Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Владимир Дергачев. Оцифрованный слайд

Нижний Амур. Грозный вид, величие и спокойствие Тырского утеса в течение многих столетий притягивало к нему местные племена и землепроходцев. Здесь самые большие глубины на Амуре (эхолот показывает от 50 до 60 метров), самое узкое русло (около 900 метров) и мощное течение.
Снимок сделан мною во  время полевого сезона 1973 года Дальневосточной экспедиции МГУ им. Ломоносова.

Китайская империя династии Мин вошла в историю своим масштабными походами землепроходцев. Адмирал Чжэн Хэ (из китаеязычных мусульман) пересек Индийский океан, пекинский посол совершил путешествие в Герат (столицу государства Тимуридов), а китайский евнух Ишиха   (чжурчжэнь)  организовал  ряд разведывательных экспедиций в бассейне Амура. На Нижнем Амуре на мысе Тыр были установлены стелы (важнейшие памятники чжурчженьской письменности) и возведены два буддийских храма.
image003.jpg
Каменная колонна на Тырском утесе Амура.  Рис. Г.М. Пермикина, 1858 год

В 1411 году экспедиция  в составе тысячи человек спустилась на 25 судах  вниз по реке Сунгари на Нижний Амур. Местные чжурчжэни не оказали сопротивления, а их вожди получили подарки от императора китайской  династии Мин. Был построен «Нургальский форпост» на утесе Тыр, где при монгольской династии Юань находилась «Ставка командующего восточными походами».   Во время второй Амурской экспедиции (1413/14) на амурском утесе был сооружен буддийский храм,   и воздвигнута стела  (находится в краеведческом музее Владивостока) с текстами на китайском, монгольском и  чжурчжэньском  языках. Во время этого похода было достигнуто побережье Сахалина.  В результате этих и последующих экспедиций  местные племена стали присылать дань Минской династии.

Последняя экспедиции Ишиха состоялась в 1425 году, когда произошла «коронация» нового «нургальского» вождя. Во время этого похода был построен новый буддийский храм на месте разрушенной буддийской кумирни, возведенной монголами в  период между 1260 и 1320 гг., когда в Тыре находилась ставка Восточного наместника монгольского императора, и была поставлена еще одна стела (находится во Владивостоке). 

Надписи означали, что буддийский храм Вечного Спокойствия был посвящен божеству милосердия, а каменные колонны поставлены на вечные времена.

Фрагмент надписи на стеле: «Что касается страны Нуэргань, на северо-востоке… Ее население составляют цзилеми, а также живущие разбросанно другие дикие племена. Все они восхищались величием [минского двора], но сами прибыть [к нему] не могли. К тому же в их землях не выращивают пяти видов злаков, не выделывают полотно и шелк… [Основное] занятие жителей [этих мест] — ловля рыбы, которой они питаются, а одеваются в [рыбьи] кожи. Искусны они в стрельбе из лука. Трудности, [испытываемые ими] при добыче пищи и одежды, трудно выразить словами. Поэтому император направил... в их страну [своего] посланника... рассеять страхи и успокоить...»[1].

***
Когда в 1701 году Семен Ремизов  составлял карту Сибири, то на Нижнем Амуре была размещена надпись  «До сего места царь Александр Македонский доходил, и ружье спрятал и колокол оставил». Кстати и сегодня в России есть сторонники сибирского похода великого полководца.

В 1655 году русские казаки обнаружили на Тырском утесе остатки храма,  каменные колонны (стелы)  с надписями и китайский колокол более 21 пуда. Они посчитали это место за конечный пункт походов Александра Македонского.

В середине 19 века у подножья утеса капитан Григорий Невельской принимал местное население в российское подданство.

Первые  русские крестьяне-переселенцы снесли (или сбросили в реку) остатки буддийского  храма и установили часовню. Впоследствии советская власть снесла часовню и установила старинную пушку.

***
Современный поселок Тыр (600 жителей) расположен на правом берегу Амура примерно в 120 км от устья реки в Ульчском районе Хабаровского края. Здесь, если выразиться по-современному,  находится транспортный хаб. В нем с амурского пассажирского судна на подводных крыльях «Метеор»  пересаживаются на моторные лодки (такси), идущие на Амгунь и обратно.   Для пассажиров имеется деревянная изба-отель на две комнаты.

Вид с Тырского мыса на Амур и устье Амгуни
image004.jpg
http://trud-ost.ru/wp-content/uploads/2012/04/Amur-River.jpg



[1] Перевод Г. В. Мелихова. Текст воспроизведен по изданию: Политика Минской империи в отношении чжурчжэней (1402 -1413 гг.) // Китай и его соседи в древности и средневековье. — М. Наука. 1970




?

Log in

No account? Create an account