dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Путешествие по Средней Азии. Часть третья. Колыбель мировых цивилизаций

Средняя Азия — колыбель мировых цивилизаций. Передо мной туристическая карта Узбекистана (издана в Москве в 1978 года), на обороте которой перечислены важнейшие достопримечательности по городам. На первом месте памятники вождю всемирного пролетариата из государства, которого не было в помине, когда Средняя Азия была в эпицентре мировых событий Евразии. И только после перечисленных памятников борцам за установление советской власти добавлены «памятники древнего зодчества» (так написано). Каково было об этом читать узбекам или таджикам, чтившим величие своего прошлого.

***
Средневековая Средняя Азия — не только поле жестоких битв, но и один из мировых полюс интенсивного информационного обмена и человеческой мысли на пересечении евразийских торговых путей. Полюс
Из Китая Великий Шелковый путь пролегал через Ланьчжоу и Дунган, где разветвлялся на два генеральных направления. Одна трасса шла по южным <берегам> пустыни Такла-Макан через Хотан, Яркенд, Кашгар в Бактрию и далее от Балха на север к Хиве и Ургенчу или на юг в Индию. Через Герат купцы получали выход в Персию к берегам Аравийского моря или через Нишапур в Константинополь, Антиохию и Каир. Другой маршрут Великого шелкового пути пролегал через Турфан на Самарканд и Бухару, далее к Византии через Нишапур или при неблагоприятной геополитической обстановке окольная дорога шла через низовья Волги и Дона или через Кавказ к Трапезунду, откуда купцы плыли в Константинополь. В конце VI века евразийский торговый путь между Византией и Китаем пролегал через Великий Тюркский каганат, Хорезм или Государство Сасанидов. В результате такой конфигурации, на Великом пути сложились срединные коммуникационные полюса, где сходились не только материальные торговые потоки, но и осуществлялся интенсивный информационный и культурный обмен. Местом встречи торговых караванов Востока и Запада была столица персидской провинции Хорасан Нишапур. Слава и блеск этой родины знаменитого поэта Омара Хайяма связаны с евразийской транзитной торговлей. Большим спросом в других странах пользовались и местные персидские ткани. Нишапур притягивал не только купцов, сюда отправлялись из дальних стран ради науки и поэзии. Между Нишапуром и Бухарой в низовьях Мургаба процветал город-оазис Мерв, превращенный монголами в пустыню. В Герате и Балхе сходились торговые пути из Византии, Китая, Индии и Хорезма.
***
Вероятно, в древности существовал, загадочный речной торговый путь из Индии в Каспий. Когда-то Узбой был водной артерией, пересекающий Туранскую низменность от Сарыкамышской котловины до Каспийского моря. Об этой умершей реке пишут на протяжении двух тысячелетий. Геродот упоминает о речном торговом пути из Индии к Каспию, который мог проходить по Амударье, впадающей в древности в Каспий.
***
Средневековая Средняя Азия дала миру имена блистательных личностей. В этом не было ничего удивительного, учитывая, какое внимание уделяли образованию местные правители, среди которых были и ученые.
Знаменитый призыв вождя всемирного пролетариата «Учиться, учиться и еще раз учиться» есть плагиат на слова пророка Мухаммеда: «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
***
image007
Бухара была столицей государства Саманидов и в 10 веке стала сосредоточием высокой культуры — известных всему евразийскому миру ученых, философов, математиков, медиков, писателей, поэтов (Рудаки и др.) Династия Саманидов правила в Средней Азии и Персии в 819 – 999 годы.


К востоку от Бухары в селение Афшана в 980 году родился Абу Али Хусейн ибн Абаллах ибн Сина (Авиценна, 980 - 1037) — всемирно известный персидский ученый, философ и врач. В год нашей поездки по Узбекистану по решению ЮНЕСКО отмечался 1000-летний юбилей со дня рождения Авиценны. Среди великих трудов человеческой мысли особое место занимает созданный не ранее 1023 года «Канон», пользующийся на протяжении нескольких веков заслуженной славой и авторитетом на Востоке и в Европе, особенно для медицинской науки и практики средневековья. В этом труде Ибн Сина сформулировал в виде семи правил искусства охраны здоровья:
 «поддержание гармоничности телосложения,
 выбор пищи и режим питания,
 очищение тела от всего излишнего;
 сохранение равновесия между органами тела;
 чистота всего, что втягивается ноздрями;
 чистота одежды и всего, с чем тело соприкасается;
 уравновешенность телесной и душевной жизни, к которым в известной мере относятся сон и бодрствование».

Еще один педагогический пассаж о воспитании ребенка, содержащий необходимость соотношения физического (телесного) и психического: «Необходимо обратить должное внимание на уравновешенность ребенка, что достигается предохранением ребенка от сильного гнева, сильного испуга, печали и бессонницы. Нужно постоянно быть готовым к тому, чтобы подать ему то, что он захочет и пожелает, и отстранить от него то, что он не любит. При этом достигается двоякая польза. Одна для души ребенка, ибо он с самого детства растет добронравным... Другая для тела, ибо злой нрав обусловливается различного рода дурной натурой, как равно, если злой нрав войдет в обычай, то он повлечет за собой соответствующую дурную натуру».
Существует множество переводов «Канона» на латинский язык, один из самых тщательных был издан во Львов в 1658 году.
***
Улугбек (великий бек, 1394 – 1449) известен не только как правитель тюркской державы, но и как выдающийся астроном и астролог. Он был внуком Тамерлана (Тимура, 1336 – 1405) — основателя империи Тимуридов, объединившей пространство Центральной Азии от Каспия до Индийского океана, от Малой Азии до Китая, со столицей в Самарканде.
***
А что в блистательную среднеазиатскую эпоху происходило в Европе? В 1204 году западноевропейские варвары (крестоносцы) победили культурную средневековую Византийскую империю, подвергнув страшному разгрому Константинополь. Византия, со временем восстановившись, просуществовала еще два с половиной века, в том числе благодаря Тамерлану. В жестокой схватке с Железным полководцем под Ангорой (Анкарой) в 1402 году проиграли турки-османы, продлив, таким образом, жизнь Византии.
В борьбе с Золотой Ордой Тамерлан дошел со своим войском до русского Ельца (1395) и повернул назад, хотя путь на Москву был открыт. Существует церковная предание, что москвичи в это время встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесённую в Москву для защиты от врага. Богородица явилась во сне Тамерлану, и он принял правильное решение.
После смерти Тамерлана в империи начались междоусобицы, которые, в конце концов, в результате очередного конфликта привели к убийству Улугбека. После провозглашения независимости Национальный университет Узбекистана носит имя Улугбека.
***
В Самарканде, а затем в Бухаре по приглашению местного правителя в 1068 – 1080 гг. жил и творил выдающийся персидский поэт и ученый Омар Хайям (1048 – 1131) из Нишапура. Он учился в медресе в Нишапуре, где блистательно окончил курс по мусульманскому праву и медицине. Продолжил обучение в признанном на Востоке центром культуры, науки и образования — Самарканде. Здесь в одном из медресе за свою ученость вскоре стал наставником. Вот два его знаменитых четверостишья:
«Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глотать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть».

***
«Как там в мире ином?» — я спросил старика,
Утешаясь вином в уголке погребка.
«Пей! — ответил. — Дорога туда далека.
Из ушедших никто не вернулся пока».

Резиденция бухарских правителей вплоть до 1920 года — цитадель Арк — самый древний архитектурно-археологический памятник Бухары (первое упоминание в 10 веке, основание крепости по данным археологических раскопок датируется 4 – 3 веком до н.э.).
image008
Самарканд или город барсов с 2,5 тысячелетней историей. На главной площади Регистан расположен знаменитый архитектурный ансамбль 15 – 17 веков с медресе Тилля-Кари («Покрытое золотом», 1646 – 1660) в центре, и расположенными зеркально друг к другу медресе Улугбека (1415 – 1420) и медресе Шердор («Медресе со львами», 1619 – 1636). Эти шедевры средневековой архитектуры в 2001 году объявлены ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества. В мире сохранились и другие средневековые архитектурные ансамбли. Но только в Регистане ты ощущаешь, что это гимн не только зодчим, но в первую очередь высокому образованию.
Медресе Улугбека является старейшим в архитектурно ансамбле Регистана. Его возвел правитель империи Тимуридов и ученый-астроном Улугбек.
Стены медресе Шердор покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображен герб Самарканда — Барсы с солнцем, а в центре арки помещено изображение свастики (вечности).Самарканд. Регистан.

Делегаты Географического съезда СССР на фоне медресе Улугбека (слева) и медресе Тилля-Кари.
image009

Путешествие по Средней Азии в поисках утраченной «дружбы народов» Киргизия
Узбекистан. Таджикистан
Колыбель мировых цивилизаций
Задолго до имитации болонского процесса
Возвращение к прозе советской эпохи

Путешествия на советский Кавказ в поисках утраченной «дружбы народов»

Пицунда. В ущелье Бзыбского хребта
Зимний месяц в Махинджаури (февраль 1969 года)
Кавказ. Приэльбрусье. Прерванный поход
Рассекреченная тайна армянского «Интуриста»
Польский вояж в закавказские республики
«Могущество державы Каспием прирастать будет»
Главный кремлевский политический театр
Азербайджан. Вдоль каспийского побережья
Привет трубадуру общечеловеческих ценностей из горного аула
Воспоминания о кавказской геополитике
Бронзовый символ советского Баку



Tags: Средняя Азия, Узбекистан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments