Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Россия. Китай. Северная Корея. На границе трех государств
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/5405/105223224.b6/0_c5049_fab0528_orig.jpg
Пограничный район у озера Хасан. Китайская наблюдательная башня «Три границы».

На крайнем юге Приморского края у озера Хасан сходятся границы трех государств — России, Китая и Северной Кореи. По фарватеру реки проходит 17-километровая граница между Россией и Северной Кореей (КНДР). Немного выше по течению реки находится китайский выступ. Русло пограничной реки очень нестабильное и в недавнем прошлом существовала реальная опасность смещения линии госграницы вглубь российской территории. Поэтому с 2003 года здесь велись берегозащитные работы.

Общий вид границы КНДР, КНР и Российский Федерации вдоль реки Туманной (Туманган). Справа вверху — озеро Хасан, западне его «китайский клин» с наблюдательной башней «Три границы». Слева — железнодорожный мост «Дружба» на границе с Северной Кореей.
image003.jpg
Южное Приморье с высоты птичьего полета. —  http://smitsmitty.livejournal.com/165755.html?thread=3181179

Население самого южного в Приморском крае Хасанского района — 32 тыс. жителей (2016), сократилось за последние полтора десятилетия на 5 тыс. Поселок городского типа Хасан — самый южный населённый пункт российского Дальнего Востока, расположен на границе с КНДР.  Население поселка уменьшилось за период 1989 – 2016 года с 1187 до 660 жителей. Расстояние до административного центра Хасанского района, посёлка Славянка (12,5 тыс. жителей), составляет 105 км.

Вблизи посёлка расположено знаменитое озеро Хасан и пограничная река Туманная (Туманган). Граница между КНДР и Россией проходит по фарватеру реки, чье русло меняется после разлива, создавая угрозу наводнения в посёлке Хасан и на пограничной заставе Песчаная.

Самое фундаментальное здание в поселке —  железнодорожный вокзал, построенный при советской власти.
image005.jpg
http://photos.wikimapia.org/p/00/01/45/67/33_big.jpg

В июле  2011 года в поселок Хасан престал ходить рейсовый автобус из райцентра из-за разбитой дороги, часть которой грунтовая. Пассажирский поезд сообщением Уссурийск – Хасан был отменен еще раньше из-за нерентабельности.  Жители Хасана, чтобы попасть на Большую землю Приморского края были вынуждены пользоваться хозяйственным вагоном, который набивался как селедка и прицеплялся к грузовым составам. За последующие годы может быть ситуация изменилась к лучшему.

Это единственное место на российском Дальнем Востоке, где снежный покров держится не боле двух недель. Местный муссонный климат характеризуется частой облачностью и туманами, отсюда и русское название пограничной реки — Туманная.  

Железнодорожная станция Хасан с выходом на Северную Корею основана в 1951 году. От станции Уссурийск ежедневно ходит пассажирский поезд, по совмещённой колее заходя на северокорейскую территорию в поселок Туманган. Ветка используется с малой интенсивностью, в  2005 году было перевезено всего около 10 тыс. пассажиров, как правило, это северокорейские рабочие, заготавливающие лесоматериалы для своей страны в дальневосточной тайге. Корейский участок от Тумангана до порта Раджин был разрушен в 1950-е годы.

Компанией «Российские железные дороги» совместно с  железнодорожными ведомствами Северной и Южной Кореи прорабатывался вопрос об открытии движения по Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб. Проект стоимостью около $250 млн. продвигается медленно.

В 2013 года в северокорейской торгово-экономической зоне Насон состоялась торжественная церемония открытия участка железной дороги с совмещённой колеей 1520/1435 мм, между станциями Хасан (Россия) —  Туманган — Наджин (КНДР). В порту Насон компания «Российские железные дороги» построила угольный терминал и пирс, который по двухстороннему соглашению сдан в аренду России на 49 лет при ежегодной оплате 600 тыс. евро. С 2014 года через порт южнокорейские компании (сталелитейная, судоходная и транспортная) начали поставки в Южную Корею российского угля. До порта уголь поставляется по железной дороге из России через приграничную станцию Хасан.

Две страны связывает только железная дорога через мост «Дружба». Автомобильной дороги в Северную Корею нет.
image006.jpg
http://smitsmitty.livejournal.com/165755.html?thread=3194491

На территории контрольно-пропускного пункта  «Хасан» стоял Дом советско-корейской дружбы, который посещали северокорейские вожди, в том числе несколько раз Ким Чен Ир, приезжавший с официальным визитом в Россию на бронированном поезде.  Но в ноябре 2015 года Дом сгорел, все мемориальные  бумаги и книги утрачены.

В 2013 году после девятилетнего перерыва заработал однопутная неэлектрифицированная железная дорога из Зарубино через пограничную станцию Махалино до китайского города Хуньчуна. Имелся  проект строительства скоростной железнодорожной линии  Хуньчунь — Владивосток.

***
Российский проект «Большой порт Зарубино» может стать альтернативной нереализованной идеи международной свободной зоны «Туманган». Китайский пограничный уезд Хуньчунь расположен всего в 63 км от порта Зарубино. В 2002 и 2010 годы Китай безуспешно пытался арендовать российские порты Зарубино и Посьет на 49 лет, готов был их переоборудовать и увеличить грузооборот порта Зарубино до 80 тыс. тонн.

Небольшой порт Зарубино располагает малыми глубинами и ограниченными возможностями для расширения причалов.  Грузооборот порта – 200 тыс. тонн или 16% от проектной мощности в 1,2 млн. тонн. В порту имеется современный холодильный комплекс на 15 тыс. тонн,  перегружают рыбу и морепродукты,  в небольшом количестве генеральные грузы и японские автомобили.

Существует проект российского диверсифицированного  холдинга «Сумма» глубоководного порта Зарубино (с глубиной у причалов до 15 метров) в пяти километрах от действующего порта с грузооборотом до 100 млн. тон в год.  В Большом порту Зарубино планируется контейнерный терминал (до 1,3 млн. TEU в год), мощности для генеральных и навалочных грузов (до 35 млн. тонн в год), зерновой  (до 10 млн. тонн в год)  и автомобильный (до 500 тыс. единиц в год) терминалы,  а также бункеровочная база.

В китайском Хуньчуне намечается построить сухой порт, где будут складироваться грузы для переправки по железной дороге на причалы Большого Зарубино.

Сегодня весь экспорт зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), преимущественно из США и Австралии,  составляет 40 млн. тонн при устойчивом росте  потребления в среднем на 4-5% в год. Российский Дальний Восток выращивает около 1 млн. тонн в год, поэтому надежды на сибирское зерно, где профицит зерна составляет до 3 млн. тонн. Имеется неподтверждённая информация, что китайская  Хэйлуцзянская зерновая компания готова (?) выращивать в Приморском крае до 6,3 млн. тонн зерна в год. Российский экспорт зерна составил в сезон 2014/15 годов 37 млн. тонн.

В портово-логистическом бизнесе группа «Сумма» вместе с «Транснефтью» владеет самым крупным российским портом — Новороссийским  на Черном море, портами Приморск и Балтийск на Балтике.  Эти порты переваливают 159 млн. тонн или  30% российского грузооборота, в том числе 60% экспорта сырой нефти. С 2012 года группа «Сумма» владеет контрольным пакетом акций «Дальневосточного морского пароходства» (порт Владивосток).

Если группа «Сумма»  реализует проект «Большой порт Зарубино», то Китай получит вожделенный, но необычный выход к Японскому морю, возможно,  с помощью «гиперпетли».
Президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме - 2016 провел встречу с основателем компании Hyperloop и пообещал проекту высокоскоростной перевозки грузов поддержку.

Высокоскоростная транспортная система Hyperloop связывает два пункта назначения длинными вакуумными тоннелями с сильно разреженным воздухом, по которым перемещаются специальные алюминиевые капсулы. Каждая капсула оснащена турбиной на носу, с высокой скоростью перекачивающей разреженный воздух в тоннеле. Она одновременно разгоняет капсулу с пассажирами и приподнимает её над дном трубы по принципу воздушной подушки. Скорость передвижения по таким тоннелям составляет более 1100 километров в час. Капсулы могут перевозить не только пассажиров, но и грузы. Новое транспортное средство будет в два раза быстрее самолета и в три-четыре раза быстрее скоростного поезда. Кроме того, этот транспорт безопасен и работает от солнечной энергии.

Первая в России сверхскоростная система Hyperloop может появиться на участке транспортного коридора «Приморье-2», проект ТЭО  которого будет представлен на втором Восточном экономическом форуме в Приморье в сентябре 2016 года. На Форуме инвесторам презентуют концепцию развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

Международный транспортный коридор «Приморье – 1» является составной частью коридора Суйфэньхэ: порты Приморья (Владивосток,  Находка, Восточный)  – Харбин – Транссиб. В транспортную инфраструктуру МТК входят автомобильный и железнодорожный пункты пропуска через государственную границу («Пограничный»), железные и автомобильные дороги Уссурийск – Пограничный, от Уссурийска  до дороги федерального значения «Уссури» Хабаровск – Владивосток.

Международный транспортный коридор «Приморье – 2» – Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – Краскино – порты (Зарубино/Посьет) является сегментом Туманганского коридора. Транспортную инфраструктуру коридора составляют пункты пропуска через госграницу (автомобильный «Краскино» и железнодорожный «Махалино»), автомобильные дороги Раздольное – Хасан – Зарубино и Раздольное – Хасан, железные дороги и новый порт Зарубино.

Примечание: Главная китайская англоязычная газета  по вопросам международного сотрудничества «Глобал таймс» отмечает, что намерения России по реализации совместных китайско-российских соглашений не всегда не всегда реалистичны.

***
Ноктундо. Спорный остров, которого нет. В недавнем прошлом в Южной Корее вызвало беспокойство возведение российской стороной дамбы в устье  реки Туманган в районе, прилегающем к острову Ноктундо (площадь 32 кв. км). Местные националисты  вспомнили, что остров принадлежал Корее до второй половины 19 века. Согласно Пекинскому трактату 1860 года остров Ноктундо перешёл к Российской империи.

Из-за гидрографических процессов северный рукав Тумангана обмелел, и остров в результат наноса песка стал полуостровом на российской стороне границы.

На Дальнем Востоке необходима более четкая делимитация современной государственной границы, установленной после Второй мировой войны,  с учетом гидрографических особенностей. Русла рек, текущих с запада на восток к Тихому океану со временем под воздействием гравитации смещаются на север, пойменные острова становятся полуостровами и наоборот. И если своевременно не принимать меры по укреплению берегов, последствия могут быть катастрофическими. На Дальнем Востоке Россия уже сделала уступки Китаю, передав острова на Амуре и остров Даманский на Уссури.  То есть, создан нежелательный прецедент для других спорных пограничных проблем (Южные Курилы и пр.).

В случае с пограничной  рекой Туманной (Туманган) ситуацию усугубляет болотистая местность на российском берегу. Если Туманная вдруг повернёт в своё старое русло и устремится к заливу Посьет, под вопросом окажется принадлежность гораздо большей территории, чем остров Ноктундо[1].

Одним из главных условий против территориальных претензий соседних государств, кроме военной мощи является экономическое развитие  Дальнего Востока, обеспечивающее достойное человека качество жизни.

С вершины китайской наблюдательной башни «Три границы» на фоне корейских возделанных полей и интенсивной деятельности на приграничной китайской территории российские земли выглядят непривлекательно.
image008.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6814/51604349.15a/0_c1a1a_e041c4ae_orig.jpg



Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего. Приморье
Путь на Дальний Восток (воспоминания)
Владивосток. Оплот России на Дальнем Востоке 
Владивосток. ТИГ(воспоминания)
Находка. Главные восточные морские ворота России
«Географы» Генерального штаба Российской империи
Владимир Арсеньев. Уссурийский буфер. Запорожская Сечь для китайцев
Корейцы на русском Дальнем Востоке
Дальневосточная экспедиция. Иман. Дальнереченск. Форпост на Уссури
Китайский остров Даманский
Цитадель Хутоу. «Нож у горла советского Приморья». Последнее сражение Второй мировой войны. Китайская версия
Россия. Китай. Северная Корея. На стыке трёх границ
Хасан. Вооружённый конфликт. В эту ночь решили самураи…
«Большой золотой треугольник». Китай. Россия. Северная Корея. Антироссийский проект
Приморье. Кавалерово. Дальнегорск. Руины российского капитализма
Приморье. Мыс Бринера. «Два брата». Дальневосточный Чернобыль
Морской круиз в Уссурийскую тайгу
Уссурийская горно-таёжная станция. Коварный не только для женщин китайский лимонник
Во времена антиалкогольной компании. Сбывшаяся мечта советских командировочных
Будет ли русский Дальний Восток Желтороссией (Белохиной)?
Откуда исходит главная угроза российскому Дальнему Востоку?







[1] Василий Авченко Ноктундо: остров, которого нет. — http://vladnews.ru/2388/Ekskluziv_V/Komu_nuzhen_bereg_primorskij


  • 1
я служил на заставе ХАСАН 1970-1971год

  • 1
?

Log in

No account? Create an account