?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Служение молодых православных священников на оккупированных землях
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image010.jpgПротопресвитер[1] Алексий (Алексей Васильевич) Ионов (1907, Двинск – 1977, Бурлингейм, США) учился в Латвийском университете (1927 – 1929), затем в  Свято-Сергиевском Православном Богословском институте  в Париже. С конца 1933 года настоятель церкви в пограничном с России латвийском местечке, затем священник церкви святого Александра Невского в Риге.


С августа 1941 года — священник-миссионер Псковской православной миссии, в числе первых посланников митрополита Сергия (Воскресенского). Не позднее июня 1942 года был определен благочинным Островского округа. В апреле 1943 года был переведен в Гдов настоятелем православной церкви, а затем по февраль 1944 года служил благочинным Гдовского округа.

С приближением линии фронта вместе с семьёй эвакуировался на Запад.

Сотрудничал с Комитетом освобождения народов России, возглавляемого бывшим генерал-лейтенантом Красиной Армии Власовым, после войны окормлял лагеря перемещённых лиц в районе Зальцбурга (Австрия). Сумел избежать насильственной репатриации в Советский Союз и в конце 40-х годов переехал в США, где служил священником в православных храмах близ Нью-Йорка и в Калифорнии близ Сан-Франциско в Бурлингейме.
Алексий Ионов был последовательным антикоммунистом, для которого советский режим представлялся главным врагом Русской православной церкви.

Отец Алексий стал прототипом героя романа Александра Сегеня «Поп» и снятого по нему одноименного фильма, священника Александра Ионина.

***

image012.jpgПротоиерей Николай Трубецкой (фотография  около 1960 года) родился в 1907 году в семье известного в Латвии православного священника Никанора Трубецкого. У отца Никанора все четыре сына  стали священнослужителями и  после освобождения Прибалтики оказались за проволокой ГУЛАГа.

Отец Николай окончил гимназию и педагогические курсы в Даугавпилсе (Двинске) и в 1928 году поступил в Рижскую духовную семинарию. Как один из лучших семинаристов был направлен для продолжения  образования в Богословский институт в Париже. С 1934 года после окончанию института  служит в православных храмах Литвы. В 1937 году в Латвийском университете в Риге открывается православное отделение на богословском факультете. Отец Николай вновь поступает учиться и одновременно служит в Рижской Покровской церкви.

После немецкой оккупации Риги в августе 1941 года вместе с другими молодыми и образованными священниками он направлен на службу в Псковскую православную миссию. В Пскове проработал всего полтора месяца, вернулся в Ригу, где редактировал миссионерский журнал  «Православный христианин», одновременно являясь священником Рижской Покровской церкви.

После освобождения Риги советскими войсками отец Николай арестован 20 октября 1944 года и, после отказа сотрудничать с советской властью,  в 1945 году Ленинградским военным трибуналом осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет поражения в правах.  Отбывал срок в Северо-Печорских железнодорожных лагерях, освобождён в 1954 году, отбывал ссылку  в городе Печоры Коми АССР. С 1956 года, вернувшись в Ригу,  служил в одном из православных храмов до смерти в 1978 году.

***
В результате деятельности Православной миссии были открыты православные храмы в Пушкинских местах  на городище Воронич, селе Велье и Святогорском монастыре.



Протоиерей Владимир Толстоухов (1914, под Ригой  - ?) учился в Ломоносовской гимназии в Риге, Рижской духовной семинарии, в 1939 году закончил Богословский институт в Париже. Священник Благовещенской церкви в Риге. По­сле присоединения Латвии к СССР арестован советскими властя­ми (1939), освобожден после завоевания Латвии немецкой арми­ей, В августе 1941 года  отец Владимир  в числе первых миссионеров  отправлен митрополитом Сергием (Воскресенским) в Псков для участия в возрождении церковной жизни. Затем вместе со своим псаломщиком Георгием Радецким прибыл на постоянное место служения в селе Велье Святогорского (Пушкиногорского) округа.

Совершал богослужения и требы, освящал храмы по всей округе. Немало сил отец Владимир уделял христианскому воспитанию и образованию молодежи и детей, преподавал историю и Закон Божий в организованной церковноприходской школе. Был настоятелем Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря. В день 106-й годовщины гибели поэта 10 февраля 1943 года жители Пушкинских Гор и окрестных деревень собрались на панихиду на могиле Александра Сергеевича Пушкина. Служил в возрожденной Церкви Воскресенья Христова, расположенной в Пушкинском заповеднике на посаде городища Вороничи.  Как отмечают священнослужители, протоиерей Владимир Толстоухов был замечательным  проповедником, что притягивало к нему людей, особенно интеллигенцию.

Согласно архиву Псковской епархии в годы Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 года отец Владимир направлен служить в Воздвиженскую церковь села Велье. Церковь Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня (1763) построена из кирпича, добытого на развалинах  средневековой русской пограничной крепости Велье.
image014.jpg
http://serguntius.livejournal.com/268322.html?thread=3025698

Церковь перед войной была закрыта и разграблена. Первое богослужение было совершено 6 сентября 1941 года. Отец Владимир произнес слова утешения собравшемуся народу. Священник совершал миссионерские поездки по окрестным деревням,  осматривал церкви на возможность их восстановления, служил молебны. До 19 декабря 1941 года отец Владимир крестил свыше тысячи человек, заочно им отпеты свыше 2 тыс. душ скончавшихся ранее людей и похороненных без православного обряда. В селе Велье отец Владимир преподавал в школе историю и Закон Божий. «В один из дней первого года оккупации во время богослужения в Воздвиженскую церковь вошла группа немцев во главе с офицером в большом чине. Они молча отстояли всю службу, затем офицер подошел к старосте церкви Олимпиаде. Через переводчика он похвалил церковный хор, подал старосте записку и сказал: «Если кто вас обидит, эту бумагу покажите коменданту». Когда в последующем немцы отступали, они решили взорвать церковь. Заметив скопление солдат возле церкви и их суету, Олимпиада догадалась, что они хотят сделать с храмом. Она достала записку офицера и побежала к коменданту. Прочитав записку, комендант остановил подготовку к взрыву, церковь красуется в Велье и поныне. В последних числах декабря 1943 года священник Владимир Толстоухов был отчислен из состава Псковской Православной миссии и вернулся в Ригу, где продолжал служить священником. По некоторым сведениям, священник осенью 1944 года эвакуирован из Латвии, свою земную жизнь окончил в США[2]».

Священник ВладимирТолстоухов был награжден Орденом Миссии I степени. В марте 1943 года указом митрополита Сергия (Воскресенского) отец Владимир был назначен благочинным округа Дно-Порхов-Сольцы и становится настоятелем Михайло-Архангельской церкви (город Дно). В связи с наступлением Красной Армии  переезжает в Ригу и становится уполномоченным по делам

Внутренней миссии для русских беженцев на территории Латвии (1944), в дальнейшем был вывезен немцами на принудительные работы в Германию, а затем в Австрию, где принят  в клир Русской зарубежной православной церкви (1945). Отец Владимир занимается организацией церковной жизни в областях Штирии и Коринтии (1945 - 1946), служит настоятелем церкви при лагере для перемещенных лиц (1947 - 1949). Затем переезжает во Францию, служит  настоятелем православной церкви в Тулузе. В 1950 году лишен сана священнослужителя за нарушение нравственных правил (истинные причины мне не  известны). Вероятно, уехал в США, где следы его теряются[3].



Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции


[1] Высшее пресвитерское звание для белого духовенства Руссокй Церкви.