
Эмблема Мариинского ведомства, курирующего благотворительность в Российской империи. Пеликан кормит своей кровью птенцов, что символизирует любовь родителей к детям и попечение государя о своём народе.
Императрица Мария Федоровна (1759, Шеттин – 1828, Павловск) — вторая супруга российского императора Пава I и мать императоров Александра I и Николая I — была у истоков крупнейшей российской благотворительной организации – Императорского Человеколюбивого общества и главой попечительского совета Воспитательных домом. И почти через два столетия хочется выразить признательность императрицы, которая до перехода в православие именовалась принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, то есть была немкой. Она была последовательницей другой великой немки, ставшей российской императрицей Екатериной Великой. Мария Фёдоровна продолжила дело Екатерины Великой и её личного секретаря. В 1797 году по указу императора Павла I воспитательные дома переходили под личное покровительство царской семьи.
Подробно:
Екатерина Великая
Великий государственник
От Века Просвещения к шоу-бизнесу
Если бы такая «проститутка» управляла Украиной…
Екатерина Великая
Великий государственник
От Века Просвещения к шоу-бизнесу
Если бы такая «проститутка» управляла Украиной…
Количество незаконнорождённых младенцев и просто подкидышей было так велико, что в 1797 году власти пришлось ограничить численность детей в Воспитательных домах, чтобы сократить смертность среди них. Остальных стали отдавать в деревни в семьи государственных и царских крестьян на воспитание с целью прививки к сельскому хозяйству. Мальчиков оставляли у крестьян до 18-летнего возраста, а девочек до 15 лет.
После смерти Марии Федоровны в 1828 году было создано Мариинское ведомство по управлению благотворительными, женскими и специализированными учебными заведениями. К началу 20 века только в Москве и Петербурге находилось 339 приютов, 140 учебных заведения и 4 лечебницы. При этом рушится принцип доступности приюта. Воспитательный дом становится сословным для незаконнорождённых дворянских детей. Дети с неизвестным происхождением отправлялись в провинциальные дома и становились государственными крестьянами. Для их обучения создали около ста сельских школ, где работали выпускники из собственной учительской семинарии. К 1905 году в них училось и содержалось 33 тыс. человек.
К началу 20 века в России появилась потребность в создании системы высшего педагогического образования. В Петербурге на основе Бестужевских женских педагогически курсов и гимназии при Воспитательном доме создается в 1911 году женский педагогический институт. Это единственное учебное заведение царской России давало женщинам высшее педагогическое образование. В стенах воспитательного дома работали лучшие профессора, которые заложили традиции классического университетского образования.
В честь императрицы Марии Федоровны названы Мариинская водная система, Мариинская больница в Петербурге и ряд населённых пунктов.
Императорский Воспитательный дом в Москве был заложен в 1764 году на набережной Москвы-реки в непосредственной близости от Кремля. До революции это здание-дворец было крупнейшим в Москве (длина фасада вдоль набережной 379 метров).

Здание Воспитательного дома построено по инициативе Ивана Бецкого — видного деятеля русского Просвещения и личного секретаря императрицы Екатерины Великой. Князь — внебрачный сын князя Ивана Трубецого и шведской баронессы — молодые годы провёл в Стокгольме, где его отец, будущий российский фельдмаршал, пробыл в шведском плену 18 лет. Главную цель своей деятельности князь видел в преобразовании всего российского народа путем воспитания.
Надпись на надгробии князя в Александро-Невской лавре:
«Ты милосердья полн, любови,
Спасал, хранил, учил, писал;
Кто блеск метал – ты устранялся;
Кто богател – ты ущедрялся;
Кто расточал – ты жизнь берег;
Кто для себя – ты жил для всех».

http://c1038.r38.cf3.rackcdn.com/group3/building29474/media/042jn7b.jpg
По предложению Ивана Белецкого в Санкт-Петербурге был так же построен Воспитанный дом и открыто «воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт). Воспитательный дом в Петербурге готовил специалистов со средним специальным образованием. Из юношей готовили канцелярских служащих, фельдшеров, фармацевтов, садоводов, некоторых отправляли служить в военно-морской флот. Девушки получали в основном педагогическое образование и устраивались гувернантками, домашними наставницами, учителями в сельских школах. Каждый способный воспитанник мог продолжить образование в университете или других вузах.

В бывшем петербургском воспитательном доме разместился Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Перед зданием памятник русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823 – 1870) — основоположнику российской научной педагогике. Он в 1855-1859 годы был чиновник министерства просвещения, инспектором и педагогом воспитательного дома.

http://fullref.ru/files/164/372abd9f38aabfb9f8d680edee67e07d.html_files/27.jpg
Великие немки у истоков российской благотворительности
Николаевский городок. Царский подарок пролетарскому государству