Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Next Entry
Древнегреческая тайна Парфенона. Послание будущему
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев
image001.jpg
Греческий Парфенон как и Собор Святого Семейства в Барселоне многие десятилетия окутан строительными лесами. По этому поводу известный российский блогер  Артемий Лебедев заметил: «Парфенон ремонтируют так долго, что строительная техника, леса и краны скоро будут занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Древнегреческая тайна Парфенона. В мире воспроизведено множество копий храма, больше и меньше оригинала, однако ни один из них не производит такого впечатления, как сохранившиеся развалины Парфенона, отполированные временем, солнцем и ветром. Значит суть не только в физических размерах (высоте, широте, длине), а есть нечто, что волнует человека. Технически возможно воспроизвести идеальную копию Парфенона, но это и будет всего лишь холодная копия. Афинский Парфенон — не просто архитектурный памятник античности, а воплощенная в мраморе гармония человека с природой и политическим миром, гармония души человека, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. Уникальность Парфенона не в его размерах, а в пропорциях и воспроизвести их невозможно, если человек не познает самого себя.

В афинском Парфеноне древние греки закодировали модель мирового порядка созданного ими микрокосмоса.

При воспроизведении  многочисленных копий  Парфенона  это соотнесение утрачивается.
Древнегреческие храмы в отличие от христианских не были предназначены для совершения молебствий внутри их. Во время культовых действий в Парфеноне народ оставался вне помещений храма, обращенного архитектоникой вовне. Таким образом, достигалась гармония между устройством души, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. При воспроизведении многочисленных копий Парфенона это соотнесение утрачивается. По аналогии с этим, демократия — всего лишь форма, а не предмет, который можно копировать.

***
Памятник античной архитектуры, древнегреческий храм Парфенон (др.-греч., — дева; чистый) расположен на афинском Акрополе. Это главный храм античных Афин, посвящённый покровительнице города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице, возведен в 447—438 годах местными зодчими под руководством Фидия.  После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Парфенон является эталоном архитектурного совершенства. Наклон внутрь главных несущих колонн усиливает зрительный эффект высоты  при приближении к зданию. Возможно, этот прием греки переняли у древнего Египта, использованный при возведении знаменитых пирамид.  Через тысячелетия этот прием был использован при строительстве знаменитой Потёмкинской лестницы в Одессе, которая внизу шире, чем в верхней части. И стоящему внизу человеку лестница кажется  более грандиозной и величественной, несмотря на относительно скромные размеры берегового склона.

При возведении Парфенона использовалась специальная кривизна, вносящая оптические коррективы, усиливающие эффект восприятия монументальности здания при его относительно скромных размерах. В храме, кажущимся идеально прямолинейным, отсутствуют прямые контуры. Значение имеет и местоположение здания  храма относительно вершины холма. Он расположен на краю скалы и поэтому посетители видят его отдалённым, не подавляющим своими размерами, и только по мере приближения Парфенон «вырастает» своей монументальностью.

Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. В 4 веке Афины превратились в провинциальный город Римской империи, впоследствии  сокровища храма  были перевезены в Константинополь, а в 6 веке Парфенон переоборудован в христианский храм Святой Софии. Во времена Византийской империи  он служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы, был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник.
В начале XIII века в эпоху Латинской империи  непродолжительное время Парфенон использовался как католический Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешел от французов к каталонцам, и с 1311 по 1386 годы  Афины входили в Арагонское королевство.  В 1387 года власть перешла к Флоренции.

В 1458 году Афины завоеваны Османской империей. Султана Мехмета II, сочетавшего безжалостность завоевателя и ценителя искусств,  поразило величие и изящество Акрополя, где разместился турецкий гарнизон. Святилище было приспособлено для обслуживания  души и тела — Парфенон превратили в мечеть, а в небольшом храме Эрехтейоне обустроили султанский гарем.

Одновременно на Афины претендовали венецианцы и в сентябре 1687 года они захватили укрепленный турками Акрополь. Во время его обстрела из пушек с холма Филопаппу, снаряды попали в Парфенон, где турки решили разместить свои боеприпасы, а также скрыть детей и женщин. Турки надеялись на толщину стен и перекрытий здания и милосердие противника в отношении бывшего христианского храма. В храм Парфенон попало около 700 орудийных ядер, погибло не менее 300 человек. Католики-пираты  взорвали храм, а часть осколочных фрагментов вывезли в Италию. После двухтысячелетней истории Парфенон был разрушен.

Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами, в том числе из-за эпидемии чумы. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе и возвели новую небольшую мечеть среди руин Парфенона.

В 1832 году Афины присоединились к независимому Королевству Греция.  Молодой баварский король Оттон в качестве главы греческого государства провозгласил достопримечательности древнегреческого искусства наиболее важными символами Греции. В 1835 году баварский гарнизон покинул Афины, и Акрополь перешел под контроль новообразованной Греческой археологической службы. Через полвека на Акрополе не осталось ни одного следа «варварского присутствия». К 1890 году на Афинском акрополе можно было увидеть лишь несколько памятников 5 века до н. э. на фоне опустошения более поздней истории. Такой подход вызвал нарекания среди современников.

Реставрационные работы активизировало землетрясение 1894 года, в значительной мере разрушившее  храм. Для соединения античных мраморных блоков использовались железные стержни и скобы, которые со временем ржавели и деформировались, из-за чего блоки растрескивались. С конца 1960-х годов загрязненный воздух и кислотные дожди  начали наносить непоправимый ущерб античным скульптурам и рельефам Парфенона. Поэтому под эгидой ЮНЕСКО было принято решение о сохранении подлинных скульптур в специально возведенном новом музее Акрополя.

Парфенон. Богиня «Афина Парфенос» (447 – 438 гг. до н.э.). Знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия была выполнена из слоновой кости и золота, покрывавших деревянный остов высотой в 13 метров. На изготовление скульптуры  греки израсходована значительная часть  национального  золотого запаса полиса (около  тонны).
image003.png
http://tbib.ru/wp-content/uploads/2016/05/15B-Afina-v-Parfenone.png

image005.jpg

image007.jpg
                                                             
Южный фасад Парфенона
image009.jpg

image011.jpg

Храм возведен из добывавшегося неподалёку белого мрамора, который со временем желтеет под лучами палящего южного солнца. Северная сторона здания (на снимке внизу) подвергается меньшему облучению  — и камень получил здесь серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас.
image013.jpg

Южная сторона храма
image015.jpg

image017.jpg

image019.jpg

image021.jpg


Древняя Греция. Послание будущему. Дух античности  возродился  в западноевропейской цивилизации, ставшей притягательной в современном мире  для других культур. В многочисленных  археологических памятниках Древней Греции преобладают  остатки  храмов и театров, стадионов и терм, отражающие кристаллизованную пассионарность и  необыкновенную гармонию между  природой  и человеком,  здоровым телом и здоровым духом. Жившие «вечным настоящим» древние греки  закодировали  главное послание будущему в одном из сохранившихся чудес Света - Афинском Парфеноне.

Конституция  греческого социального и политического мышления строится на трех китах: устройство космоса, устройство  полиса и устройство души. Основная политическая идея, вытекающая  из связи космоса, полиса и души, был такова, что общество должно максимально отражать то, из чего состоит человек.

Как считали древнегреческие философы, благоденствие государства зависит не только от размеров природного богатства. Можно иметь большие запасы природных энергетических ресурсов и оставаться бедным. В мире общеизвестны и другие примеры, когда обделенная природным богатством страна становится процветающей. Значит все дело в пропорциях, соотношении между источниками созидательной энергии человека и другими ресурсами. Западноевропейская цивилизация продемонстрировала возможность становления не сколько на реальных географических рубежах и непосредственных контактах во времени, а через возрожденную в духе античность.
В отличие от древних  греков, живших «вечным настоящим», братья славяне всегда  готовы начать новую жизнь (по морали) завтра, а сегодня  можно расслабиться, имитировать действительность или подворовывать. Когда же наступает похмелье после затянувшегося праздника души, «золотого» застойного периода или глупого либерального оптимизма возникает традиционный славянский вопрос «кто виноват?».


Путешествие на яхте «Бавария» из греков к славянам
Греция. Остров Лемнос.
Греция Остров Лемнос. Крепость Кастро
Греция. Остров Лемнос. Трагическая страница исхода Белой армии
Дарданеллы. Морской пролив-река и мост между Европой и Азией
Дарданеллы. Галлиполи. Турецкий Сталинград. Начало заката британского льва
Турция. Дарданеллы. Чанаккале. Город турецкой боевой славы
Стамбул. Босфор. Мосты в ночных огнях

Легендарный «Троянский конь»
Афинский Акрополь. «Красота, воплощенная в простоте»
Древнегреческая тайна Парфенона. Послание будущему
Акрополь. Вид с холма. Афинская Агора



?

Log in

No account? Create an account