?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Крепость Воронич, где «славной старины не все следы истреблены...»
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://smolbattle.ru/data/attachments/124/124839-e266d7c0bf88c560d979667736179504.jpg

Городище Воронич с одноименной деревней расположено в 3 км к северо-западу  от посёлка Пушкинские Горы по соседству с усадьбой Тригорское на берегу реки Сороть.  В одноименной деревне проживает несколько десятков человек.  В 1936 году накануне 100-летия смерти Александра  Сергеевича  Пушкина  территория городища Воронич была включена в состав Пушкинского Заповедника.

Первое упоминание о Ворониче встречается в псковской летописи и датируется 1349 годом. Крепость была основана на холме при впадении речки Воронец в Сороть. Этот псковский пригород 14-16 веков стоял в первой линии приграничных укреплений, защищавших Псков и Великое Московское княжество с запада и юго-запада наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Дубков, Остров, Велье, Опочка и др.). Пригород, расположенный на тракте из Москвы и Пскова на Литву и Польшу вблизи переправы (средневекового моста)  через Сороть имел важное торговое значение, здесь ежегодно проводились ярмарки. Старая дорога из Москвы на Псков шла через Воронич.

Крепость располагалась на высоком холме и была обнесена деревянной стеной со сторожевыми башнями по углам. В ней располагались склады с оружием и боеприпасами, а также продовольствием. Внутри были «осадные клети», служившие убежищем для местных жителей, когда на город надвигалась опасность.
На территории крепости находилось два храма. Уцелела часть древнего фундамента Егорьевской церкви, сгоревшей в 1913 году. В 2007 году на месте  старого фундамента  воссоздали храм Святого Георгия. Также сохранились ограда из камня и древние каменные кресты (15 – 16 вв.), отреставрированные в 1984 году. При входе на погост можно увидеть сложенные древние каменные ядра от орудий, найденные во время раскопок.

В 16 веке до разорения польским королем Баторием Воронич был самым крупным пригородом Пскова с население более двух тысяч жителей. В 1587 году здесь было 65 лавочных мест, 39 дворов белых, 371 черный двор, 228 осадных клетей, 18 житниц, винные и пивные производства. Пригороду Вороничу подчинялся обширный  уезд.

Основными занятиями жителей были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Значительный доход местным крестьянам приносило выращивание и обработка льна. Были развиты гончарное и кузнечное ремесла. Большую часть населения Воронича, помимо ремесленников, военных, торговцев и землепашцев, составляло духовенство.

Воронич по свидетельству документов из архива местной епархии был крупным духовным центром Псковской земли, в нем и окрестностях находилось  несколько десятков церквей и монастырей. Главный храм – церковь Святого Георгия – располагался в центре крепости. На Ямской улице Горнего (Великого) посада (сейчас территория деревни Воронич) находились храмы Ивана Милостивого и Воскресения Христова, а также женский монастырь Успения Богородицы. На окраине посада, на «Буй-горе» стояла приходская церковь Ивана Предтечи. В ходе археологических раскопок в 1995 году обнаружены фрагменты поселения на правом берегу Сороти с храмами Космы и Дамиана (на их месте установлен и освещен крест), а так же Спасского монастыря «с Чичаковой горы». В церковных документах  упоминаются также Никольский, Ильинский, Покровский и Михайловский монастыри. От последнего впоследствии получила название усадьба Ганнибалов и Пушкиных.

В течение 14 – 16 вв. приграничные псковские земли подвергались постоянным нападениям ливонских рыцарей, литовских и польских феодалов и служили ареной кровопролитной борьбы русских людей с иноземными захватчиками. В 1406 и 1426 годах крепость осаждал литовский князь Витовт. В 1521 году Великий князь Московский Василий III Иванович сделал Воронич сборным пунктом псковских, новгородских и московских дружин для похода против Литвы. 29 ноября 1546 года в Ворониче побывали его сыновья — молодой царь Иван Васильевич (Грозный) с братом Георгием. По повелению Ивана Грозного в 1569 году  для укрепления пограничья Московского государства  на высоких Синичьих горах был основан Святогорский монастырь.

Крепость Воронич верно служила Пскову более трех веков и пала лишь во время Ливонской войны, полностью разрушена в 1581 году войском  польского короля Стефана Батория. С этого времени место называлось городищем. В Ворониче сохранилось  два храма – Великомученика Георгия на городище и Воскресения Христова на Великом посаде. Со временем возобновилась торговля на ярмарках.

Вскоре очередные военные грозы вновь опустошили край. В Смутное время в 1610 году Воронич разорили польские войска, а в 1634 году крепость окончательно потеряла стратегическое значение. После заключения 30 января 1667 года Андрусовского перемирия с Речью Посполитой  Воронич потерял свое оборонительное значение, а после установления в 1686 года «Вечного мира» набеги иноземцев на псковские пригороды прекратились. Псковская земля перестала быть беспокойным порубежьем и город-крепость Воронич прекратил свое существование.

Во время Северной войны, в 1706 - 1708 годы Петр I проезжал через Воронич из Петербурга в русские войска и обратно. В Отечественную войну 1812 года через Воронич проходили петербургские отряды народного ополчения, которых из Царского Села провожали лицеисты.
В 1708 (или 1719) году пригород Воронич был приписан к уездному городу Опочке Псковской провинции. Местные  земли с крестьянами отошли к царской вотчине. Самодержцы дарили имения своим приближенным вельможам.  Так, большая часть Михайловской губы перешла во владение Ганнибалов, Егорьевской – во владение Вындомских.

В 19 веке  от крепости Воронич осталась лишь часть земляного вала на горе. Во время ссылки Александр Пушкин часто посещал городище Воронич, о чем свидетельствует первоначальное заглавии к трагедии «Борис Годунов»: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве, писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7338, на городище Воронич». 7 апреля 1825 года Пушкин  вместе со своей подругой Анной Вульф отслужил панихиду в Егорьевской церкви  по английскому поэту лорду Байрону, умершему в Греции.

На посаде крепости в деревне Воронич сохранились остатки фундамента древнего Воскресенского  храма (Воскресения Христова). Деревянная, на каменном фундаменте Церковь Воскресения Христова была построена  в 1789 году. В 1869 году на средства помещика генерала Шелгунова в церкви был устроен новый иконостас. В приходе были две часовни, одна каменная и одна деревянная. Церковь содержалась прихожанами, самыми известными из них были члены семьи Пушкиных-Ганнибалов, значительные вклады делали друзья и соседи родителей  Александра . Пушкина Шелгуновы, владельцы усадьбы Дериглазово. Во время ссылки церковь иногда посещал и  молился  Александр Пушкин. В метрической книге церкви есть запись о кончине и погребении деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала, 12 октября 1806 года. На старом кладбище в Ворониче находится могила Вениамина Петровича Ганнибала, дяди Александра Пушкина, и покоится прах священника Иллариона Раевского, служившего в храме и знавшего самого поэта и всю семью Пушкиных.

В 1900 году в  церковный приход входили пригород Воронич, села  Дериглазово, Петровское и многочисленные деревни, всего начитывалось 2784 прихожан. По состоянию на 1 июня 1931 года церковь была действующей. Потом церковь была закрыта, но к началу войны находилась еще в хорошем состоянии.
В 20-е годы двадцатого столетия  местный священник Василий Гаврилович Черепнин (1871-1939) был лишен избирательных прав, а часть его большого дома использовалась Ленинградским Пушкинским обществом. Когда в стране началась паспортизация населения, документ отец Василий не получил. В 1933 году по ходатайству советских писателей Константина Федина, Ольги Форш и других,  поддержавших местных жителей, священнику были возвращены  гражданские права, и он получил возможность работать пчеловодом в сельхозартели имени Пушкина.  Затем работал садовником и счетным работником в Пушкинском заповеднике. В 1935 году дом со всеми хозяйственными постройками и фруктовым садом был продан Пушкинскому обществу с правом проживания бывших хозяев в одной из комнат. В 1937 году  бывший священник  с семьей покинул родные места и поселилися в погосте Самино на Вологодчине, где скончался в 1939 году[1].

Во время войны Церковь Воскресения Христова была вновь открыта с согласия немецкой оккупационной администрации,  и в ней служил священник Псковской Православной миссии Владимир Толстоухов. Погибла церковь в конце войны. В 1983 году силами добровольных помощников Пушкинского заповедника из города Ивано-Франковска (Украина) безвозмездно заново возведен фундамент церкви, а в 1995 году рядом поставлена часовня.

Деревянная, на каменном фундаменте Церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия построена прихожанами в 1760 году. Предполагается, что церковь восстановлена на фундаменте церкви, сожженной поляками в XVI веке. В 1891 году возобновлен иконостас. В приходе находилось четыре земские школы.

С этой церковью самым тесным образом были связаны друзья А.С. Пушкина, здесь их крестили, венчали и отпевали. В 1833 году венчалась Александра Ивановна Осипова, приёмная дочь П.А. Осиповой, с псковским полицмейстером майором Петром Николаевичем Беклешовым. В 1813 году в метрической книге сделана запись о смерти 28 января Александра Максимовича Вындомского, отца соседки и доброй знакомой Пушкиных Прасковьи Александровны Осиповой, а в 1859 году, 7 апреля, сделана запись о её кончине.

В 1914 году в приход входили пригород Воронич, села Воскресенское, Вече, Лысая Гора, Тригорское и многочисленные деревни, всего насчитывалось 3286 прихожан. Утверждали, что Георгиевская церковь сгорела от удара молнии в 1911 году. Но документы свидетельствуют, что последняя служба в ней  состоялась 25 декабря 1925 года. Во время войны храм был разрушен.

По инициативе Пушкинского музея-заповедника и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и архиепископа Псковского и Великолукского, ныне митрополита, Евсевия церковь восстановлена в 2005 – 2007 годы.  Строительство шло по старинным технологиям на средства благотворительного фонда «Общество друзей Пушкиногорья» на фундаменте прежней церкви. Три иконы середины 19 века (Господь Вседержитель, Святой Иоанн Предтеча и образ Божией Матери) подарены храму корреспондентом «Литературной газеты» Наталией Боргин, выкупившей их в Австрии  для Георгиевской церкви. Необходимую реставрацию провел Савва Васильевич Ямщиков. Храмовую икону Чудо Святого Георгия о змие и еще 28 икон, спасенных от контрабандистов,  храму передали из управления Федеральной службы безопасности России по Псковской области.  В храме есть еще одна современная икона, бисерного шитья, Преподобного Серафима Саровского.

На городище Воронич у восстановленной церкви Святого Георгия находится родовое кладбище владельцев Тригорского. Здесь погребены А. М. Вындомский,  члены семейства Осиповых-Вульв  — Прасковья Александровна Осипова, её муж и сын Алексей Вульф. Рядом с церковью похоронены бывший директор Пушкинского заповедника Семен Гейченко с супругой и российский реставратор, историк искусства и публицист Савва Ямщиков.

В 2013 году в Пушкинском заповеднике был организована выставка «Город, который был. Воронич».

Городище Воронич. Воссозданный храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия
image003.jpg
http://luki-eparhia.ru/a/upload/photogallery/IMG_1187_1.jpg

Ров между городищем Вороничи и усадьбой Тригорское
image005.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/14/portupey.0/0_a22d_8e791b8f_XL.jpg

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской

Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Столица средневековой  вечевой республики
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой
Немецкая оккупация. Псковская православная миссия
Российский демографический полюс депопуляции

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Кто убил Пушкина и сжёг дворянские усадьбы?
Михайловское. Приют «спокойствия, трудов и вдохновенья»
Тригорское. «Приют свободного поэта, непобежденного судьбой!»
Крепость Воронич, где «славной старины не все следы истреблены...»
Псковская вотчина для царских вельмож, фаворитов и любовников
Тайна русского ландшафта, насыщенного исторической памятью
Пушкинские музы вдохновенья и «жена 1825 года»
Святогорский монастырь. Немецкие оккупанты, защитники православия