
http://www.focusvideo.ru/jj/bb/1.jpg
Среди негативных местных природных брэндов доминируют жара, засуха, суховей (астраханский дождь, пыльные бури), тростниковые палы. Постоянный природный брэнд — астраханская жара до +40, +45 градусов Цельсия в дневные часы с ночной прохладой в полночь до +35. В речной воде можно встретить змей, даже если и ужей, желание купаться может пропасть надолго. С конца мая и до начала июля огромные полчища кровососущих насекомых — мошкА (с ударением на «А») и комары дают понять, кто в доме природы хозяин. Они были до и после строительства Волжской ГЭС, но в результате зарегулирования паводка в Волго-Ахтубинской пойме, половодье растянулось во времени на радость кровососам.
Летом 2015 года разразилась экологическая катастрофа в Волго-Ахтубинской пойме. Такого маловодья на Волге не было сто лет. Одной из причин называют малоснежные зимы. Из-за небывало малого сброса воды Волжской ГЭС вода не зашла в пойму, многие ерики и ильмени высохли, а пойменные луга погибли. Мнения экологов и представителей государственных органов не совпадают[1].
Местные экологи винят гидроэнергетиков. Сброс воды на ГЭС начался позже обычного со скоростью до 16 тыс. кубометров в секунду, а для достижения приемлемого уровня в пойме необходимо 25-26 тыс. кубов. Маловодные годы были и в прошлом, особенно 2006 год. Экологи считают, что катастрофические последствия для Волго-Ахтубинской поймы являются следствиями грубых нарушений разработанных еще в 80-е годы правил регулирования стоков Волго-Камского каскада. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Волжской ГЭС, составляет 6 копеек за киловатт в час, а цена реализации – шесть рублей. Выгоднее электроэнергию вырабатывать в больших объемах зимой, потому что темное время суток больше и холода, и поэтому через турбины сбрасывают максимальные расходы воды. А на весну не хватает. При капитализме бизнес превыше всего. По мнению ихтиологов, для полного восстановления рыбных ресурсов Волго-Ахтубинской пойме потребуется как минимум десятилетие при достаточном объеме воды.
Специалисты «РусГидро» не согласны с экологами и утверждают, что режим работы и объемы сбросов через гидростанции Волжско-Камского каскада устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов и определяет на основе рекомендаций разных ведомственных и региональных водопотребителей сколько воды должен пропустить через себя каждый гидроузел. При этом главным приоритетом является обеспечение бесперебойного водоснабжения населения и социально-значимых объектов даже в самых экстремальных ситуациях. Снегозапасы прошедшей зимой были фактически в 2 раза меньше, чем положено по норме. В 2014 году ситуация со снегом сложилась аналогичная, однако тогда обстановка была более благоприятной. В полноводный 2013 год были накоплены существенные запасы в Куйбышевском, Рыбинском и Камском водохранилищах. В результате два неблагоприятных фактора – маловодный приток и низкий запас воды в водохранилищах – привели к необходимости экономии и ограничении обводнения Волго-Ахтубинской поймы.
Утверждения экологов про катастрофические последствия для Волго-Ахтубинской поймы вследствие якобы грубых нарушений правил регулирования стоков Волго-Камского каскада не обоснованы. Поэтому утверждения о выгодах выработки электроэнергии зимой также далеки от истины. Максимальные расходы через Волгоградский гидроузел всегда в период половодья и специальных обводнительных попусков.
Для комплексного решения проблемы разрабатывается долгосрочная концепция обводнения Волго–Ахтубинской поймы.
Затянулось и завершение строительства каскада ГЭС и водохранилищ на Волге. Начатое в 1968 году строительство Чебоксарской ГЭС не завершено до настоящего времени.
Гидроузел функционирует на пониженной отметке в 63 метра из-за хозяйственных и экологических противоречий между волжскими регионами. Оптимальная проектная отметка уровни воды должна достигать 69 метров. В результате маловодья в летний сезон не могут проходить участок водохранилища четырёхпалубные круизные суда.
Путешествие на Нижнюю Волгу
в поисках торжества российского капитализма
Нижнее Поволжье. Из истории строительства железных дорог
Авиационно-испытательная столица и родина первого российского космодрома
Астраханские брэнды. Икра, помидоры и арбузы
Воспоминания о пиве с астраханской воблой
Астраханский Армагеддон
Коварный враг с крылышками атакует «русский мир».
Будет ли жареная саранча российским брэндом?
Воспоминания о сталинском плане преобразования природы
Митрофан Орлов. Победитель астраханских песков
Астраханская сирень и другие скромные герои песчаного фронта
Астрахань. Южный форпост и каспийская столица России
От Хаджи-Тархана к Астрахани. Великие стратеги Иван Грозный и Петр Великий
Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин
Братская могила под царским постаментом
Судьба астраханского Сталина
Астрахань лицом к светлому капиталистическому будущему
От «Модерна» к «Октябрю». Кинотеатр-дендропарк
Астраханская «Аркадия»
Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге
Пионерский лагерь. «Взвейтесь кострами, синие ночи!»
Харабали. Город с сельской душой
Харабали в ретро фотографиях
Вольное. От красных партизан, назад в капитализм
Тамбовка. История села
Тамбовка. Воспоминания детства
Тамбовка современная
В журнале «Ландшафты жизни» и на портале «Институт геополитики» были опубликованы следующие статьи и посты о Нижнем Поволжье:
Золотая Орда. «Страна разгула и торговли»
Сарай-Бату
Волго-Ахтубинская пойма. Степь
Волжское Понизовье. После Золотой Орды
Русская колонизация Волжского Понизовья
Забытая соляная гора Чапчачи
Хошеутовский хурул Победы
Земной рай в окружении ядерных взрывов
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье
Ландшафты жизни. «Страна разгула и торговли»
Ландшафты жизни. Память. Родители
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье. Детство
Ландшафты жизни. Астрахань. Интернат