dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Владимир Дергачев
image018.jpg
Фотография Макса Альперта

Комбат поднял людей силой духа

Родина победила и выстояла в Великой Отечественной войне не благодаря комиссарам, а духовной силе советских граждан. Большинство русских солдат прошли войну с верой не в Сталина и партию, а Бога.  Как сказал маршал Дмитрий Язов, «войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей».


По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года более половины населения было верующим. Как пишет протодиакон Андрей Кураев что «с самого начала было ясно, что начавшаяся война — Отечественная. А раз так — пришло понимание того, что пора сворачивать войну гражданскую». Мудрость проявила и власть и церковь. Вождь советского народа в своем обращении к гражданам страны вместо партийного «товарищи», обратился к «братьям и сёстрам». Это стала символическим знаком конца революции. Митрополит Сергий уже в июне 41-го года назвал войну «священной»[1].

После распада Советского Союза  широкое распространение получили псевдоисторические  и псевдоправославные мифы, под влиянием которых некоторое время был и автор этих строк. Самым тиражированным был миф о митрополите Гор Ливанских Илие из Антиохийского патриархата.

Согласно легенде митрополиту Илие  в первые дни Великой Отечественной войны явилась Божия Мать и повелела горячо молиться о России, а главным условием победы объявила  открытие православных храмов. Митрополит поспешил  поделиться этой новостью с вождем советского народа Иосифом Сталиным. И во время встречи убедил вождя в смягчении  религиозной политики. Сталин, вспомнив свою духовную семинарию, так и сделал, а после войны митрополиту была присуждена Сталинская премия. Более подробно с этим псевдомифом  можно познакомиться в статье профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева[2].

На оккупированных территориях  проживало около 70 млн. советских граждан, в основном  старики, женщины и дети. Уже в начале войны в Московском Кремле  был известно о массовом открытии (восстановлении) порушенных большевиками православных храмов на оккупированных территориях.

В сентябре 1943 года после Сталинградской победы  вождь советского народа Иосиф Сталин провел встречу с отечественными и зарубежными патриархами и митрополитами.  Возможно в это время или позднее уже в 1945 году вождю, находившемуся на вершине мирового могущества (Рузвельт умер, Черчилль потерпел поражении на выборах), пришла в голову гениальная мысль об объединении всех  православных церквей мира под мудрым патронажем кремлёвской власти.

После войны Сербская, Румынская, Болгарская и Албанская Церкви оказались в социалистическом лагере. Патриархи и митрополиты на Ближнем Востоке нуждались в финансовой помощи и Москва не жалела средств на подарки. В июле 1948 году состоялся Всеправославное совещание в Москве, где как пишет протодиакон Андрей Кураев, находящиеся вдалеке от советских танков  иерархи Константинопольского патриархата (Стамбул, Греция) проявили неуступчивость. И в Кремле охладели к религиозным делам, тем более что вместо «мягкой силы»  через год появилась советская атомная бомба.

Информация по теме:
Очередной Всеправославный Собор из-за обострения российско-турецких  отношений намечено провести на греческом острове Крит в июне 2016 года вместо планируемого ранее Стамбула.

***
Во время Великой Отечественной войны на многих оккупированных территориях местные жители оказались между двух огней – немецкой администрацией и партизанами. Режим оккупации был относительно мягче на территориях, находившихся  в ведении военной администрации. Но где появлялись партизаны, начинались грабежи, и местное население оказывалось между двух огней, вовлекалось в жестокую партизанскую войну. Страшная правда заключалась в том, что люди пытались просто выжить, поэтому большинством населения партизаны воспринимались как великое несчастье, а полицаи из местного населения часто воспринимались как защитники от произвола «народных мстителей», и от произвола немецких солдат. Конечно, когда полицаев  немцы использовали в карательных операциях, они становились преступниками[3].

Сложился стереотип, согласно которого назначенный немцами староста села  и полицаи – изменники советской власти и враги, а партизаны – это почти святое. Но иногда выжить односельчанам  помогали старосты и полицаи.

В первый год войны немцы фактически сохранили колхозы, поэтому односельчане уговаривали своих председателей колхозов стать старостой. Полицаи часто защищали село от излишнего мародёрства партизан, по вине которых были сожжены и многие деревни. Партизаны после убийства очередного немца прятались в лесах, а в качестве возмездия немцы загоняли местных жителей в сараи и сжигали.

Народные мстители не были святыми по определению. У партизан отмечались проявления мародерства и насилия в отношении местных жителей.  В начале 90-х годов молодой белорусский публицист Светлана Алексиевич (ныне лауреат Нобелевской премии)  в интервью газете «Известия» за 29 февраля 1996 года «Нас так долго учили любить человека с ружьем» сказала «Партизанский отряд - это в принципе хорошая банда». Это вызвало протесты бывших белорусских партизан, и они обратились к российской власти.  Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ полностью разделила негодование бывших партизан - участников Великой Отечественной войны. Она признала неосновательным утверждение Алексиевич о гражданской войне в Белоруссии в 1941 - 1944 гг. В решении Судебной палаты было отмечено, что уголовно-правовой термин «бандитизм» нельзя распространять на  другое по своей социальной природе явление — вооруженное сопротивление  народа  захватчикам Родины.

***
В отличие от высокодуховных православных миссионеров в Коммунистической партии Советского Союза были партийные идеологические работники. Для них это была работа, а не служение. На уровне райкомов партии за эту работу отвечали женщины, преимущественно,  из учителей, далекие от идеологии. В результате идеологические «работницы» собирали сплетни — кто с кем и почему. Смаковали анонимки. По моему убеждению, советская власть пала, пренебрегая борьбой за души людей.

***
Взаимоотношение власти и религии актуальны во все времена.  Современная геополитическая мощь государства  определяется силой духа на фундаменте просвещенного влечения к правде и чести, закаленной истинной верой человека. Главное богатство государства заключается в созидательной энергии человека. С помощью нефти и газа еще можно накопить слитки золота, но невозможно зажечь энергию ума и веры. В фокусе массовых теле- и других коммуникаций должны быть не героический криминал и зачастую пошлый шоу-бизнес, а человек созидающий.

В демократической России патриотизм объявлен национальной идеей, основой которой стала память о Великой Отечественной войне. Я еще раз повторю мнение профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова: «меня очень настораживает стремление формировать новую национальную идеологию только на опыте победы во Второй мировой войне. Я глубоко убежден, что любая национальная идеология будет только тогда по-настоящему творческой и плодотворной, если она будет обращена не к темам войны, то есть разрушения, а к темам созидания русской государственности, русской культуры, русской церкви, в том числе»[4].

Проблема становления правового государства заключается не в поиске  «честной» политической элиты, а независимой. Если нет  формы, способной нейтрализовать неизбежные человеческие потуги, то тем больше  вероятность, что  эскадрон «честных» политиков, вошедших во власть,  превратится в банду мародеров. Российский государственный орел только тогда преодолеет косоглазие, когда сможет зажечь искру оптимизма – желание творческой  и деловой активности – неисчерпаемый ресурс созидательной энергии (силы духа) человека.


Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции




[3] Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым о фильме «Поп». —http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html
Михаил Шкаровский «Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь». — 
http://libros.am/book/read/id/271750/slug/krest-i-svastika-nacistskaya-germaniya-i-pravoslavnaya-cerkov
[4] Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым о фильме «Поп». —http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html


Tags: Великая Отечественная война, Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments