?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Восточный Крым. Морской «Зубр». Сверхсекретный подземный атомный «вулкан»
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
http://3mv.ru/_pu/339/14126167.jpg
Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр»

В послевоенные годы в Восточном Крыму размещаются стратегические объекты военно-промышленного комплекса. Строятся судостроительный завод «Море» и КТБ «Судокомпозит», судоремонтный, приборостроительный, механический  и оптический заводы.  В городе и окрестностях  на предприятиях военно-промышленного комплекса трудилось 57% трудоспособного населения. В Феодосии — 13 находился один из центральных ядерных арсеналов СССР, в том числе  Черноморского флота. Через Феодосийский морской порт производилась отправка ядерных боеголовок на Кубу во время Карибского кризиса. Вблизи города  проходили подготовку космонавты первого отряда космонавтов.

Судостроительный завод «Море» выпускал торпедные катера на подводных крыльях, десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» (ДКВП).  Это самый большой в мире десантный корабль такого типа мог транспортировать три основных танка суммарной массой до 150 тонн, либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или 8 БМП. Без техники корабль мог принять на борт до полутысячи десантников. Завод так же  выпускал пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета», «Комета» и  «Восход».  С 1984 по 2014 год был построено 15 «Зубров». В независимой Украине значительная часть документации была продана Китаю, возможно с солидной коррупционной составляющей.

Перед распадом СССР в Черноморском флоте числилась бригада десантный кораблей из восьми «Зубров». Поделили по-братски. России досталось пять,  а независимой Украине – три судна, которые успешно были списаны, возможно, на металлолом. По контракту  Украина и Россия продали для ВМС Греции по два «Зубра». В результате, у греков оказалось  четыре, у России –  два судна (на Черном море и Балтике) и в  Китай одно, достроенное на украинской верфи.

После присоединения к России на судостроительном заводе «Море» планировалось возобновить строительство десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубр», заложен новый малый ракетный корабль для Черноморского флота.

В независимой Украине  Феодосийское «Конструкторское технологическое бюро Судокомпозит»  разрабатывало защиту для украинского танка БМ «Оплот» и БТР-4.

***
К востоку от Феодосии расположен Испытательный авиационный полигон «Чауда», который в начале 60-х годов посещал Генеральный конструктор космических кораблей  Сергей Королев.  На полигоне проходили подготовку к полетам  Юрий Гагарин, Герман Титов и многие другие космонавты.

До 1991 года  на мысе Чауда существовал  полигон 3-го Научно-исследовательского Краснознаменного института ВВС им. В.П. Чкалова. Здесь испытывались самолеты и вертолеты морской авиации, различные системы вооружений (торпеды, глубинные бомбы, противолодочные буи).  На полигоне испытывались средства экстренного спасения экипажа, отрабатывалась технология катапультируемых кресел различных типов и даже десантируемых с Ан-12ПС дистанционно-управляемых спасательных катеров «Ёрш». В 1970 году испытатель Валентин Данилович героически погиб во время испытания авиационной катапульты, совершив прыжок с самолета Су-7Л.

На полигоне первый отряд космонавтов проходил тренировки на выживаемость в случае морского приводнения. Здесь испытывались многокупольные парашютные системы возвращаемых космических аппаратов «Восход» и «Союз».

После того, как Крым отошел к Украине, на мысе Чауда начал действовать Государственный авиационный научно-испытательный центр Министерства обороны Украины. И если раньше здесь служили только опытные летчики-испытатели и инженеры из Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, то в независимой Украине начался приток специалистов низкой квалификации.  Деградация профессионализма привела к трагедии. В 2001 году с полигона Чауда был сбит гражданский пассажирский самолет Ту-154, следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск[1].

***
В приморском поселке со средневековым прошлым Орджоникидзе (2,5 тыс. жителей, в прошлом Кайгадор, Провато), входящем в городской округ Феодосия, в 1911 году была создана база и завод по испытанию морского оружия. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Каспийск (Дагестан).

В Советском Союзе в закрытом посёлке размещались военные заводы «Гидроприбор» и «Гидроаппарат», занимавшиеся научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой, испытанием различных электрических торпед, а также обучением и подготовкой специалистов для ВМФ. После обретения Украиной независимости «Гидроприбор» прекратил существование, а посёлок стал развиваться как курорт. В 2007 году власти с целью привлечения туристов хотели переименовать его в «Зурбаган» — выдуманный, сказочный город из произведений Александра Грина.  Несколько лет проводился фестиваль арт-объектов «Город Зурбаган» (город-призрак, город-мечта о море, ветре и парусах).

***
Небольшой поселок Краснокаменка (1150 жителей, до 1948 года Кизилташ) так же входит в городской округ Феодосия. В 1856 году в горном урочище был основан мужской монастырь, закрытый советской властью  в 1922 году. До и после Великой Отечественной войны  размещался военный санаторий.
image003.jpg
©Victor Korniyenko  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/Kyzyl-Tash.Crimea.Ukraine.jpg/1200px-Kyzyl-Tash.Crimea.Ukraine.jpg

Сверхсекретный стратегический объект. В 1948 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Кизилташ  было переименовано в Краснокаменку.  В конце 1950 года Совет Министров СССР принял решение о создании центральных баз хранения ядерного оружия, в том числе в Кизилташе, отгороженном горными отрогами от посторонних глаз. Хранилища изделий планировалось расположить в толще горы Кизилташ.

Строительство велось Министерством среднего машиностроения. Горнопроходческими работами руководили специалисты Ленинградского метростроя. Большинство работ выполнялось специально отобранными заключёнными (с допуском по форме один), имеющих опыт шахтных работ.

В Краснокаменке размещались исправительно-трудовой лагерь первой категории секретности и воинская часть 12-го Главного управления Министерства обороны СССР, отвечающая за ядерно-техническое обеспечение и безопасность.

Число заключённых на 01 июня 1953 года —1837 человек, лагерь закрыт в конце 1955 года. По окончании строительства часть отбывших сроки заключённых (передовиков производства) осталась на объекте в качестве вольнонаёмных в обслуживающих подразделениях предприятия.

Грузы для секретной стройки поступали на железнодорожную станцию Сарыголь (ныне станция Айвазовская) вблизи Феодосии.

В толще горы Кизилташ был пройден тоннель, имевший второй выход в сторону Старого Крыма. Главный сборочный цех  по размерам превосходил размеры станции метрополитена (высота около 20 метров). Грузы перемещались на специальных вагонетках по рельсам. Вход в тоннель перекрывался герметичным затвором массой несколько сотен тонн. В первые годы работа с импульсными нейтронными источниками была чрезвычайно вредна для персонала.

На поверхности были построены штаб воинской части, контрольно-пропускные пункты на въездных дорогах, дизельная электростанция, дома для офицеров и служащих части, автобаза, Дом офицеров, госпиталь с поликлиникой, магазин, стадион, школа, ясли и детский сад.

По требованию режимных органов все офицеры объекта были переодеты в морскую форму, так как ближайший  закрытый город Феодосия был базой Черноморского флота. Въезд на территорию секретной базы разрешался только по специальным пропускам, любые родственные или гостевые визиты были запрещены. На территории предприятия действовал сухой закон, в начальный период строительства запрещено было иметь фотоаппараты.  На территории базы действовала только служебная телефонная связь, не было телевиденья.  Почтовый адрес базы несколько раз менялся (абонентский ящик 105, Симферополь-32, абонентский ящик 99, Феодосия-13 и др.).

Собранные на секретной базе изделия номера 1050 и 1070 в сентябре 1956 года участвовали в учениях на Семипалатинском полигоне. Изделия были доставлены автотранспортом на военный аэродром Багерово, а оттуда по воздуху с промежуточной посадкой в Энгельсе в Семипалатинск. 10 сентября одна из бомб с тротиловым эквивалентом 38 килотонн была сброшена с самолета Ту-16 с высоты 8000 метров и взорвана на высоте 270 метров.

В 1959 году из Кизилташа двумя железнодорожными составами были отправлены первые ядерные боеголовки в ГДР (Фюрстенберг). Возможно, в 1960 году были проведены испытания ядерной мины под крейсером.  В сентябре 1962 года (Операция «Анадырь») во время карибского кризиса шесть собранных в Кизилташе авиабомб серии «407 Н» на дизель-электроходе «Индигирка» были отправлены из Североморска на Кубу, а к январю 1963 года  бомбы были возвращены в Кизилташ.

В последующие годы в Кизилташе также осуществлялась разборка и утилизация ядерного оружия первого поколения. Так, после расформирования войсковой части на Чукотке её  ядерные боеприпасы были вывезены из Анадыря в Кизилташ[2].

24 августа 1991 года Верховная Рада Украины принимает постановление о подчинении Украине всех Вооружённых Сил СССР, находящихся на её территории. В это время на территории Украины находились 1272 межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками и большие запасы обогащённого урана.

24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины.

Руководители новых незначимых государств по требованию США отказались от претензий на владение ядерным оружием и признали полноправным преемником СССР в части владения ядерным оружием Российскую Федерацию. Но на деле неоднократно пытались оставить у себя ядерные боеприпасы. Показательно одно из заявлений украинского лидера Леонида  Кравчука: «Я против того, чтобы перемещать ядерное оружие с территории на территорию.  Мы не собираемся раздеться догола и безразлично смотреть, как наши соседи наращивают вооружения». Подобная позиция не была принята военным руководством бывшего СССР, ни западными державами. Ликвидация СССР была жестко обусловлена сохранением ядерного оружия под единым централизованным контролем. У Украины не было ни средств эксплуатации ядерного оружия, ни документации, ни специалистов. Бесхозные ядерные боеприпасы на Украине могло привести к новому еще более мощному Чернобылю. 14 января 1992 года, через семнадцать дней после официального распада СССР, было  подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все ядерные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются, эти мероприятия финансируются США. Последние эшелоны с грузами атомного оружия ушли из Украины только в июне 1996 года.

28 июля 2007 года военный городок «Феодосия-13» превратился в село Краснокаменка.

Приказом МВД Украины от 19 мая 2004 года  на бывшую секретную базу был передислоцирован 37-й отдельный батальон внутренних войск из Павлограда и на его базе сформирован 47-й полк специального назначения «Тигр», в состав которого вошли два батальона спецназа, военная комендатура охраны 51-го объединённого склада ВМС Украины и патрульный батальон.
В 2014 году после присоединения Крыма к России  воинские части перешли к внутренним войскам  МВД России (112 отдельная бригада).

***
Советская авиабаза «Багерово» вблизи одноименного посёлка в Восточном Крыме  была создана в 1947 году с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов. Во время войны здесь действовал полевой аэродром.

Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев была построена взлетно-посадочная полоса из прочнейшего бетона шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика Ту-4.

Авиабаза была секретным 71-м полигоном ВВС, участвовавшим в 178-ми ядерных испытаниях. Аэродром обеспечивал проведение воздушных ядерных испытаний, кроме этого на полигоне отрабатывались технические средства доставки ядерных зарядов.

Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях «Снежок» с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей международной напряженности, в Соединённых Штатах были разработаны планы ядерного нападения на СССР.
В 1973 году на базе аэродрома был открыт филиал Ворошиловградского высшего авиационного училища штурманов, который готовил кадры для фронтовой и армейской авиации.
В конце 1980-х была модернизирована взлетно-посадочная полоса с созданием поверхностного слоя из аэродромных бетонных плит ПАГ-18.

В 1998 году в независимой Украине местная воинская часть была расформирована, а аэродром заброшен. Гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой. В 2012 года аэродром был продан за 13,3 млн. гривен (~ $1.5 млн.)  на аукционе, проведённом Фондом имущества Крыма, частной компании «Лама» из Керчи, специализирующейся на оптовой торговле строительными материалами. По оценкам одни только плиты взлётной полосы могли быть проданы за 50 млн. гривен.

***
Чернобыльский синдром. Для разрушения инфраструктуры Советского Союза после аварии на Чернобыльской АЭС использовался экологический фактор. Уже когда  обозначились тревожные признаки распада страны, вдруг  важнейшей проблемой стала экология. Зарубежные неправительственные организации  финансировали экологические движение, бездумно крушившее все, что можно. Так погибли недостроенные Крымская АЭС и Одесская АТЭЦ,  и спустя четверть века вместо разрушенных станций не появилось новых энергетических мощностей.

Расположенная в Восточном Крыму вблизи города Щёлкино недостроенная Крымская атомная станция, будучи в высокой степени готовности первого энергоблока до 80%, после распада СССР была заброшена из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

Первые проектные изыскания были проведены в 1968 году, а строительство  начато в 1975 году. Станция должна была полностью обеспечить электроэнергией Крым с учетом перспектив развитию экономики полуострова. Проектная мощность четырех энергоблоков Крымской АЭС — 4 ГВт. С 1984 года  строительство АЭС было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. После строительства города-спутника Щёлкино и водохранилища с 1982 года началось возведение АЭС с запланированным пуском 1-го энергоблока в 1989 году. Уже было завезено ядерное топливо.

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране и катастрофическая авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года привели к приостановке строительства, а в 1989 году принято окончательное решение отказаться от пуска станции. Станцию начали медленно растаскивать на чёрный и цветной металлолом.

К настоящему времени большинство конструкций и строительной техники уже демонтированы. C 1995 по 1999 год в машинном зале (турбинное отделение) проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип» под девизом: «Атомная вечеринка в реакторе».

В 1998—2000 годах созданное на базе АЭС дочернее предприятие «Восточно-Крымская энергетическая компания» реализовало имущество станции на сумму 2,2 млн. гривен. В  2003 году Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тыс. гривен.

В 2004 году Кабинет министров Украины передал Крымскую АЭС из ведения Министерства топлива и энергетики Совету министров Крыма для продажи оставшегося оборудования. Вырученные деньги должны были пойти на решение социальных и экономических проблем Ленинского района Крыма, и в частности города Щёлкино.

В 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн. гривен ($207 тыс.) юридическому лицу. Реактор ВВЭР-1000 был разрезан на лом. В 2006 году территория бывшей АЭС была выбрана для создания промышленного парка, но украинский проект не реализован.

После присоединения Крыма к России, по оценке концерна «Росэнергоатом», строительство новой АЭС на полуострове бесперспективно, а энергию можно вырабатывать ветряными, солнечными и неядерными теплоэлектростанциями. В феврале 2016 года было объявлено, что на месте строительства АЭС будет разбит новый индустриальный парк. Недостроенная Крымская АЭС будет полностью демонтирована, а стройматериалы планируется направить на сооружение транспортного перехода через Керченский пролив.

Крым. Киммерия. Раскаленные рубежи природы, времени и духа
Феодосия. «Богом данная»
Феодосия в пространстве русской культуры
Судак. Сурож. Сагдея. Генуэзская крепость  
Крымский Парадиз
Кырым. Солхат. Старый Крым. Первая столица крымского ханства 
Киммерия. «Родина духа». «Вулкан страстей». Поэтические и воздушные крылья Коктебеля

Иван Айвазовский. Гений морских симфоний 
Максимилиан Волошин. Пан Коктебель. Поэтическая геофилософия
Максимилиан Волошин и палачи Тавриды
Константин Богаевский. Гений пассионарного героико-романтического пейзажа
Александр Грин. Алые паруса любви и надежды
Нина Николаевна Грин. Ангел хранитель

Восточный Крым. Морской «Зубр». Сверхсекретный подземный атомный «вулкан»

[1] Владимир Тучков  Под Феодосией будет смоделирована Сирия. Новый полигон ВКС открывается в Крыму. - http://svpressa.ru/war21/article/149791/
[2] О чём молчит Кизилташское урочище. — http://kyzyl-tash.narod.ru/izumov.htm

Метки: ,