забайкалье. Река Шилка
image010
© dimorphotheca

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Чита. Столица Забайкалья
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 
Почему Япония не начала войну против СССР?
Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы


Забайкалье. Китайская лесная шкатулка
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма
(Продолжение следует)

Другие публикации о русском Дальнем Востоке на Портале «Институт геополитики» 
Почему не состоялась российская Калифорния?
Бросок Российской империи на Дальний Восток
На сопках Маньчжурии. Желтороссия
Что общего между Желтороссией и Новороссией?
Валютный цех лагерного социализма
«Комсомольцы-добровольцы»
Последний советский бросок на Дальний Восток
Верной дорогой к китайскому протекторату в России
Воспоминания о будущем российского Дальнего Восток

На сопках Маньчжурии
Восточные рубежи Великой Евразийской степи
Маньчжоу-Го и марионеточное украинское государство
«На границе тучи ходят хмуро»?


?

Log in