?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Что общего между царем Николаем II, вождем всемирного пролетариата и академиком Петром Капицей?
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image009.jpg
Борис Кустодиев «Царь Николай Второй» (1915)

Борис Кустодиев единственный русский художник, писавший портреты царя Николая Второго, вождя всемирно пролетариата Владимира Ленина и будущих  знаменитых советских ученых, ставшими лауреатами Нобелевской премии.

Преддверие Октября (речь В.И. Ленина у Финляндского вокзала)
image011.jpg

Владимир Ленин. Рисунок Кустодиева
image013.jpg

В 2011 году в журнале «Наука  и жизнь» была опубликована статья Юрия Лебедева «Мы пока не знамениты…»[1] об истории портрета академиков Петра Капицы  и Николая Семенова  кисти Кустодиева.
image015.jpg
Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова. 1921 год.
Со слов художника, в 1920 году тогда еще молодые, но в будущем известные физики пришли  в его студию и сказали буквально следующее: «Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас».

После окончания работы принесли и роскошный для голодного времени гонорар — петуха и мешок пшена.  Картина получила официальное название  «Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семёнова», хотя в 1921 году такого звания  у молодых учёных не было.


Художник в то время работал над заказной картиной «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей) и на основе двойного  портрета молодых ученых изобразил их на этой картине в центре на переднем плане в толпе «ликующих граждан».

image016.jpg
На «праздничном» портрете в честь Коминтерна собеседники напомнили  автору статьи в «Науке и жизни»  булгаковского Воланда и Фагота-Коровьева (в диалоге на сцене Варьете). Воланд-Семёнов, изящным жестом указывая на карнавально-балаганное веселье окружающих, как будто говорит Коровьеву-Капице: «Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить… Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… аппаратура, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» На что Коровьев-Капица, слегка ухмыляясь, отвечает: «Они — люди как люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

***
Я видел живописные полотна Кустодиева во многих российский и зарубежных музеях.  В 80-е годы на выставке картин Кустодиев в Художественном музее Киева я узнал, что его произведения  имеются в  личной коллекции академика Петра Капицы.


image018.jpgВ 2012 году аукционный дом Christie's выставил на продажу картину Бориса Кустодиева «Извозчик» (1923) из личной коллекции  академика, лауреата Нобелевской премии   Петра Капицы.  Академик был в молодости другом художника и приобрел эту картину в 1936 году у его вдовы. Это знаменитое полотно демонстрировалось в 1924 году на выставке русского искусства в Нью-Йорке.

Извозчик оценивался  Christie's в $2,4-3,2 млн. и был продан анонимному покупателю за $7 млн.


Что вынудило продать картину из коллекции Петра Капицы мне не известно. Уже нет в живых сыновей  Петра Капицы — Андрея Петровича и Сергея Петровича.
Я знал Андрея Петровича, который был моим деканом геофака МГУ, и уверен, что при жизни сыновей коллекция отца была бы цела.

***
В Астрахани местная картинная галерея при советской власти носила имя Бориса Кустодиева. Но с возвращением в капитализм галерея получил имя своего основателя Павла Догадина (1876 – 1919), а в 2002 году в волжском городе был открыт дом музей Б.М. Кустодиева в старом усадебном доме.

Ландшафты живописи
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем
Борис Кустодиев. Самый жизнерадостный «богатырь русской живописи»,
прикованный недугом
Что общего между царем Николаем II, вождем всемирного пролетариата и
академиком Петром Капицей?

Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам
Лондонская национальная галерея. Гимн английской лошади
Дрезден. Дворец Цвингер. «Спящая Венера» и «Шоколадница»
Густав Климт. Певец голой правды
Пабло Пикассо. Дух Андалузии
Клод Моне. Впечатление
Сальвадор Дали и его Гала