dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Проданный Амур-батюшка

Владимир Дергачев

http://img-fotki.yandex.ru/get/4813/82398288.f/0_49faf_b14e15b8_XL

Бывший флагман амурского пассажирского флота у последнего причала в Южной Корее

Название поста заимствовано из  газеты «МК-Хабаровск», где в номере за 22 июня 2012 года опубликован статья «Проданный Амур».

Амур-батюшка или по-китайски Хэйхэ («Черная река») протекает по территории России и Китая. Российское судоходство  началось на Амуре с 1854 года.

В настоящее время значительная часть реки от Покровки (Забайкальский край) до Хабаровска на протяжении 2 тыс. км закрыта для частного и маломерного судоходства  российских граждан на радость китайским рыбакам.

До распада СССР по Амуру ходили круизный  четырехпалубный теплоход с оригинальным названием «30 лет ГДР» (где ГДР и где Дальний Восток!)  и  средние речные грузопассажирские теплоходы (проект 860):  «Ерофей Хабаров», «Семён Дежнёв», «Миклухо-Маклай», «Г. И. Невельской», «В. Поярков», «Пржевальский» и «Георгий Седов» (1958 – 1963 годов постройки).  Суда состояли на балансе Амурского пароходства, в состав которого входили порты:  Благовещенск, Поярково, Амурск, Николаевск-на-Амуре и Свободный.

В 80-е годы была осуществлена реконструкция и модернизация большинства  крупных пассажирских судов в Харбине (КНР) по цене $3,5 млн. за каждый.

Пассажирские суда «Г.И. Невельской» и «Георгий Седов» построены на Сретенском судостроительном и судоремонтом заводе. Пассажировместимость до модернизации —  304 человека и примерно 43 члена экипажа.


Пассажирские суда в начале 90-х годов после реконструкции на Харбинской верфи  в КНР.


Пассажирский речной четырёхпалубный теплоход «30 лет ГДР»  был флагманом Амурского речного пароходства. Теплоход на рейде речного вокзала Комсомольска-на-Амуре


Судно построено в 1980 году на верфи в Германской Демократической Республике.  Первую навигацию теплоход совершал круизы из Ростова-на-Дону по Дону и Волге (один раз даже до Москвы). В 1981 году с Черного моря перегоняли плавучий док  для Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. В нем комфортабельный теплоход отправили на Дальний Восток, где он стал совершать пассажирские рейсы, в том числе с туристами по маршруту  из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре.

В 1990 году руководству  Амурского пароходства пришла гениальная мысль переименовать теплоход со странным для Дальнего Востока названием во «Владимир Арсеньев» в честь путешественника, географа и писателя, исследователя Дальнего Востока. Но наступили времена дикого капитализма,  и из-за резкого сокращения туристов с 1992 года судно использовалось как плавучая гостиница в бухте Золотой Рог Владивостока. А в 1995 году теплоход был продан в Южную Корею, реконструирован под плавучий «Ferris Flotel». В 2003 году во время тайфуна судно опрокинулось и в 2004 году отправлено на металлолом.

К 2011 году все крупные пассажирские суда Амурского пароходства были успешно проданы (разворованы?) на металлолом по цене неразделанного металлолома ($140 тыс. за судно или в 25 раз меньше чем обошлась  реконструкция) или приспособлены в качестве рыболовных плавбаз на Нижнем Амуре. Амур-батюшка, входящий в десятку крупнейших рек мира, остался без большого пассажирского флота.

В настоящее время речные круизы не осуществляются из-за отсутствия судов. Функционирует «туристическая» линия для челноков  Хабаровск — Фуюань (Китай), где работают скоростные теплоходы «Полесье», обслуживающие за навигацию 70 тыс. человек.

Транзитный скоростной маршрут «Хабаровск — Николаевск-на-Амуре» обсуживают три скоростных судна на подводных крыльях «Метеор», каждое пассажировместимостью 123 человека. Время в пути на этой самой протяжённой в мире скоростной линии (931 км)  для этого типа судов составляет 18 часов. Требуется нордическое здоровье, чтобы выдержать это путешествие летом без кондиционеров и большой порцией шума от работающих двигателей.  Запомнится и путешествие от Комсомольска до Николаевска (600 км за 10 часов).

После успешной утраты большого пассажирского флота начались мечты о его возрождении на Амуре. Среди прожектов проекты круизных маршрутов Хабаровск – Благовещенск и от Хабаровска не только до Николаевска-на-Амуре, а и далее до Шантарских островов.  При этом энтузиасты справедливо отмечают, что в других речных бассейнах (на Волге, Лене и Енисее) удалось сохранить доходный круизный  туризм за счет модернизации  пассажирских судов постройки 50-60-х годов. Но на Амуре старые суда испарились в цунами безграничной демократии, а окупаемость строительства новых лайнеров может занять столетие.

Если Остап Бендер мечтал, что «Запад нам поможет», сегодня надежды на коммунистический Китай. Несомненно, Поднебесная может в рекордно короткие сроки возвести мосты на Амуре и восстановить уничтоженное русскими пассажирское судоходство.  Но за все в жизни нужно платить.

Пойдут по Амуру круизные суда,  и китайские гиды будут рассказывать своим соотечественникам не только о нерушимой советской дружбе «Русский с китайцем — братья навек!», которая, кстати, просуществовала не многим более десятилетия.  Гиды так же расскажут, что на Нижнем Амуре стояли китайские (маньчжурские) храмы на мысе Тыр, а в Благовещенске в результате жестокой резни было убито  и потоплено в Амуре свыше 5 тыс. китайцев.

Мне повезло, в августе  1973 года во время полевых работ в составе  Дальневосточной экспедиции Московского университета я отправился из  Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, если мне не изменяет память,  на  теплоходе «Георгий Седов». С борта были сделаны снимки (слайды) приамурских пейзажей, которые размещены в следующем посте. На теплоходе работал ресторан, в котором можно было заказать приличный портвейн.

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало)

Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка 
Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада»
Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт

Tags: Приамурье, Россия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments