Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Мыс Лазарев. Сталинский секретный туннель
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://www.esosedi.ru/fiber/144815/fit/1400x1000/lazarev_1_jpg.png

Мыс Лазарев. На горизонте видны берега Сахалина.

Поселок городского типа Лазарев расположен в Николаевском районе Хабаровского края на одноимённом мысе пролива Невельского в 7,3 км от острова Сахалин.
Поселок Лазарев возник  как рыболовецкое поселение. В 1939 году здесь проживало 190 человек. В 1948 году согласно постановлению советского правительства создаётся рыбозавод, и поселение получает ранг поселка городского типа.  После ударного труда рыбаков к началу 70-х годов рыбозавод ликвидировали.  Создание базы активного морского рыболовства было нецелесообразно из-за удаленности  от районов добычи, сложной навигационной обстановки в проливе Невельского и отсутствия сухопутных путей круглогодично пользования.

В период Великой Отечественной войны в связи со строительством первой очереди нефтепровода Охта (Сахалин) — Комсомольск-на-Амуре возник посёлок  эксплуатационников,  который получил дальнейшее развитие после ввода второй и третьей нитки  нефтепровода и прокладки газопровода.


image003.pngВ 1951 – 1953 гг.  на мысе Лазарева велось крупномасштабное строительство  Министерством путей сообщения железнодорожное туннеля в самом узком месте пролива Невельского для выхода БАМа к Сахалину.  После смерти Сталина в середине 1953 года строительство было прекращено.

По генплану 1963 года, разработанного институтом Хабаровскрайпроект (1963)  в посёлке Лазарева в 1970 году планировалась численность населения в 5,3 тыс. человек. Фактическая численность составила 2,5 тыс. и уменьшилась к 2014 году до 1, 2 тыс. жителей.

В начале семидесятых годов поселок Лазарев представлял три самостоятельных поселения  работников морпорта, леспромхоза и  эксплуатационников  нефтепроводов (см. рисунок). Из-за узковедомственного подхода  и отсутствия  единого генплана поселки эксплуатационников нефтепроводов  и леспромхоза были построены в пределах охранной  и взрывоопасной зоне  трубопроводов  и подлежали сселению. Разбросанность поселков не позволяет создать  единую социальную инфраструктуру.>

image005.jpg

К настоящему времени в поселке имеется нефтебаза (участок перекачки сахалинской нефти),  остались воспоминания о рыбозаводе, леспромхоз обанкротился, но частники ведут заготовку еще не вырубленного леса. Морской порт не действует.

Современный вид поселка Лазарев
image007.jpg
http://kfss.ru/images/stories/obj/sah-tunnel/sah-tunnel_02.JPG

Идее строительства сахалинского туннеля уже более века. По инициативе вождя советского народа Иосифа Сталина  принимается секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года о сооружение тоннеля и резервного морского парома через Татарский пролив от мыса Лазарева до мыса Погиби.

Строительство железнодорожного тоннеля было поручено МВД  и МПС СССР (железнодорожные пути, и тоннельные работы). Пуск в эксплуатацию туннеля был запланирован к концу 1955 года. Строительство железнодорожных веток и тоннеля вели в основном условно-досрочно освобождённые, а также вольнонаемные специалисты, военнослужащие и заключенные.  К началу 1953 года общая численность железнодорожных строителей по обе стороны пролива составляла более 27 тыс. человек. На подготовки к строительству туннеля было занять 3,7 тыс. человек. К весне 1953 года проходка первой шахты на материке диаметром в 8,5 метров и глубиной 80 метров была завершена.
image009.jpg
http://s019.radikal.ru/i639/1204/b9/0eb2e13090f3.jpg

По официальной версии после смерти советского вождя Иосифа Сталина из-за  массовой амнистии заключённых работы были свёрнуты. Но в воспоминаниях очевидцев эта версия отвергается, так как большинство строителей еще восемь месяцев дожидались  возобновления строительства.  Получается, что стройка была  закрыта новыми мелкими кремлевскими вождями назло Сталину и жителям Сахалина.

В 1973 году южнее мыса Лазарева  начала действовать железнодорожная паромная переправа  Ванино-Холмск, так как основной промышленный потенциал Сахалина расположен в южной части острова.

«Умом Россию не понять». Сахалинская область продолжает испытывать транспортные проблемы. Нет  устойчивой круглогодичной связи с материком, особенно зимой и в штормовую погоду, когда прекращается паромное сообщение.

Периодически появляется и затухает идея строительства туннеля или моста (например, в 1992, 2000, 2008 годы). В 2013 году  прошло согласование  очередного ТЭО железнодорожного мостового перехода.

О Сахалинском тоннеле периодически  устраивают российские телешоу с мечтами о его очередном строительстве. Вероятно, мечты осуществлятся после нормализации отношений с Японией, которая может получить транспортный выход  в Сибирь и далее, а так же после строительства моста через Керченский пролив в Крым.

Во Владивостоке ударными темпами был построен один из крупнейших в мире вантовых мостов  на остров Русский с постоянным населением  немногим более 5 тыс. жителей. Уже столетие страна не может построить туннель или мост на Сахалин, где в 1990 году проживало почти 700 тыс. жителей, а осталось при чрезмерном развитии дикого капитализме 470 тыс.

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (начало)

Маньчжурские империи. На геополитических рубежах пяти Великих океанов
Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке
Амур. Тырский утес. Исторический российский форпост буддизма

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего (продолжение)
Проданный Амур-батюшка 
Нижний Амур. Золотой, но уплывший актив региона
Нижний Амур. Маго. Как гибнут несостоявшиеся города
Николаевск-на-Амуре. Патриарх амурских городов
Мыс Лазарев. Воспоминания о сталинском туннеле
Советская Гавань. Там где затонул фрегат «Паллада»
Тумнин. Горячие источники. Дальневосточный курорт



?

Log in

No account? Create an account