dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Дарданеллы. Морской пролив-река и мост между Европой и Азией

Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева
image001.jpg
Пролив Дарданеллы у турецкого города Чанаккале. На берегу полуострова Галлиполи расположена средневековая крепость.

Пролив Дарданеллы (Чанаккале, в древности — Геллеспонт) между Эгейским и Мраморным морями разделяет европейский полуостров Галлиполи и азиатский берег Малой Азии.

Длина пролива — 65 км, ширина — от 1,2 до 6 км, средняя глубина — 50 м, минимальная глубина судоходной части составляет 29 м. Протяженные Дарданеллы включают несколько узостей, разделенным более мелкими проливами.

Современное название происходит от близкого троянцам народа дарданы, а античное название переводится  с древнегреческого языка как «проливное море». Проливы  Дарданеллы и Босфор соединяют Эгейское  и Черное моря.
image003.jpg

В античную эпоху главным городом на берегах пролива  был Абидос (на карте к северу от Чанаккале), а в Османской империи  –  Чанаккале. Древнегреческий Абидос, расположенный на азиатском берегу Геллеспонта,  являлся предшественником  Константинополя в качестве торгового моста между Европой и Азией.  Здесь берега пролива сближались до 2 км, — напротив античного Сеста, название которого означает « «город у кратчайшей переправы».

Первое упоминание об Абидосе встречается в «Илиаде». Греческое поселение на месте фракийского было основано милетцами с разрешения лидийского царя приблизительно за 670 лет до н. э. Во время греко-персидских войн Абидос прославился строительством моста через Геллеспонт, который в 480 году до н.э. навёл от Абидоса к Сесту персидский царь Ксеркс для своей армии. Были сооружены два понтонных перехода из связанных между собой кораблей.

Армия Ксеркса, согласно Геродоту, переправлялась по мосту для похода на Грецию. К моменту возвращения войск переправа была разрушена бурей.

В 411—394 годах до н. э. местные греки состояли в союзе со Спартой против Афин, затем город перешёл к персидским Ахеменидам. В 334 году до н. э. Александр Македонский переправился с армией из Сеста в Абидос. Последние сведения о городе встречаются в эпоху Византии, когда здесь собирали пошлину с проплывавших по Геллеспонту судов. В 989 году в сражении у Абидоса византийский император разбил мятежные войска. В этой битве на его стороне принимал участие шеститысячный корпус русов, посланный на помощь императору киевским князем Владимиром Святославичем. Именно здесь из Европы в Азию переправлялись крестоносцы.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. В ходе Первой Балканской войны греческий флот дважды нанёс поражение турецкому при входе в проливы: в сражении у Элли (16 декабря 1912 года) и при Лемносе (18 января 1913 года), после чего османский флот не решался более выходить из Дарданелл. Во время Первой мировой войны в 1915 году за пролив  шли тяжёлые затяжные бои между Турцией и Антантой, закончившиеся поражением западных союзников.

***
На горизонте Дарданеллы.
image005.jpg

Полуостров Галиполли. Слева маяк у мыса Гелла и справа от него стела-монумент погибшим англичанам во время Дарданельской операции 1915 года.
image007.jpg

Турецкий Монумент Мученикам, отдавшим жизнь за победу в 1915 году
image009.jpg

image011.jpg
http://otoparkplakatanimasistemi.com/document/sehirler/%C3%A7anakkale%C5%9Fehitligianiti_plaka_tanima.jpg


Азиатский берег у входа в пролив Дарданеллы. Справа на мысе — маяк, слева — крепость Кумкале, расположенная на невысоком холме Троянской равнины. На горизонте в дымке  в 4,5  километрах от берега виднеется слабо различимый холм Гиссарлык, ставший известным  благодаря Генриху Шлиману,  обнаружившего здесь остатки легендарной Трои, описанной в поэмах Гомера.
image013.jpg

В проливе наблюдается интенсивное судоходство.  Этот морской паром типа Ro-Ro серии Alternative Transport обслуживает маршрут из Стамбула в Италию и встречался нам в Босфоре в предыдущем  яхтенном переходе.

По теме: Судоходство на Босфоре

image015.jpg

Грузовые паромы оператора Grimaldi Lines соединяют многие средиземноморские порты Испании, Италии, Греции и Турции.
image017.jpg

В Дарданеллы входит судно, назначение которого расшифровать не удалось. К этому подозрительному судну даже пришвартовывался турецкий пограничный катер.  Справа на азиатском берегу на холме створный маяк.
image019.jpg

Контейнеровоз одной из крупнейших в мире  итальянской (швейцарской по регистрации) судоходной компании «Mediterranean Shipping Company» (MSC). Владелец дочерней круизной компании MSC Cruises назвал самый крупный европейский лайнер в честь своей подруги Divina (божественная), которая стала крестной матерью корабля. Имя этой непревзойденной всемирно известной актрисы —  Софи Лорен.

Подробно: Божественная. Плавающий Вавилон

image021.jpg

image023.jpg

В яхтенном порту Чанаккале. Этому городу турецкой боевой славы будет посвящен отдельный пост.
image025.jpg

image027.jpg

image029.jpg

image031.jpg

image033.jpg

После стоянки в городе турецкой боевой славы продолжаем путь по проливу Дарданеллы
image035.jpg

image037.jpg

Напротив Чанаккале через пролив на высоком холме выложена огромная надпись  «Dur Yolcu!» (Остановись путник!) и далее боле мелкими буквами «Земля, по которой ты ступаешь, не зная того – место заката целой эпохи». Это строки из поэмы Неджметтина Халила Онана, считавшего это место священным для турок. Здесь на развалинах Османской империи зарождалась светская Турецкая республика.
image039.jpg

***
В 2016 году в соответствии с крупным турецким коммуникационным проектом строительства транспортного кольца вокруг Мраморного моря начались работы по возведению моста «Чанаккале -1915» через Дарданеллы. Мост назван в честь успешной Дарданелльской операции во время Первой мировой войны, в ходе которой Османская империя победила силы Антанты. Мост соединит берега Дарданелл между населёнными пунктами Коджавели в уезде Лапсеки в азиатской части и Сютлюдже в европейской части страны близ города Гелиболу (Галлиполи).

Специально оборудованное судно Fugro Scout под флагом Сингапура уже осуществило  буровые работы. «Чанаккале-1915» будет самым длинным подвесным мостом в мире, протяжённость его основного пролёта составит 2023 м, общая длина — 3,7 км. Проезжая часть моста будет состоять из шести полос: по три в каждом направлении.

Открытие моста, протяженностью 3 860 метров, намечается на 2023 год, когда страна будет широко отмечать 100-летие со дня основания Турецкой Республики. Стоимость проекта превышает 3 млрд. американских долларов.

С появлением моста через Дарданеллы к имеющимся трём мостам через Босфор добавится еще одна магистраль, которая сократит  время транспортировки грузов из Европы в эгейский и средиземноморский регион Турции в обход Стамбула на  200-300 км. Стоимость проезда по мосту составит 15 евро.

Тендер на строительство выиграли южнокорейские компании Daelim и SK, которые объединились в консорциум с двумя турецкими холдингами.  После завершения строительства они десять лет будут владеть, управлять и поддерживать состояние моста, лишь затем передадут трассу государству.

На снимке церемония закладки первого камень на месте строительства моста «Чанаккале-1915», состоявшаяся 18 марта 2017 года. Красочная церемония собрала тысячи гостей, в ней приняли участие турецкий премьер-министр, министр транспорта, судоходства и связи. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к участникам церемонии посредством сеанса видеосвязи: «Сегодня мы начинаем строительство моста Чанаккале (Дарданеллы), и через пять лет приедем сюда на его открытие. Этот мост будет на первом месте в мире по своей протяженности. Мы связываем Азию и Европу».
image041.jpg
http://aa.com.tr/uploads/Contents/2017/03/18/thumbs_b_c_f67784a1baaa256a645b3c042adeb1b6.jpg?v=144117

***
В проливе яхте встретился большой десантный корабль «Николай Фильченков»  Черноморского флота Российской Федерации. Корабль, построенный в Калининграде на судостроительном заводе  «Янтарь», вошел в состав флота в 1975 году. Во время несения боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке неоднократно выполнял задачи оказания международной помощи. В 1976 — 1978 годы с перерывами базировался в портах Анголы. Неоднократно нес боевую службу в Средиземном и Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. На борту имеются 3 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса, система залпового огня А-215 «Град-М». На корабле могут располагаться до 1500 тонн техники и грузов. Экипаж состоит из 55 человек
image043.jpg

image045.jpg

image047.jpg

Слева по курсу — автомобилевоз
image049.jpg

На ночной вахте в Мраморном море
image051.jpg

image053.jpg

image055.jpg

image057.jpg

image059.jpg

Рассвет
image061.jpg

image063.jpg

image065.jpg

Стамбул. Пристань для яхт Ataköy Marina на европейском берегу вблизи международного аэропорта
image067.jpg

Путешествие на яхте «Бавария» из греков к славянам
Греция. Остров Лемнос.
Греция Остров Лемнос. Крепость Кастро
Греция. Остров Лемнос. Трагическая страница исхода Белой армии
Дарданеллы. Морской пролив-река и мост между Европой и Азией
Дарданеллы. Галлиполи. Турецкий Сталинград. Начало заката британского льва
Турция. Дарданеллы. Чанаккале. Город турецкой боевой славы
Стамбул. Босфор. Мосты в ночных огнях

Легендарный «Троянский конь»
Афинский Акрополь. «Красота, воплощенная в простоте»
Древнегреческая тайна Парфенона. Послание будущему
Акрополь. Вид с холма. Афинская Агора

Tags: Средиземноморский яхтинг, Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment