Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Делос. Остров Аполлона. Как из легенды извлечь высокую норму прибыли?
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image009.jpg
Любовница бога Зевса Латона с близнецами, Аполлоном и Артемидой


С античных  времён Делос являлся одним из основных святилищ Аполлона, бога-титана, одного из главных богов греческого пантеона. Это священное место поклонения у греков, второе по значимости в Древней Греции святилищем после Дельф. Древнегреческая мифология выбрала Делос в качестве места рождения  богов Аполлона и Артемиды. Согласно мифам  это были дети бога Зевса, который в отличие от своего отца (пожирателя собственных детей) был почти ангел. Правда, ничто человеческое богу Зевсу не было чуждо. И, несмотря на божественность, Зевс был элементарным бабником и обрюхатил свою очередную пассию. Жене верховного бога Гере это (будет мягко сказано) не понравилось и любовнице пришлось бежать на плавающем острове, который остановился в центре древнего мира. Здесь она у озера родила двойню.

Аполлон Бельведерский во всей красе и Артемида
image011.jpg image013.jpg

А дальше служители культа  начали извлекать из легенды высокую норму прибыли. Для этого Аполлона назначили богом света, покровителем муз, мореходства, новых колоний и полисов. Хочешь приобрести небольшую колонию – поднеси богу дары.

Афродита была назначена богиней любви и красоты. Хочешь большой и возвышенной любви? А кто её не хочет — поднеси  богине дары.

В 543 году до н.э. дельфийский оракул постановил «очистить» священный остров. Поэтому  правивший в Афинах тиран Писистрат приказал убрать все захоронения с той части острова, которая была видна от храма, чтобы не осквернять священную землю. Могилы  вместе с заупокойными дарами были перенесены на ближний и более крупный остров Риния (14 кв. км),  отделенный километровым проливом от Делоса. Здесь их позже обнаружили археологи. Повторное «очищение» острова было проведено афинянами в 426 году до н. э., и тогда же был издан закон, которым на Делосе запрещалось рожать и умирать. На острове Риния создали   некрополь для  жителей Делос, уходящих в небесный реестр. Сюда же отправляли  рожать женщин.

Делос на протяжении классической эпохи находился под протекторатом государств, претендующих на господство в Кикладском архипелаге. А Делос являлся географическим и религиозным центром архипелага —  важного стратегического района Восточного Средиземноморья.

Делос был не только религиозным центром, Древней Греции, но и столицей Делосского, или Первого Афинского морского союза в 478-453 гг. до н.э.  После поражения персов в 478 году до н.э. в очередной греко-персидской войне афиняне основали Делосский Союз с казначейством и штаб-квартирой в Делосе, здесь надолго закрепились Афины. В Делосский Союз входили приморские и островные греческие государства, которые должны были выставлять в союзный флот оснащенные и экипированные корабли, или платить денежные взносы (форос).  В 454 г. до н. э. после переноса союзной казны на Афинский Акрополь афиняне оставили за собой контроль над делосскими святилищами ионян. В 422 году до н.э.  Афины предприняли попытку укрепить власть на острове и  депортировали большинство жителей Делоса. За исключением непродолжительного времени их изгнание продолжалось до 314 года.

В середине 4 века  до н. э., когда авторитет Афин в Восточном Средиземноморье стал резко падать,  Делос получил независимость в 314 г. до н. э. после сокрушительного поражения афинского флота у Аморгоса. Этому способствовало воззвание одного из полководцев Александра Македонского —  Антигона Одноглазого (382 – 301 гг. до н.э.)  о том, что все греческие города должны быть свободными.  Делос вновь обрел независимость и повторно стал центром островного союза (конфедерации) во главе с  птолемеевой династией правителей  Египта, а позднее македонянами. Затем остров оккупировали Римская империя. В 166 гг. до н. э. римляне передали его под власть Афин. Местные жители были вынуждены покинуть остров,  а их место заняли афиняне.

На основе обстоятельного труда[1], остановимся более подробно на периоде независимости   Делоса  (314— 166/165 гг. до н. э.), численность населения которого (число полноправных граждан полиса)  по разным источникам колебалось от 1,2 до 5,0  тысяч человек. Вместе с рабами численность было значительно больше, но рабов за «население» при классической демократии не считали.

Высшим органом власти был государственный совет (буле), выполняющий функции исполнительной власти,  и народное собрание. Часть своей власти народное собрание передавало храмовым магистратам.

Высшая судебная власть осуществлялась тремя инстанциями, которые занимались торговыми спорами, вопросами  существенная полиса и святилища, а также взыскания долгов с нерадивых арендаторов. Высшая судебная инстанция состояло из 70 - 100 человек, а  в третью инстанцию входило половина гражданского населения острова.

Для этого времени характерна политизация местного общества и существование развитой структуры полисных магистратур. Высшим должностным лицом был главный полисный магистрат, который принимал участие в местных культовых празднествах,  присутствовал при заключении контрактов, при внесении и выдаче денег из храмовой казны и т. п.

Магистратура была коллегиальной и насчитывала до четырех членов. Практически все магистратуры относились к культовой или к хозяйственной деятельности делосской общины и не были связаны с политикой.

В первой половине 2 в. до н. э. ведущая  полисная деятельность была сконцентрирована вокруг святилища Аполлона с его хозяйственным управлением и с организацией торжественных церемоний. Основу экономики составляло хозяйство храма, которому принадлежала возделываемая земля на Делосе, Ринии и Миконосе.  Арендаторы этих земель, наряду с немногочисленными земельными собственниками, были в числе наиболее богатых и влиятельных граждан острова.

Храму Аполлона принадлежала недвижимость, которая сдавалась в аренду под отели, жилье и ремесленные мастерские.  Храм выступал так же в качестве ростовщика, например, выдавал пятилетние ссуды  под 10% годовых.  Но главным богатством храма были многочисленные приношения  царей и правителей средиземноморских государств и полисов (статуи, сосуды, культовые предметы из драгоценных металлов, позолоченной бронзы, украшенных драгоценными камнями). Они хранились в храмах при регулярной и тщательной инвентаризации.  Золотые и серебряные чеканные монеты хранились в сосудах с указанием количества денег.

В отличие от остальной Греции, переживавшей эпоху кризиса гражданских институтов полиса, Делос в первой половине 2 века до н.э. вступил в период «национального возрождения». В руках афинских магистратов находился контроль за хозяйственно-административным управлением делосскими святилищами. Они сдавали в аренду храмовые земельные угодья и дома, вели учет денежных поступлений в храмовую казну и выдавали ссуды, а также следили за сохранностью сокровищ Аполлона. Лишь к концу периода независимости, по мере эволюции делосского полиса, возрастает политическое влияние граждан, сделавших основным источником своего благосостояния ремесло и торговлю. В это время происходит постепенное превращение из «греческого полиса классической эпохи» в «греческий полис эллинистического времени».


[1] Лопухова О. Б. Делос во II веке до нашей эры. Глава из коллективной монографии «Эллинизм: экономика, политика, культура». — М.: Наука, 1990.


?

Log in

No account? Create an account