dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города

Владимир Дергачев

http://s016.radikal.ru/i337/1309/20/634677a919e6.jpg
Островная часть посёлка Маго во время наводнения 2013 года

Типичным примером варварского «волнового освоения» Приамурья является судьба села Маго (поселка городского типа с 1949 по 2011 годы). Маго расположено на левом берегу Амура в 30 км к западу от Николаевска-на-Амуре.  Население сократилось за полвека с 1960 года  с 5,4 до 1,4 тыс.  жителей.

Собственно Маго расположен на узкой кромке  левого берега Пальвинской  протоки Амура.

Поселение основано в начале 19 века нивхами, которые занимались пушным промыслом и рыболовством.

По данным Центрального государственного архива СССР (фонд 1315)  после основания русскими Николаевска-на-Амуре, пришлось искать удобно место для зимовки судов. Стоянка была оборудована в протоке Пальво, где возник русский посёлок с населением около 200 человек (1890). В дальнейшем в связи со строительством морского порта в Николаевске, необходимость в  стоянке отпала.

В конце 19 века на одном из пойменных островов напротив Маго строятся торговые склады благовещенского купца Алексеева, и создается  перевалочная база Амурского пароходства  для снабжения золотых приисков в районе озер Орель и Чля. Местоположение базы на периодически почти полностью затапливаемом острове было вызвано возможность организовать  более эффективную защиту  от разграбления.

Летом 1920 года в Маго было эвакуировано китайское и часть русского населения Николаевска-на-Амуре. Город был сожжен партизанским отрядом Якова Тряпицына.  Эвакуация была организована китайский консулом на китайских канонерках. Согласно договорённости с партизанами  Маго было объявлено «международным поселением».

После завершения «золотой лихорадки» уже при советской власти  с 1924 года до начала 30-х годов  на месте перевалочной базы организуется производство по экспорту  леса (стране нужна валюта).

В 1940 году, согласно воплощению в жизнь Директив 18 съезда ВКП(б)   на острове создаётся  морской порт по перевалке рыбы, а так же грузов для рыбной промышленности Нижнего Амура (стране опять нужна валюта).   На рубеже 50-х годов при рекордных ловах лососевых грузооборот порта составлял до 100 тыс. тонн в год, а Маго становится поселком городского типа.

Во время моих полевых работ на Нижнем Амуре в 1973 году  грузооборот порта был  незначительным. Лесотарный комбинат  выпускал рыбную бочкотару.  До 60% острова подвергалось ежегодному затоплению, а денег на строительства дамбы не было. Только после катастрофического наводнения 2013 года, то есть через сорок лет началось строительство дамбы.

В 1955 году в Маго организуется  морской рейд  лесной сплотки «сигар», которые морские  буксиры транспортировали в Японию (стране опять, но очень нужна валюта) и к Охотскому побережью.  На коренном берегу для работников был построен посёлок Рейдовый.

В связи с вырубкой леса вокруг Маго на склонах распадков в селитебной зоне  образовались глубокие овраги.

В 1968 году на основе соглашения между СССР и Японией о дальнейшем  увеличении экспорта  леса, его вырубка и экспорт получили очередное дыхание (стране по-прежнему нужна валюта).  Древесина загружалась в трюмы японских лесовозов, которые при неблагоприятной  навигационной обстановке в Амурском лимане, догружались в порту Лазарева. Из-за катастрофического распространения оврагов  поселок Рейдовый не мог расширяться, пришлось для рабочих рейда морской сплотки  закладывать еще одни посёлок в урочище «Овсяное поле».


Картосхема Маго 1973 года


За столетнюю  историю Маго неоднократно менял производственную специализацию ради предпринимателей и государства, при этом проблемы живущих здесь людей  игнорировались.

Маго состоял из 7 поселков (частей), расположенных на удаление друг от друга, связь между ними осуществлялась пешеходной (!) тропой.  Только в 1972 году была построена автомобильная дорога Рейдовый – Ситцевый, а в 1975 году завершилось строительство  круглогодичной дороги Маго – Николаевск-на-Амуре (45 км).

Институт Хабаровсккрайпроект еще в 1963 году (когда коммунизму уже был не за горами) разработал проект  планировки Маго, предусматривающий к 1975 году создания здесь города с населением 13 тыс. человек. Романтический прогноз не оправдался, население села Маго уже в 2013 году  составило менее 1,3 тыс. жителей. Капитализм оказался еще более хищным к местным природным ресурсам, чем социализм.

Японский лесовоз под погрузкой в порту Маго







В 1973 году строилась круглогодичная дорога Маго – Николаевск-на-Амуре.


Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало)

Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка 
Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада»
Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт


Tags: Дальний Восток, Приамурье, Россия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments