dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Чем отличается пастырь, проповедник, духовник, миссионер от агитатора и социального работника?

Владимир Дергачев
image016.jpg

В 2010 году в России вышел в прокат художественный фильм режиссера Владимира Хотиенко «Поп», снятый по одноимённому роману Александра Сегеня и посвященный истории священника Псковской православной миссии.  Прототипами главного героя фильма стали протоиерей, мученик за веру, князь (Рюрикович) Константин Яковлевич Шаховской (1905 —1972) и протопресвитер  Алексей Васильевич Ионов (1907 —1977).

Идейным вдохновителем фильма явился ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а заказчиком картины выступил Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» при поддержке ОАО «Газпром» и Министерства культуры Российской Федерации.

Отзывы на фильм разные. Критики отмечают, что реальная история Псковской православной миссии сложна и неоднозначна, а «в фильме слишком много кино и слишком мало жизни». И, тем не менее, рекомендуют посмотреть из-за мастерской игры Сергея Маковецкого, сыгравшего роль священнослужителя.
У профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова художественный фильм  «Поп» вызвал ощущение полуправды[1]. Приведем конспективно его оценку отраженных в фильме событий.

Владимир Хотиненко, по мнению профессора-протоиерея, безусловно, талантливый режиссёр. Очень выразительные сцены возрождения храма, «пасхальный Крестный ход, окруженный, с одной стороны кольцом лающих собак, а с другой – на другом берегу реки комиссара, накачивающего ненавистью к этому священнику и ко всему происходящему. Видим два кольца зла вокруг церкви – нацистское зло и коммунистическое зло».

«Но главный герой фильма выступает не столько как священник, сколько как агитатор и социальный работник, возящий продукты пленным. Да, это делали представители Псковской миссии, но они ведь еще пленным литургию служили, исповедовали их, наставляли как-то в тяжелейших условиях. Ими же не занимался никто, сталинский режим предал их. Но мы не видим главного героя как пастыря, как миссионера, мы видим его постоянно озабоченного одним: осуществлять свое служение под властью немцев, и тех же самых немцев стараться обличать, в попытке остаться патриотом своей страны, хотя какой страны – сказать довольно сложно. Тут есть такая двусмысленность – у каждого христианина есть, прежде всего, небесное отечество, которое может быть гонимым в том или ином его земном отечестве».

«Участники Псковской миссии были страшно оболганы. Часть из них ушла вместе с немцами на запад, чуть больше половины осталось здесь, и большинство из них были репрессированы».
«Очень многие члены Псковской миссии были русскими эмигрантами, которые мечтали приехать в Россию. Они с пасхальными песнопениями переезжали границу Псковской области. Они не обсуждали, как «колбасников» перехитрить, они радовались возможности приехать в родную землю и начать пасторскую деятельность, как это во многом было характерно для эмигрантов первой волны. Этого ощущения фильм не вызывает. Такое возникает подчас ощущение, что у автора работает такая политическая самоцензура: не отступить от идеологических стереотипов».

«В фильме есть блистательные эпизоды, прекрасные актерские работы. Но в целом фильм очень противоречивый и неровный. Очень хорошо, что такой выдающийся режиссер обратился к запретной  в советском прошлом теме, но очень грустно, что полной свободы, как художественного творчества, так и стремления передать историческую достоверность не произошло».

«В целом, фильм уязвим как исторической, так и с духовной точки зрения, ибо историческая реальность представлена далеко не достоверно, а с духовной – мы не видим в главном герое, прежде всего, пастыря, проповедника, духовника, миссионера, просветителя, а видим его только в качестве агитатора и социального работника».

«Православные священники Псковской миссии, созданной по инициативе митрополита Сергия Воскресенского, работавшие на оккупированных территориях Северо-Запада, получили такую огромную свободу для деятельности, какую православное духовенство не имело ни до войны, ни после войны, никогда в советский период. Это, в частности, проявилось в том, что духовенство Псковской миссии имело возможность преподавать закон Божий в школах. Как раз отец Алексей Ионов создал целую систему преподавания Закона Божьего в школах, например, в Островском районе Псковщины».

«Они выступали в газетах, на радио, организовывали детские сады, разного рода социальные организации, в частности — детские и молодежные. Такой широкой свободы и права просветительской и социальной работы русское православное духовенство никогда не имело в СССР. К завершению деятельности миссии было уже 400 приходов на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей.

И это, конечно, пробуждало многих членов Псковской миссии рассматривать свою деятельность в период войны, как деятельность по второму крещению Руси! И главное, чем они занимались, это конечно деятельность пасторская, просветительская, миссионерская, а не какая-то общественно - политическая. К сожалению, вот эти моменты представлены в фильме недостаточно.

Тем более, что меня очень настораживает стремление формировать новую национальную идеологию только на опыте победы во Второй мировой войне. Я глубоко убежден, что любая национальная идеология будет только тогда по-настоящему творческой и плодотворной, если она будет обращена не к темам войны, то есть разрушения, а к темам созидания русской государственности, русской культуры, русской церкви, в том числе».

В советском кинематографе образу священника не везло. Слишком мало фильмов, где звучит церковная тема, поэтому фильм «Поп» на данный момент является одним из наиболее содержательных и интересных.

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции


[1] Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым о фильме «Поп». —http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html


Tags: Великая Отечественная война, Ландшафты кино, Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments