?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин» о советской милиции 30-х годов. Фильм  снимался без декораций.  Через полвека после времени действия героев фильма режиссер нашел реалистическую натуру в Астрахани.

Канал 1 мая (бывший Варвациевский канал)  отделял в прошлом Белый город от расположенных южнее слобод, где традиционно селились татары и другие мусульмане. Сегодня здесь восстановлены мусульманские мечети, построена новая армянская церковь.  В советское время этот район, получивший название Криуши, пользовался дурной славой. Время здесь не только остановилось, но пошло вспять.

Особенно на меня в молодости неизгладимое впечатление производила Бакинская улица. Можно было сесть на кольцевой трамвай и совершить путешествие в  прошлое. Пешком это было сделать труднее, можно было застрять в болотистой грязи. И не мудрено, в старину здесь  был обширный овраг.

Советский режиссер Алексей Герман решил снять фильм по повести своего отца-писателя  Юрия Германа «Лапшин». Съемочная группа проделала титаническую работу в поисках места для съемок. Прошло уже полвека после событий, описанных в повести, в стране бушевал развитой социализм, и только благодаря Астрахани удалось найти  застывшее время.

Как я уже писал ранее, после Великой Отечественной войны многие годы советская власть выделяла средства для восстановления разрушенных  городов, а так же на новые стройки коммунизма и было не до Астрахани. Правда, к 400-летию города в 1958 году  у кремлёвской стены создали ансамбль новой центральной площади имени Ленина с памятником вождю всемирного пролетариата.

Алексей Герман «нашёл» Астрахань в архивах, где обнаружил вырезку из газеты со снимками деревянной арки у речного вокзала и гипсовых пионеров у фонтана. Решение было принято,  и большая часть фильма снималась в волжском городе, где в изобилии нашлись улицы  с покосившимися и вросшими в землю домами  и трамвайными путями, проложенными по болотистым улицам с камышами.

Кадр из фильма. Деревянная  арка у речного вокзала и куда-то спешащий (убегающий)  от  не виртуальной реальности Ленин (?). Редкая скульптура без  поднятой руки с указующим пальцем  в сторону светлого будущего.
image003.jpg

Натуральный реализм режиссер достигнул в ущерб социалистического реализма. И фильм  лег на полку.  И как мне рассказывали, кого-то из важных деятелей коммунистической  партии фильм искренне возмутил своей беспросветностью бытия. Ему пробовали объяснить, что это современная Астрахань. На что деятель ответил, что тем более, это нельзя показывать. И он был по-своему прав, социалистический реализм  должен отражать действительность, которая должна быть, как например, в  фильме «Кубанские казаки».

Уже после выхода фильма на экраны страны Германа упрекали, что он оболгал 30-е годы, хотя он снимал настоящие бараки из эпохи развитого социализма.

Первый вариант фильма с названием «Начальник опергруппы»  был закончен в 1982 году, окончательный в 1984 году. Начальник уголовного розыска провинциального города Иван Лапшин без лишних слов добросовестно и жестко  делает свое дело. Но его нельзя упрекнуть в равнодушии к людям. У Лапшина были друзья и женщина, которую он любил.  Фильм был приключенческий и о любовном треугольнике, но главное  для режиссера была задача передать атмосферу тридцатых годов, а точнее зимы и весны 1935/36 годов. В основу сценария было положено реальное уголовное  дело.

Лапшин блистательно сыграл Андрей Болтнев, в фильме снимались Алексей Жарков, Андрей Миронов и Нина Русланова.

Высоких милицейских чинов фильм так же возмутил. На это Алексей Герман парировал:  «Пусть лучше заботятся, чтобы у них сейчас всё было по закону, а за правду того, что у меня показано про 30-е годы, я ручаюсь. Я же не говорю, что так, как было, хорошо, я говорю, что так было».

По сценарию фильм требовалась снимать в пасмурную погоду и обязательно со снегом. И в южной Астрахани, несмотря на предупреждения, повезло киносъемочной экспедиции с нужной погодой.

Лапшин (Андрей Болтнев) и журналист Ханин (Андрей Миронов)
image005.jpg
Алексей Герман гордился тем, что после выхода фильма на экран отцовского «Лапшина» переиздали большим тиражом (385 тысяч).

Другие посты из цикла «Ландшафты кино»:
«А зори здесь тихие». Лучший фильм китайского народа
Самый эротичный фильм о строителе коммунизма
Добро пожаловать. Пародия на советскую действительность и главного кукурузовода страны


Астрахань. Южный форпост и каспийская столица России
От Хаджи-Тархана к Астрахани. Великие стратеги Иван Грозный и Петр Великий
Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин
Братская могила под царским постаментом
Судьба астраханского Сталина
Астрахань лицом к светлому капиталистическому будущему
От «Модерна» к «Октябрю». Кинотеатр-дендропарк
Астраханская «Аркадия»
Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге
Пионерский лагерь. «Взвейтесь кострами, синие ночи!»