dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Великие немки у истоков российской благотворительности

Владимир Дергачев
image001.jpg
Эмблема Мариинского ведомства, курирующего благотворительность в Российской империи. Пеликан кормит своей кровью птенцов, что символизирует любовь родителей к детям и попечение государя о своём народе.

Императрица Мария Федоровна (1759, Шеттин – 1828, Павловск)  — вторая супруга российского императора Пава I и мать императоров Александра I  и Николая I — была у истоков крупнейшей российской благотворительной организации – Императорского Человеколюбивого общества и главой попечительского совета Воспитательных домом.  И почти через два столетия хочется  выразить признательность императрицы,  которая до перехода в православие именовалась  принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, то есть была немкой. Она была последовательницей другой великой немки, ставшей российской императрицей Екатериной Великой.  Мария Фёдоровна продолжила дело  Екатерины Великой и её личного секретаря. В 1797 году по указу императора Павла I   воспитательные дома переходили под личное покровительство царской семьи.


Количество незаконнорождённых младенцев и просто подкидышей было так велико, что  в 1797 году власти пришлось ограничить численность детей в Воспитательных домах, чтобы сократить смертность среди них. Остальных стали отдавать в деревни в семьи государственных и царских крестьян на воспитание с целью прививки  к сельскому хозяйству. Мальчиков оставляли у крестьян до 18-летнего возраста, а девочек до 15 лет.

После смерти Марии Федоровны в 1828 году было создано Мариинское ведомство по управлению благотворительными, женскими и специализированными учебными заведениями. К началу 20 века только в Москве и Петербурге находилось 339 приютов, 140 учебных заведения и 4 лечебницы. При этом рушится принцип  доступности приюта. Воспитательный дом становится  сословным для незаконнорождённых дворянских детей. Дети с неизвестным происхождением отправлялись  в провинциальные дома и становились государственными крестьянами. Для их обучения создали около ста сельских школ, где работали выпускники из собственной учительской семинарии. К 1905 году в них училось и содержалось 33 тыс. человек.

К началу 20 века в России появилась потребность в создании системы высшего педагогического образования. В Петербурге на основе Бестужевских женских педагогически курсов и гимназии при Воспитательном доме создается в 1911 году женский педагогический институт. Это единственное  учебное заведение царской России давало женщинам высшее педагогическое образование. В стенах воспитательного дома работали лучшие профессора, которые заложили традиции классического университетского образования.

В честь императрицы Марии Федоровны названы Мариинская водная система, Мариинская больница в Петербурге и ряд населённых пунктов.

Императорский Воспитательный дом в Москве был заложен в 1764 году на набережной Москвы-реки в непосредственной близости от Кремля. До революции это здание-дворец было крупнейшим в Москве (длина фасада вдоль набережной 379 метров).
image003.jpg

Здание Воспитательного дома построено по инициативе Ивана Бецкого — видного деятеля русского Просвещения и личного секретаря императрицы Екатерины Великой. Князь — внебрачный сын князя Ивана Трубецого и шведской баронессы — молодые годы провёл в Стокгольме, где его отец, будущий российский фельдмаршал, пробыл в шведском плену 18 лет. Главную цель своей деятельности князь видел в преобразовании всего российского народа путем воспитания.

Надпись на надгробии князя в Александро-Невской лавре:
«Ты милосердья полн, любови,
Спасал, хранил, учил, писал;
Кто блеск метал – ты устранялся;
Кто богател – ты ущедрялся;
Кто расточал – ты жизнь берег;
Кто для себя – ты жил для всех».

В московском Воспитательном доме с 1953 размещалась  Артиллерийская инженерная академия имени Ф. Э. Дзержинского, с 1997 года — Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН).
image005.jpg
http://c1038.r38.cf3.rackcdn.com/group3/building29474/media/042jn7b.jpg


По предложению Ивана Белецкого в Санкт-Петербурге  был так же построен Воспитанный дом и  открыто «воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт). Воспитательный дом в Петербурге  готовил специалистов со средним специальным образованием. Из юношей готовили канцелярских служащих, фельдшеров, фармацевтов, садоводов, некоторых отправляли служить в военно-морской  флот. Девушки получали в основном педагогическое образование и устраивались гувернантками, домашними наставницами, учителями в сельских школах. Каждый способный воспитанник мог продолжить образование в университете или других вузах.
image007.jpg

В бывшем петербургском воспитательном доме  разместился Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Перед зданием памятник русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823 – 1870) —  основоположнику российской научной педагогике.  Он в 1855-1859 годы был чиновник министерства просвещения, инспектором и педагогом воспитательного дома.
image009.jpg
http://fullref.ru/files/164/372abd9f38aabfb9f8d680edee67e07d.html_files/27.jpg
Tags: Российская империя, Россия, благотворительность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments