?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Ротенбург. Как «Волшебный напиток» спас город
Ландшафты жизни
dergachev_va
Фотографии Антона Дергачева, комментарий Владимира Дергачева
image001.jpg
Исторический праздник «Волшебный напиток» проходит  ежегодно на Троицу в Императорском зале и с историческим шествием в красивых средневековых костюмах. Этот праздник,  посвященный чудесному спасению города в 17 веке, местные жители проводят ежегодно с 1881 года.

Приводим повторно еще одну версию этого события.  В 1631 году протестантский Ротенбург был осажден и после длительной осады захвачен объединенными войсками Католической лиги. Командующий войсками фельдмаршал граф Тилли был настолько взбешён упорным сопротивлением горожан, что приказал разграбить и уничтожить непокорный город.

Но бургомистру Ротенбурга Георгу Нушу удалось заключить с победителями пари. Граф Тилли обещал пощадить город, если бургомистр или кто-нибудь из членов Городского совета залпом выпьет 3,5-литровый кубок доброго франконского вина.  И бургомистр совершил этот патриотический поступок, чтобы спасти город. «Подвиг» вошел в историю Ротенбурга под названием «Мастерский глоток».

Правда, скептики утверждают, что в приложение к винному кубку  была заплачена солидная контрибуция.   В праздничные дни попасть на этот праздник в Ротенбург можно за 3 евро.

image003.jpg

image005.jpg

image007.jpg

image009.jpg

image011.jpg

image013.jpg

image015.jpg

В начале сентября проходит праздник Вольного Имперского города Ротенбург-на-Таубере. Граждане в костюмах средневековья разыгрывают историческое действо с пальбой из пушечек, фейерверками и пасторальными танцами. Сказочно красиво.

Ежегодно проводится профессиональный праздник гильдии овцеводов.

Перед католическим рождеством организуется рождественский рынок. Музей немецкого Рождества, включая магазин «Рождественская деревня», расположен в  пяти старинных городских домах. Идея музея возникла у местного предпринимателя, открывшего в 1977 году  в городе  магазин елочных игрушек. В экспозиции музея представлены многочисленные Санта-Клаусы, Щелкунчики, елочные игрушки и прочие рождественские украшения.

По экспонатам можно изучать историю Рождества Христова. Его впервые отметили 25 декабря 354 года в Риме. В Германии Рождество впервые официально праздновалось в 813 году в Майнце, хотя сам термин появился в 1170 году в поэме баварского поэта.  До 14 века рождественские торжества были исключительно религиозной церемонией. Лишь в 17 веке Рождество начали праздновать дома, а к 19 веку оно стало неотъемлемой частью немецкой культуры.

Первые упоминания о елке, украшенной Гильдией пекарей Фрайбурга, относятся к 1419 году. Как и их предки-язычники, немцы украсили дерево яблоками, вафлями, орехами и имбирными пряниками. Позже на дерево стали вешать бумажные цветы, конфеты, сыры и колбаски, чтобы доставить радость детям. С развитием технологий появились стеклянные, бумажные, хлопковые, проволочные и оловянные игрушки.

Вплоть до второй половины 16 века в Германии праздновали день святого Николая Мирского. По легенде, он в 4 веке  одаривал бедных жителей малазийского городка Миры подаркам в ночь на 6 декабря.Однако позднее в протестантских землях образ святого Николая заменили младенец Иисус и рождественский Дед, а традиция дарить детям подарки перешла со  Дня святого Николая (6 декабря)  на 25 декабря, символизируя собой дар волхвов маленькому Иисусу. Рождественский Дед был добродушным старичком с длинной белой бородой, одетым в красный тулуп с белым капюшоном и  с мешком подарков.

К исконно немецким символам Рождества можно отнести всевозможные пирамиды, подсвечники и люстры, которые жители Рудных гор мастерили к празднику. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами.

В музее представлена крупнейшая в мире частная коллекция Щелкунчиков (орехоколов) в количестве 458 штук, в том числе самый крупный  высотой 3,8 метра. Экспозиция рассказывает о пятисотлетней истории этой игрушки. В Тюрингии Щелкунчики известны с 1735 года.  В 1851 году была издана иллюстрированная книга сказок Гофмана (1776–1822) «Щелкунчик и Мышиный король». Рождественская сказка сделала популярным главного героя, а массовое производство позволило покупать Щелкунчиков всем слоям населения. Орехоколы делались преимущественно из твердых пород дерева, металла, иногда — из фарфора или слоновой кости. Со временем Щелкунчик стал коренастым мужичком с круглым носом-пуговкой и треуголкой.

***
Фестиваль пьес Ганса Сакса (шуточные представления в средневековых костюмах) проходит ежегодно по пятницам с мая по октябрь. За пределами Германии этого немецкого поэта знают не все. Поэтому можно ознакомиться с фрагментами стихотворения Ганса Сакса «Горько-сладкая супружеская жизнь».

Или с фрагментами стихотворения о вредном пороке «Короткая беседа о пьянстве»:
«Гуляя вечером погожим,
Я встретился с одним прохожим,
Который был весьма хмелен;
Горланил и ругался он
На радость малым ребятишкам:
Сбежалось их десяток с лишком
Глазеть, как он бредет, мыча
И плащ по грязи волоча….»

Поэт пристыдил пьянчужку, на что он ответил:

«Мне жить тогда в пустыне надо, —
Сказал он. — Ведь вино — отрада
И богачей и бедняков.
Обычай у людей таков,
И выпивка в чести повсюду;
Так что ж, я всем перечить буду?”
“Разумный счастлив не вином:
Он ищет радостей в ином.
Не видит в том себе почета,
Что кружкой чокнется с ним кто-то.
Сдается мне, что сам ты рад,
Когда тебя вином поят”.
Он молвил: “Ни при чем тут радость:
Потом во рту такая гадость
И мучат рези в животе...
Да как откажешь? Живо те,
Кто угощал, тебя ославят,
Стыдиться пред людьми заставят...»

«Позор, мой друг, ты видишь в том,
Что не захочешь быть скотом, —
Сказал я. — В этом нет позора,
И не грозит с друзьями ссора,
Когда ты ловко и умно
На приглашенье пить вино
Ответишь вежливым отказом».
Он молвил, не моргнувши глазом:
«А я со всяким пить готов».
«Тогда не стоит тратить слов, —
На это возразил ему я. —
И если ты, беды не чуя,
Намерен пьянствовать и впредь,
Тебя лишь можно пожалеть.
Не впрок тебе увещеванья,
Но неизбежно наказанье:
Узнаешь с некоторых пор
Болезни, бедность и позор!
Тогда, пей воду ли, вино ли,
В желудке вечно будут боли,
А в голове сумбур и шум.
Тогда ты схватишься за ум,
Поймешь, что поведеньем глупым
Себя ты сделал полутрупом,
Что молодость растратил зря,
Обогащая шинкаря,
Что сам ты бед своих виновник...
Захочешь запереть коровник,
А уж; коровы-то в нем нет
Даю тебе благой совет:
Одумайся, пока есть время!
Трудись и не якшайся с теми,
Кто к пьянству любит подстрекать.
Лишь перестав вино лакать,
Ты избежишь удела злого, —
Запомни Ганса Сакса слово».
(Сакс, Ганс. Избранное. - М.: «Художественная литература», 1989, с. 265 - 268.)

Или еще краткие вирши  на злободневные темы:

За честным мужем и жена
Сама становится честна.


Известно — каждый поп и инок
Дом Божий превращает в рынок.


Давненько в мире так ведется:
Кто прост, тот к гибели несется!


Добро и ласку обнаружа,
Вы переделаете мужа.


Жена худая — злое зелье,
А добрая жена — веселье.


Чтоб мир в семье был укреплен,
Воспитывать должны вы жен.


Не надо верить без разбору
Услышанному разговору.


Не столь уж хороши мы сами,
Чтоб укорять других грехами.


Гони природу — все равно
Войдет не в двери, так в окно!
Сию природу в нашу плоть
С рожденья вкоренил Господь:

До гроба к женам оттого
Влечет мужское естество.
Не стало бы без вожделенья
Земному животу продленья!

Источник: http://www.wisdoms.ru/pavt/p210_2.html

Германия. Романтическая дорога
Бавария. Ротенбург-на-Таубере. Франкский Иерусалим. Побратим Суздаля
Ротенбург. Как «Волшебный напиток» спас город
Ротенбург. Прогулка по средневековому городу
Ротенбург. Прогулка по крепостной стене

Бавария. Романтическая дорога к альпийским замкам
Бавария. Замок Хоэншвангау
Бавария. Нойшванштайн. Лебединый замок
Бавария. Нойшванштайн. Лебединый замок в анфас и профиль
Бавария. Нойшванштайн. Мост Марии
Людовик Второй. «Сказочный король» с трагической любовью и смертью