dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Убиенный экзарх митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл

Владимир Дергачев
image003.jpgЭкзарх Прибалтийский, митрополит Сергий (в миру Дмитрий Николаевич Воскресенский) родился в Москве 26 октября 1897 года, погиб 29 апреля 1944 года близ Вильнюса.

В 1907–1917 гг. учился в Московском Духовном училище, окончил Духовную семинарию и Духовную академию. В 1922 году был послушником  настоятеля Московского Данилова монастыря. В 1923 году учился в Московском университете, но был исключен как «чуждый элемент» и арестован за антисоветскую пропаганду. В 1925 году принял монашество.

Настоятель православного храма в Орехово-Зуеве (1930), Воскресенского храма в Сокольниках (1932 – 1933). Епископ Коломенский и Бронницкий (1933 – 1934), Дмитровский (1936).

Редактор «Журнала Московской Патриархии» (1931 – 1935).  В 1935 году отец Сергий арестован, но освобождён благодаря ходатайству матери.

К 1939 году остался в числе четырёх епископов Московского Патриархата на территории СССР, другие десять прибывали на покое или были арестованы, расстреляны, находились в ссылке.

Литва, Латвия и Эстония после занятия советскими войсками в июле 1940 года вошли в состав СССР. В Прибалтике проживало полмиллиона православных, объединённых в несколько сот приходов (в Латвии -164, Эстонии -164 и Литве -72), имелось 6 монастырей. Но только Литовская православная церковь была в юрисдикции Московского патриархата, а Эстонская и Латвийская провозгласила автономию под юрисдикцией Константинопольского патриархата, но воссоединились под давлением  верующих с русской церковью.
В конце 1940 года в Прибалтику в качестве  полномочного представителя Московского патриархата направлен архиепископ Сергий (Воскресенский), ставший с  24 февраля 1941 года митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии.

Владыка Сергий остался в Риге, оккупированной германскими войсками. Существует несколько версий  этого поступка, включая желание остаться в трагическое время с паствой. Но в любом случае владыка оказался между двух огней. Многие представители местного духовенства воспринимали его как большевистского агента. Немецкая администрация его арестовала в первый день оккупации Риги 1 июля 1941 года, но выпустила на поруки.  Потребовались очень большие усилия владыки, чтобы занимая последовательную антикоммунистическую позицию, получить доверие местного духовенства, как и германских оккупационных властей.

Уникальное явление и единственный случай из истории Великой Отечественной войны. На оккупированной территории Прибалтики и северо-Запада России  действовал экзархах Московской патриархии (!) во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским).

Возможно, владыка проявил дипломатические способности и убедительно объяснил немецкой администрации, что уход (возвращение) прибалтийских  православных церквей в юрисдикцию Вселенского патриархата, экзарх которого находился в Лондоне (то есть у врагов Третьего Рейха) нецелесообразен. А, исходя из геополитических целей Берлина  на Востоке,  местные православные  церкви должны оставаться под юрисдикцией Московского патриархата[1].

С началом войны понадобились сильные священники-миссионеры из-за множества просьб из оккупированных районов о присылке духовенства и открытии церквей. Толпы беженцев, испытывающие страдания военнопленные, многие раненые в госпиталях нуждались в исповеди, причащении и утешении. В августе 1941 года митрополит организует Внутреннюю Православную Миссии в Латвии и Внешнюю (Псковскую Православную Миссию).

Владыка Сергий незамедлительно принял под свое духовное покровительство северо-западные районы России, оккупированные  группой армий «Север» и направил в Псков православную миссию для возрождения  религиозной жизни. Таким образом, его влияние распространялось практически на всю территорию рейхскомиссариата Остланд.

Существует неподтверждённое мнение, что в случае взятия Москвы владыка мог рассчитывать на титул предстоятеля Русской православной церкви Патриарха Московского. Оценить действия  владыки можно только в контексте своего времени. Непреложным остаётся его антисоветизм. Как считает профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:

«С 1941 по 1944 годы Сергий Воскресенский последовательно выступал с призывами к православному духовенству и христианам поддерживать германскую армию, подчеркивал, что только разгром большевизма в Советском Союзе поможет сохранить русскую православную церковь. Молебны о даровании победы германской армии в храмах Прибалтики и Псковской миссии служились с 1941 года»[2].

Владыка сохранял  номинально каноническое подчинение Московскому патриархату, несмотря на  усиливающееся неудовольствие немецких властей. После избрания Сергия (Страгородского) Московским патриархом публично выступил против формального опротестования его назначения и предложил делать другой упор в пропаганде, так как советская власть вынуждена искать опоры в церкви, что означает идейное банкротство большевизма. 

Экзарх провел совещания духовенства в городах Пскове и Дно, Псковско-Печерском монастыре. Остались свидетельства очевидцев, что владыка Сергий ненавидел немцев, никогда не упоминал их в своих проповедях. И к концу 1943 года потерял поддержку оккупационных властей.

29 апреля 1944 года Экзарх выехал из Вильнюса в Ригу с шофером Петром Кулаковым и супружеской парой. Отец Сергий торопился на похороны своего друга, оперного певца.

Петр Яковлевич Кулаков (1908 – 1944) окончил авиационное училище, участник советско-финской войны, инструктор летного дела, старший лейтенант, кавалер боевого ордена Красного Знамени.  5 декабря 1941 года, забрав сожительницу, перелетел на самолете к немцам в Гатчину[3]. В некоторых публикациях  ошибочно указывают, что водитель Экзарха Кулаков был майором и Героем Советского Союза.

Существует несколько версий, что убийство совершили нацисты или переодетые в немецкую форму партизаны, или засланная из-за фронта диверсионная группа. Русские газеты в Ковно и Риге писали, что Экзарх и его попутчики были  расстреляны наемными убийцами Сталина. К этому времени владыка был неудобен многим. Отпевание Экзарха Сергия состоялось при большом стечении прихожан в кафедральном Рижском Христорождественском соборе. Похоронен владыка на Покровском кладбище Риги[4].

В одной из проповедей отец Сергий произнес следующие слова: «Теперь русскую землю своими грязными сапогами топчут все, но придёт час, и уже наступает это время, когда все, кто дерзнул попрать её, преклонятся перед ней, будут просить прощения, ибо русский народ непобедим». Но кто эти «все», знал только владыка.

***
Непосредственно руководил Псковской православной миссией священник Кирилл (Зайц).

image005.jpgПротопресвитер Кирилл Иванович Зайц (фотография 1924 года) родился в 1869 году в Рижском уезде Лифляндской губернии в латышской семье (настоящее имя его - Карл Янович Закис), происходившей от потомков польских колонистов-миссионеров.  В 1891 году окончил Рижскую Духовную семинарию и после рукоположения в сан священника служил в Латгалии, где проявился его талант священника и миссионера. Отец Кирилл был также неплохим иконописцем. Около 1900 года он оканчивает Высшие курсы миссионеров в Санкт-Петербурге и в дальнейшем пастырь принимает активное участие в деятельности Витебского комитета Епархиального Православного миссионерского общества. В 1911 года его назначают противокатолическим и противосектантским миссионером в Двинск ( Даугавпилс). Являясь замечательным проповедником, отец Кирилл много разъезжает по приходам Латгалии. В годы Первой Мировой войны он поддерживает духовно свою паству в условиях военных действий, когда  Латгалия оказалась в прифронтовой полосе.

В 1917-1918 годах отец Кирилл принимает активное участие в работе Всероссийского Поместного Собора, возводится в сан протоиерея. В годы Гражданской войны, в 1918 году уезжает в Польшу и до 1922 года служит настоятелем кафедрального собора в Гродно, отошедшем к Польше. Затем отцу Кириллу, «как ранее не проживавшему в Польше», было предложено покинуть страну, и он переезжает на родину, в Латвию. С 1923 года  отец Кирилл избирается  членом Синода Латвийской Православной Церкви,  служит в кафедральном Рижском Христорождественском соборе, а в 1929 -1933 годы — настоятелем кафедрального Рижского собора.  Одновременно был редактором православных журналов до их закрытия латвийскими властями. Активный деятель и духовный руководитель Русского Студенческого Христианского Единения в Риге.

После провозглашения в 1936 году автономии Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха протоиерей Кирилл Зайц был полностью отстранен от церковной службы как сторонник Московского Патриархата. С 1936 по 1940 гг. он проживал на хуторе Яунземе где работал в своей усадьбе.

В конце 1940 года экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским) протоиерей Кирилл вновь назначен настоятелем кафедрального Рижского собора. С началом войны вновь  понадобились сильные священники-миссионеры . В конце ноября 1941 года протоиерей Кирилл утверждается экзархом во главе Внешней (Псковской) Православной Миссии. Почти три года он руководил работой по восстановлению церковной жизни на Северо-Западе России с полной отдачей сил, совершив настоящий подвиг в деле восстановления порушенных и закрытых церквей.

Во время посещения Пскова митрополитом Сергием (Воскресенским) в 1943 году отец Кирилл был возведен в сан протопресвитера с предоставлением права совершать литургию по архиерейскому чину. Проповеди его собирали множество народа. Целеустремленный и убежденный церковный деятель отец Кирилл оставался очень скромным, простым и неприхотливым в быту.

В феврале 1944 года он эвакуировался из Пскова в Ригу, где стал начальником Внутренней Православной Духовной Миссии на территории Латвии и Литвы. Арестован 18 августа1944 года в городе Шауляй по обвинению в измене Родине. В январе 1945 года протопресвитер Кирилл Зайц был приговорен Военным трибуналом Ленинградского военного округа по делу руководства Псковской Православной Духовной Миссии к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с полной конфискацией имущества. Допросы начальника Миссии чекисты вели особо жестокими методами. Отправлен по этапу в Карагандинский лагерь (Карлаг), где 79-летний пастырь скончался от сердечной недостаточности в октябре 1948 года. Определением Военного трибунала Ленинградского военного округа от 8 августа 1956 года приговор отменен. Посмертно реабилитирован[5].

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции


[2] http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html
[3] http://feodorovna.ucoz.lv/publ/pskovskaja_dukhovnaja_missija_materialy_o_pskovskoj_dukhovnoj_missii/
[4] https://www.miloserdie.ru/article/pskovskaya-missiya-vtoroe-kreshhenie-rusi/
[5] Составлено по материалам священника Андрея Голикова (Рига) и М.В. Шкаровского (С.-Петербург)



Tags: Великая Отечественная война, Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments