?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Делос. Остров Аполлона. Как из легенды извлечь высокую норму прибыли?
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image009.jpg
Любовница бога Зевса Латона с близнецами, Аполлоном и Артемидой


С античных  времён Делос являлся одним из основных святилищ Аполлона, бога-титана, одного из главных богов греческого пантеона. Это священное место поклонения у греков, второе по значимости в Древней Греции святилищем после Дельф. Древнегреческая мифология выбрала Делос в качестве места рождения  богов Аполлона и Артемиды. Согласно мифам  это были дети бога Зевса, который в отличие от своего отца (пожирателя собственных детей) был почти ангел. Правда, ничто человеческое богу Зевсу не было чуждо. И, несмотря на божественность, Зевс был элементарным бабником и обрюхатил свою очередную пассию. Жене верховного бога Гере это (будет мягко сказано) не понравилось и любовнице пришлось бежать на плавающем острове, который остановился в центре древнего мира. Здесь она у озера родила двойню.

Аполлон Бельведерский во всей красе и Артемида
image011.jpg image013.jpg

А дальше служители культа  начали извлекать из легенды высокую норму прибыли. Для этого Аполлона назначили богом света, покровителем муз, мореходства, новых колоний и полисов. Хочешь приобрести небольшую колонию – поднеси богу дары.

Афродита была назначена богиней любви и красоты. Хочешь большой и возвышенной любви? А кто её не хочет — поднеси  богине дары.

В 543 году до н.э. дельфийский оракул постановил «очистить» священный остров. Поэтому  правивший в Афинах тиран Писистрат приказал убрать все захоронения с той части острова, которая была видна от храма, чтобы не осквернять священную землю. Могилы  вместе с заупокойными дарами были перенесены на ближний и более крупный остров Риния (14 кв. км),  отделенный километровым проливом от Делоса. Здесь их позже обнаружили археологи. Повторное «очищение» острова было проведено афинянами в 426 году до н. э., и тогда же был издан закон, которым на Делосе запрещалось рожать и умирать. На острове Риния создали   некрополь для  жителей Делос, уходящих в небесный реестр. Сюда же отправляли  рожать женщин.

Делос на протяжении классической эпохи находился под протекторатом государств, претендующих на господство в Кикладском архипелаге. А Делос являлся географическим и религиозным центром архипелага —  важного стратегического района Восточного Средиземноморья.

Делос был не только религиозным центром, Древней Греции, но и столицей Делосского, или Первого Афинского морского союза в 478-453 гг. до н.э.  После поражения персов в 478 году до н.э. в очередной греко-персидской войне афиняне основали Делосский Союз с казначейством и штаб-квартирой в Делосе, здесь надолго закрепились Афины. В Делосский Союз входили приморские и островные греческие государства, которые должны были выставлять в союзный флот оснащенные и экипированные корабли, или платить денежные взносы (форос).  В 454 г. до н. э. после переноса союзной казны на Афинский Акрополь афиняне оставили за собой контроль над делосскими святилищами ионян. В 422 году до н.э.  Афины предприняли попытку укрепить власть на острове и  депортировали большинство жителей Делоса. За исключением непродолжительного времени их изгнание продолжалось до 314 года.

В середине 4 века  до н. э., когда авторитет Афин в Восточном Средиземноморье стал резко падать,  Делос получил независимость в 314 г. до н. э. после сокрушительного поражения афинского флота у Аморгоса. Этому способствовало воззвание одного из полководцев Александра Македонского —  Антигона Одноглазого (382 – 301 гг. до н.э.)  о том, что все греческие города должны быть свободными.  Делос вновь обрел независимость и повторно стал центром островного союза (конфедерации) во главе с  птолемеевой династией правителей  Египта, а позднее македонянами. Затем остров оккупировали Римская империя. В 166 гг. до н. э. римляне передали его под власть Афин. Местные жители были вынуждены покинуть остров,  а их место заняли афиняне.

На основе обстоятельного труда[1], остановимся более подробно на периоде независимости   Делоса  (314— 166/165 гг. до н. э.), численность населения которого (число полноправных граждан полиса)  по разным источникам колебалось от 1,2 до 5,0  тысяч человек. Вместе с рабами численность было значительно больше, но рабов за «население» при классической демократии не считали.

Высшим органом власти был государственный совет (буле), выполняющий функции исполнительной власти,  и народное собрание. Часть своей власти народное собрание передавало храмовым магистратам.

Высшая судебная власть осуществлялась тремя инстанциями, которые занимались торговыми спорами, вопросами  существенная полиса и святилища, а также взыскания долгов с нерадивых арендаторов. Высшая судебная инстанция состояло из 70 - 100 человек, а  в третью инстанцию входило половина гражданского населения острова.

Для этого времени характерна политизация местного общества и существование развитой структуры полисных магистратур. Высшим должностным лицом был главный полисный магистрат, который принимал участие в местных культовых празднествах,  присутствовал при заключении контрактов, при внесении и выдаче денег из храмовой казны и т. п.

Магистратура была коллегиальной и насчитывала до четырех членов. Практически все магистратуры относились к культовой или к хозяйственной деятельности делосской общины и не были связаны с политикой.

В первой половине 2 в. до н. э. ведущая  полисная деятельность была сконцентрирована вокруг святилища Аполлона с его хозяйственным управлением и с организацией торжественных церемоний. Основу экономики составляло хозяйство храма, которому принадлежала возделываемая земля на Делосе, Ринии и Миконосе.  Арендаторы этих земель, наряду с немногочисленными земельными собственниками, были в числе наиболее богатых и влиятельных граждан острова.

Храму Аполлона принадлежала недвижимость, которая сдавалась в аренду под отели, жилье и ремесленные мастерские.  Храм выступал так же в качестве ростовщика, например, выдавал пятилетние ссуды  под 10% годовых.  Но главным богатством храма были многочисленные приношения  царей и правителей средиземноморских государств и полисов (статуи, сосуды, культовые предметы из драгоценных металлов, позолоченной бронзы, украшенных драгоценными камнями). Они хранились в храмах при регулярной и тщательной инвентаризации.  Золотые и серебряные чеканные монеты хранились в сосудах с указанием количества денег.

В отличие от остальной Греции, переживавшей эпоху кризиса гражданских институтов полиса, Делос в первой половине 2 века до н.э. вступил в период «национального возрождения». В руках афинских магистратов находился контроль за хозяйственно-административным управлением делосскими святилищами. Они сдавали в аренду храмовые земельные угодья и дома, вели учет денежных поступлений в храмовую казну и выдавали ссуды, а также следили за сохранностью сокровищ Аполлона. Лишь к концу периода независимости, по мере эволюции делосского полиса, возрастает политическое влияние граждан, сделавших основным источником своего благосостояния ремесло и торговлю. В это время происходит постепенное превращение из «греческого полиса классической эпохи» в «греческий полис эллинистического времени».


[1] Лопухова О. Б. Делос во II веке до нашей эры. Глава из коллективной монографии «Эллинизм: экономика, политика, культура». — М.: Наука, 1990.