dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Мыс Лазарев. Сталинский секретный туннель

Владимир Дергачев
image001.jpg
http://www.esosedi.ru/fiber/144815/fit/1400x1000/lazarev_1_jpg.png

Мыс Лазарев. На горизонте видны берега Сахалина.

Поселок городского типа Лазарев расположен в Николаевском районе Хабаровского края на одноимённом мысе пролива Невельского в 7,3 км от острова Сахалин.
Поселок Лазарев возник  как рыболовецкое поселение. В 1939 году здесь проживало 190 человек. В 1948 году согласно постановлению советского правительства создаётся рыбозавод, и поселение получает ранг поселка городского типа.  После ударного труда рыбаков к началу 70-х годов рыбозавод ликвидировали.  Создание базы активного морского рыболовства было нецелесообразно из-за удаленности  от районов добычи, сложной навигационной обстановки в проливе Невельского и отсутствия сухопутных путей круглогодично пользования.

В период Великой Отечественной войны в связи со строительством первой очереди нефтепровода Охта (Сахалин) — Комсомольск-на-Амуре возник посёлок  эксплуатационников,  который получил дальнейшее развитие после ввода второй и третьей нитки  нефтепровода и прокладки газопровода.


image003.pngВ 1951 – 1953 гг.  на мысе Лазарева велось крупномасштабное строительство  Министерством путей сообщения железнодорожное туннеля в самом узком месте пролива Невельского для выхода БАМа к Сахалину.  После смерти Сталина в середине 1953 года строительство было прекращено.

По генплану 1963 года, разработанного институтом Хабаровскрайпроект (1963)  в посёлке Лазарева в 1970 году планировалась численность населения в 5,3 тыс. человек. Фактическая численность составила 2,5 тыс. и уменьшилась к 2014 году до 1, 2 тыс. жителей.

В начале семидесятых годов поселок Лазарев представлял три самостоятельных поселения  работников морпорта, леспромхоза и  эксплуатационников  нефтепроводов (см. рисунок). Из-за узковедомственного подхода  и отсутствия  единого генплана поселки эксплуатационников нефтепроводов  и леспромхоза были построены в пределах охранной  и взрывоопасной зоне  трубопроводов  и подлежали сселению. Разбросанность поселков не позволяет создать  единую социальную инфраструктуру.>

image005.jpg

К настоящему времени в поселке имеется нефтебаза (участок перекачки сахалинской нефти),  остались воспоминания о рыбозаводе, леспромхоз обанкротился, но частники ведут заготовку еще не вырубленного леса. Морской порт не действует.

Современный вид поселка Лазарев
image007.jpg
http://kfss.ru/images/stories/obj/sah-tunnel/sah-tunnel_02.JPG

Идее строительства сахалинского туннеля уже более века. По инициативе вождя советского народа Иосифа Сталина  принимается секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года о сооружение тоннеля и резервного морского парома через Татарский пролив от мыса Лазарева до мыса Погиби.

Строительство железнодорожного тоннеля было поручено МВД  и МПС СССР (железнодорожные пути, и тоннельные работы). Пуск в эксплуатацию туннеля был запланирован к концу 1955 года. Строительство железнодорожных веток и тоннеля вели в основном условно-досрочно освобождённые, а также вольнонаемные специалисты, военнослужащие и заключенные.  К началу 1953 года общая численность железнодорожных строителей по обе стороны пролива составляла более 27 тыс. человек. На подготовки к строительству туннеля было занять 3,7 тыс. человек. К весне 1953 года проходка первой шахты на материке диаметром в 8,5 метров и глубиной 80 метров была завершена.
image009.jpg
http://s019.radikal.ru/i639/1204/b9/0eb2e13090f3.jpg

По официальной версии после смерти советского вождя Иосифа Сталина из-за  массовой амнистии заключённых работы были свёрнуты. Но в воспоминаниях очевидцев эта версия отвергается, так как большинство строителей еще восемь месяцев дожидались  возобновления строительства.  Получается, что стройка была  закрыта новыми мелкими кремлевскими вождями назло Сталину и жителям Сахалина.

В 1973 году южнее мыса Лазарева  начала действовать железнодорожная паромная переправа  Ванино-Холмск, так как основной промышленный потенциал Сахалина расположен в южной части острова.

«Умом Россию не понять». Сахалинская область продолжает испытывать транспортные проблемы. Нет  устойчивой круглогодичной связи с материком, особенно зимой и в штормовую погоду, когда прекращается паромное сообщение.

Периодически появляется и затухает идея строительства туннеля или моста (например, в 1992, 2000, 2008 годы). В 2013 году  прошло согласование  очередного ТЭО железнодорожного мостового перехода.

О Сахалинском тоннеле периодически  устраивают российские телешоу с мечтами о его очередном строительстве. Вероятно, мечты осуществлятся после нормализации отношений с Японией, которая может получить транспортный выход  в Сибирь и далее, а так же после строительства моста через Керченский пролив в Крым.

Во Владивостоке ударными темпами был построен один из крупнейших в мире вантовых мостов  на остров Русский с постоянным населением  немногим более 5 тыс. жителей. Уже столетие страна не может построить туннель или мост на Сахалин, где в 1990 году проживало почти 700 тыс. жителей, а осталось при чрезмерном развитии дикого капитализме 470 тыс.

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало)

Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка 
Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада»
Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт


Tags: Дальний Восток, Россия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments