Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный зеками
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001
http://bestmaps.ru/files/content_images/20130804160032.jpg

Комсомольск-на-Амуре. На переднем плане речной вокзал.


Комсомольск-на-Амуре (255 тыс. жителей, 2014). Численность население города «Юности» сократилось с 1992 года примерно на 65 тыс. Убыль населения связана с резким спадом производства и банкротством предприятий.  По численность населения город занимает четвёртое место на Дальнем Востоке после Владивостока, Хабаровска и Якутска.

В Советском Союзе город входил в число крупнейших военно-промышленных центров и был закрыт для посещения иностранцами. Сегодня для посещения город иностранцами требуется получить разрешение Федеральной службы безопасности, но на практике это не всегда соблюдается.

***
В 1929 году ЦК ВКП(б) принимает специальное решение об ускоренных  темпах социалистического строительства на Дальнем Востоке в связи с советско-китайским конфликтом и захватом Китайско-Восточной железной дороги. Приказом Реввоенсовета СССР создаётся Особая Дальневосточная армия.


image003Город образован в 1932 году на месте села Пермское, основанного в 1860 году. В январе  правительственная комиссия во главе с заместителем  наркома обороны Яном Гамарником выбрала площадку  для строительства  города и оборонных предприятий. Уже 10 мая к месту строительства  на пароходах «Коминтерн» и «Колумб» прибыл первый  отряд мобилизованных комсомольцев. Первые строители жили в шалашах и бараках. Всего до 1 апреля 1934 года на ударную стройку прибыло примерно 2,5 тыс. комсомольцев, из них как утверждают не только злые языки,  по разным причинам покинуло город (сбежало?)  около 2 тыс. «добровольцев».

Советской власти пришлось использовать трудовые ресурсы ГУЛАГа.  Как мне известно, в районе Комсомольска  ударный труд обеспечивали  Пермское отделение БАМЛАГа, АмурЛАГ (Нижне-Амурский ЛАГ)  и другие лагеря до 1955 года. С середины 30-х годов город «Юности»  был по числу лагерей  столицей рабского труда заключённых в Хабаровском крае. К началу 1949 года только в Нижне-Амурском лагере  содержалось 34 тыс. заключенных.  Наряду с ударными оборонными стройкам заключенные возводили школы, жилые дома, кинотеатр «Комсомолец» и драматический  (вначале лагерный) театр.  Даже монумент в честь 20-летия высадки первых «комсомольцев-добровольцев» возвели зэки.

Первыми оборонными и градообразующими объектами были судостроительный и авиационный заводы. В стране планового хозяйства город строился не по единому генплану,  и представлял несколько поселков, в том числе вокруг судостроительного завода и  района Дзёмги (вокруг авиационного завода).  Меня забавляло, когда  трамвай  делал  в центре города зигзаг, так улицы двух соседних районов (поселков) не стыковались.

Деревянный пароход «Колумб» был построен в 1912 году в Благовещенске и мог перевозить до 800 пассажиров,  в 1947 году из-за ветхости разобран на дрова.
image005

В 90-е годы город «Юности» пережил «демократический» передел общенародной собственности в другую и серию банкротств,  заслужил звание криминальной столицы Дальнего Востока.

Цунами банкротств привел к разорению подземного завода «Парус», производившего  подводные мины и торпеды для подводных лодок, и сернокислотного завода. Электромеханический завод, построенный японскими военнопленными и производивший аккумуляторные батареи  для подводных лодок и других судов, так же прекратил существование.

Главными градообразующими предприятиями являются судостроительный и авиационный заводы. Амурский судостроительный завод  выпускает суда военного и гражданского назначения, строил даже атомные подводные лодки, эскадренные миноносцы и крейсеры для Тихоокеанского флота. Крупные суда ведут в плавучем доке на достройку на другие морские судостроительные заводы.

Авиационный завод имени Юрия Гагарина  выпускает истребители и бомбардировщики  Су-33, Су-35 и другие, производит сегменты фюзеляжа и крыло для регионального пассажирского самолета  Sukhoi Superjet 100.

Металлургический завод «Амурсталь» строился с расчетом на рудную базу месторождения на Нижнем Амуре, но руда оказалась некачественной,  и предприятие перепрофилировали на вторсырье. В 90-е годы в процессе приватизации  завод распался на несколько производств, среди которых сохранился металлургический завод «Амурметалл», производящий сталь с использованием электросталеплавильной технологии с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат.

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, работающий на поступающей по нефтепроводу из Охи сахалинской нефти, является крупнейшим на Дальнем Востоке.
Ежегодный внешнеторговый оборот предприятий города  превышает $1,5 млрд., в том числе экспорт — более $1млрд.  (нефтепродукты,  машиностроительная продукция и древесина).

***
Благодаря экологам было прекращено строительство атомной электростанции на озере Эворон  и, естественно возникли проблемы с электроэнергией. Даже имелись планы использования атомных реакторов на строящихся на местном судостроительном заводе атомных подводных лодках.

Информация для размышления. Да, был Чернобыль. Но у меня складывается убежденность, что экологическое движение в 80-е и 90-е годы  Запад с помощью грантов неправительственных организаций использовал для разрушения энергетического потенциала России и постсоветских стран. Например, в Крыму АЭС была законсервирована на последней стадии строительства,  разрушена, а оборудование разворовано или ушло на металлолом.  Прошло три десятилетия и полуостров продолжает испытывать  дефицит электроэнергии.  

***
Климат города, расположенного на широте Воронежа,  характеризуется холодной продолжительной зимой и коротким теплым летом.  Малоснежной зимой из-за низких температур наблюдается  значительное  промерзание грунтов и как следствие деформация дорожного полотна и фундаментов зданий.

Комсомольск-на-Амуре  расположен на трех надпойменных речных террасах и  во время крупных  наводнений  частично подвержен подтоплению или затоплению. Во время катастрофического наводнения 2013 года достигнут абсолютный максимум уровня Амура с 1932 года  — + 9 метров 12 см.

Амур у города подвержен мощному антропогенному загрязнению, в том числе за счет трансграничного сброса сточных вод из бассейна Сунгари (КНР).   Весной и летом лесные пожары, в том числе на торфяниках приводят к высокой концентрации оксида углерода.  Наблюдается повышенная чистота онкологических заболеваний. По комфортности проживания Комсомольск-на-Амуре занимает  одно из последних мест среди крупных российских городов.
image007
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/22/100/22100790_1207420586_rechnoy_vokzal.jpg

Центральная гостиница  «Восход»  расположена на проспекте Первостроителей,  который в 1972 году представлял пустырь между железнодорожным вокзалом и Амуром.  Гостиница построена в 1972 году и реконструирована в 2007 году
image008

Так выглядел проспект Первостроителей, протянувшийся  от железнодорожного до речного вокзала,  из окна гостиницы в 1972 году.
image010

После завершения строительства БАМа Комсомольск – на - Амуре стал крупным железнодорожным узлом с направлениями на Тынду, Советскую Гавань и Хабаровск. В 1975 году был сооружен железнодорожный мост через Амур, до этого существовала с 1945 года паромная переправа. Четыре железнодорожных парома  были построены на местном судостроительном  заводе до 1952 года
image012

Железнодорожный мост через Амур во время паводка. После его строительства два парома было продано в Китай и два сдано на металлолом
image014

Окрестности Комсомольска-на- Амуре. Высокогорное оползневое озеро Амут  расположено  примерно в 60 км от Комсомольска-на-Амуре  в Солнечном районе Хабаровского края. Озеро расположено на высоте 760 метров над уровнем моря, температур воды +3°С, +6°С, глубина до 12,5 метра. 
image016
http://www.mancompany.ru/upload/iblock/ba5/ba5bb5900705e62ce7919bce07ea3f8a.jpg

Амурские столбы у села Нижне-Тамбовское
image018
Автор Виктор Буд

Благовещенск. Историческая столица русского Приамурья
Российский Дальний Восток. Форпосты гидроэнергетики
Долгая дорога с Дальнего Востока. Путин едет на «Калине»
Хабаровск. Дальневосточная столица
Вождь всемирного пролетариата не на своем месте
Воздушные ворота Дальнего Востока на замке
Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный преимущественно зеками
Мертвые гиганты дальневосточной индустрии

Предыдущие статьи цикла:
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Чита. Столица Забайкалья
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 
Почему Япония не начала войну против СССР?
Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы

Забайкалье. Китайская лесная шкатулка
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма
Дальневосточная буржуазно-демократическая республика
Японский проект украинского антирусского государства на Дальнем Востоке 


?

Log in

No account? Create an account